Пресс-центр / новости / Наука /
В Российской Академии наук обсудили перспективы развития научных коммуникаций в России
В Российской Академии наук 4 октября прошел круглый стол «Популяризация науки: перспективы и пути развития». Представители институтов РАН, вузов, государственных фондов и СМИ, а также популяризаторы науки обсудили развитие информационной экосистемы в сфере науки и современных технологий и коммуникацию между научным и бизнес-сообществом.
На пленарном заседании, посвященном перспективам популяризации науки, был представлен взгляд на эту проблему как самих ученых, так и сотрудников пресс-служб и журналистов.
О необходимости знакомить широкую общественность с достижениями науки свидетельствуют результаты многочисленных опросов: они показывают катастрофически низкую информированность населения России в вопросах, связанных с научной картиной мира, отсутствие базовых знаний по астрономии, биологии, генетике, а также искаженное представление о живой и неживой природе. Об этом, в частности, шла речь в выступлениях доктора биологических наук Светланы Боринской.
Продвижение научных знаний среди массовой и неподготовленной аудитории сегодня является комплексной проблемой. О том, какие способы и форматы продвижения показывают себя жизнеспособными, рассказала научный обозреватель Общественного телевидения России Ольга Орлова. В качестве примера просветительской деятельности в СМИ, она представила проект массовой семейной акции «Всероссийская лабораторная. НеДетские вопросы».
Редактор нового научно-популярного проекта «Индикатор» Николай Подорванюк считает, что популяризация науки в РАН по-прежнему держится на отдельных энтузиастах, как Институт космических исследований (ИКИ), Институт общей генетики (ИОГ) и Институт биоорганической химии (РАН). По его мнению, системных действий со стороны РАН в этом направлении пока не наблюдается. О том, как ученые собственными усилиями пытаются решить эту проблему, рассказал Юрий Ковалев, заведующий Астрокосмическим центром Физического института им. Лебедева РАН. Удачное и своевременное попадание в СМИ результатов работы центра в разных случаях было связано с тем, что ученые стали сотрудничать напрямую с журналистами.
Успешным опытом работы пресс-службы в вузе поделился Виталий Баган, начальник управления стратегического развития МФТИ. Привлекая для написания пресс-релизов студентов Физтеха, институту удалось не только наладить регулярные контакты с российскими СМИ, но и обеспечить публикации о достижениях российских ученых в зарубежных медиа.
Участники пленарной дискуссии задали спикерам вопросы, а также выступили с предложениями по формированию новых профессиональных связей. Однако, по общему мнению, без ключевой роли РАН и изменения отношения к популяризации науки внутри самой Академии кардинально изменить ситуацию вряд ли получится.
«Популяризация научных исследований становится важной частью работы НИИ и университетов: в информационном обществе заниматься коммуникациями – значит не только работать над собственной репутацией, рассказывая об успехах организации, но и создавать новые коллаборации, находить партнеров для реализации проектов, привлекать лучших студентов в лаборатории» – комментирует Юлия Шуляк, пресс-секретарь Института биоорганической химии РАН (соорганизатор мероприятия).
Помимо актуальных вопросов развития сообщества участники в рамках рабочих групп «Общество», «СМИ и бизнес» и «Научные коммуникации» обсудили принципы формирования и работы пресс-служб и управлений по связям с общественностью в научных учреждениях и университетах, а также особенности взаимодействия научных организаций с обществом, СМИ и бизнесом.
Представители научных институтов, вузов, Фонда перспективных исследований и Российского квантового центра поделились опытом выстраивания коммуникации взаимодействия с целевыми аудиториями и средствами массовой информации, рассказали о новых форматах работы с талантливыми школьниками, а также опытом проведения мероприятий. Журналисты и редакторы самых популярных СМИ, пишущих о науке и технологиях (журнала «Кот Шредингера», портала N+1, Общественного телевидения России и других) поделились с участниками секций своим опытом по созданию интересных материалов для самых разных аудиторий.
Отсутствие общей экосистемы и доступной информационной среды, пространства для обмена опытом и лучшими практиками остается сегодня не решенной проблемой для сотрудников научных организаций, представляющих их в публичном поле. В отличие от бизнеса, где существуют отраслевые сообщества журналистов и специалистов по связям с общественностью, российская наука только начинает выстраивать целенаправленную информационную работу, как с широкой общественностью, так и с конкретными целевыми аудиториями – потенциальными бизнес-партнерами, органами государственной власти, студенчеством. В 2014 году для решения таких задач АО «РВК» создала образовательный проект «Коммуникационная лаборатория», который объединяет сегодня несколько сотен представителей научного сообщества и организует мероприятия, помогающие «научным коммуникаторам» обмениваться опытом, получать новые компетенции и выстраивать новые форматы взаимодействия. С инициативами по развитию сообщества профессионалов в сфере научных коммуникаций выступают также университеты и государственные фонды, работающие с вузами и научными учреждениями. Объединение усилий проекта «Коммуникационная лаборатория» РВК и РАН для решения общих задач поможет выстроить эффективную коммуникационную инфраструктуру, при которой отечественные научные достижения и заслуги ученых станут заметными информационными поводами.
11 октября 2016 года