Информация о ходе выполнения проекта Минобрнауки России по Соглашению № 14.607.21.0145 о предоставлении субсидии от 3 октября 2016 г.

Тема проекта: «Создание универсальной микрофлюидной платформы для скрининга биоразнообразия микроорганизмов».

За отчетный период 1-го этапа в рамках выполнения соглашения были проведены следующие работы:

• обзор литературы в области современных представлений о поиске новых антимикробных препаратов и технологий высокопроизводительного скрининга микроорганизмов;
  • созданы микрофлюидные чипы различной геометрии для инкапсуляции бактериальных клеток в капли двукратной эмульсии;
  • отработаны условия модификации поверхности чипа для оптимизации условий инкапсуляции бактериальных клеток;
  • получены штаммы бактерий-патогенов (таргетов), содержащих флуоресцентный маркер;
  • проведены патентные исследования;
  • осуществлено материально-техническое обеспечение выполнения данного Соглашения.

В результате выполнения работ первого этапа работ по Соглашению № 14.607.21.0145 о предоставлении субсидии получены нижеследующие основные результаты:

1. Выполнен аналитический обзор современной научно-технической и методической литературы в области современных представлений о поиске новых антимикробных препаратов и технологий высокопроизводительного скрининга микроорганизмов, в том числе, обзор научно-информационных источников: статьи в ведущих зарубежных и (или) российских научных журналах, монографии и (или) патенты) - 79 научно-информационных источников за период 2012 – 2016 гг.
  2. Получены микрофлюидные чипы из полидиметилсилоксана, имеющие геометрию фокусировки потока с размерами сопла 60×70 мкм или 20×22 мкм, для генерации монодисперсной двойной эмульсии с размером капель в диапазоне 20-80 мкм.
  3. Отработаны условия модификации поверхности микрофлюидных чипов. Были получены простые и воспроизводимые методики создания стабильного гидрофильного покрытия каналов с использованием поливинилового спирта, а также гидрофобного покрытия на основе гидрофобизатора Aquapel. После модификации гидрофильные чипы сохраняют свои свойства в течение длительного времени.
  4. В результате проделанной работы были получены рекомбинантные штаммы патогенной бактерии S. aureus, содержащие флуоресцентный маркер. Было показано, что полученные штаммы обладают высоким уровнем флуоресценции, обусловленной конститутивной продукцией внутриклеточного GFP, что, в свою очередь, позволяет использовать их в качестве модельного высокочувствительного биосенсора наличия антибиотической активности.
  5. По результатам патентного поиска дальнейшие исследования и практические разработки в области новых антимикробных препаратов и технологий высокопроизводительного скрининга микроорганизмов являются своевременными и перспективными, а патентование такой технологии является целесообразным. Документов, препятствующих использованию практических разработок в области технология высокопроизводительного скрининга антимикробной активности, в ходе поиска не обнаружено. Патентные исследования выполнены в соответствии с ГОСТ 15.011- 96.
  6. На 1 этапе привлечены и израсходованы внебюджетные средства на материально-техническое обеспечение выполнения экспериментальных исследований по этапу. Работа выполнена за счет средств Индустриального Партнера ПАО «Фармсинтез», отчет представлен отдельным документом в комплекте отчетной документации (отчет о ВБС).

Все задачи первого этапа работ выполнены в установленные сроки в соответствии с планом-графиком исполнения обязательств и условиями технического задания Соглашения №14.607.21.0145 о предоставлении субсидии от 3 октября 2016 г.

Проект выполняется в Лаборатории биокатализа ИБХ РАН.

22 декабря 2016 года