Информация о ходе выполнения проекта Минобрнауки России по Соглашению № 14.607.21.0016 о предоставлении субсидии от 05 июня 2014 г.

Тема проекта: «Разработка биотехнологии получения антимикробного пептида цекропина Р1 на основе биобезопасных трансгенных растений каланхоэ перистого».

За отчетный период в рамках 5-го этапа выполнения соглашения были проведены работы по теме плана-графика «Испытания эффективности антимикробного, ранозаживляющего и иммуностимулирующего действия экспериментальных образцов экстрактов трансгенных растений каланхоэ перистого на животных моделях».

Проведены исследовательские испытания эффективности антимикробного, ранозаживляющего и иммуностимулирующего действия экспериментальных образцов экстрактов трансгенных растений каланхоэ перистого на мышах по разработанной Программе и методикам исследовательских испытаний в отношении высокоинвазивных штаммов Candida albicans, Staphylococcus aureus и Pseudomonas aeruginosa;

Проведены исследовательские испытания эффективности антимикробного, и ранозаживляющего действия экспериментальных образцов АМП цекропина Р1 по разработанной Программе и методикам исследовательских испытаний. Исследование иммуностимулирующего действия экспериментальных образцов выполнено на модели бласт-трансформации смешанной культуры лейкоцитов с детекцией результата методом ОТ-ПЦР в реальном времени;

Разработано технико-экономическое обоснование целесообразности практического использования вновь созданной инновационной продукции с учётом технологических возможностей, имеющихся у индустриального партнёра разработки;

Разработан проект Технического задания на проведение опытно-технологических работ по теме: «Получение лекарственного препарата на основе экстракта трансгенных растений каланхоэ перистого, экспрессирующих антимикробный пептид цекропин Р1».

В результате выполнения работ по Соглашению № 14.607.21.0016 получены следующие наиболее важные результаты:

1. Показана высокая эффективность антимикробного, ранозаживляющего и иммуностимулирующего действия экспериментальных образцов экстрактов трансгенных растений каланхоэ перистого на мышах по разработанной Программе и методикам исследовательских испытаний. Впервые установлено, что экспериментальные образцы, содержащие цекропин Р1, проявляют антимикробное действие in vivo по отношению к представителям систематически неродственных групп патогенов: грибов-аскомицетов - Candida albicans, грамположительных бактерий - Staphylococcus aureus и грамотрицательных бактерий Pseudomonas aeruginosa. Такая широта антимикробного действия является уникальной особенностью цекропина Р1, выгодно отличающей его от любых известных в литературе антибиотиков и противогрибковых средств.
  2. Исследовательские испытания экспериментального образца экстракта каланхоэ, содержащего цекропин Р1, и очищенного из него цекропина Р1 показали отсутствие у этих субстанций общетоксического и раздражающего действия при нанесении на стерильные и инфицированные патогенами раны, что делает актуальным продолжение работ по доклиническим испытаниям и дальнейшей коммерциализации субстанций на основе биогенного цекропина Р1 в качестве нового ранозаживляющего средства местного применения.
  3. Наличие у экспериментальных образцов экстракта каланхоэ, содержащего цекропин Р1, и очищенного из него цекропина Р1 иммуностимулирующего и ранозаживляющего действия, в том числе, доказанного на модели реакции бласт-трансформации с детекцией результата методом ОТ-ПЦР в реальном времени, позволяет считать перспективным направлением продвижения субстанций на основе биогенного цекропина Р1 их применение в качестве средства для терапии трофических язв, с трудом поддающихся лечению традиционными препаратами на основе антибиотиков ввиду быстро вырабатывающейся у патогенов лекарственной устойчивости.
  4. Выполненное технико-экономическое обоснование показывает возможность достижения экономической эффективности схемы производства экстракта трансгенных растений каланхоэ, содержащих цекропин Р1, при объемах производства более 100 кг экстракта в год.
  5. Подготовлены и отправлены в Редакции журналов 3 статьи и патентная заявка по теме проекта.
    1. Lebedeva A.A., Zacharchenko N.S., Belous A.S., Medvedeva O.A., Kuznetsova T.V., Zylkova M.V., Buryanov Y.I., Trubnikova E.V. Extract of transgenic Kalanchoe pinnata containing antimicrobial peptide cecropin P1 stimulates would-healing and prevents suppuration caused by Staphylococcus aureus and Pseudomonas aeruginosa // Journal of Immunology Research. 2016.
    2. Lebedeva A.A., Zacharchenko N.S., Belous A.S., Medvedeva O.A., Biryukova Y.K., Belyakova A.V., M.V., Buryanov Y.I., Trubnikova E.V. In vitro antifungal activity of antimicrobial peptide cecropin P1 within an extract of transgenic Kalanchoe pinnata // Journal of Immunology Research. 2016.
    3. Захарченко Н. С., Фурс О.В., Пиголева С.В., Лебедева А.А., Шевчук Т. В., Дьяченко О.В., Бурьянов Я.И. Биологическая активность экстрактов трансгенных растений Kalanchoe pinnata L., экспрессирующих ген цекропина Р1 // Физиология растений. 2016.
    4. Заявка на патент. Захарченко Н.С., Бурьянов Я.И. «Способ получения антимикробного пептида цекропина р1 из экстракта трансгенных растений каланхоэ перистого». № 2016133605 от 16.08.2016.

Все результаты выполнены в установленные сроки в соответствии с планом графиком исполнения обязательств и условиями технического задания Соглашения № 14.607.21.0016 о предоставлении субсидии от 5 июня 2014 г.

Проект выполняется в Лаборатория биотехнологии растений ФИБХ ИБХ РАН.

20 декабря 2016 года