Неклассические Т-лимфоциты: новый вариант деления на гамма/дельта Т-клетки адаптивного иммунитета и клетки, функционирующие сходно с врожденным иммунитетом

Сотрудники Отдела геномики адаптивного иммунитета ИБХ РАН и Сколковского института науки и технологий в коллаборации с Университетом Бирмингема предложили рассматривать гамма/дельта Т-лимфоциты человека типа Vδ2+ как два подтипа с разными принципами работы: Vδ2+Vγ9+ клетки работают сходно с клетками врожденного иммунитета, клетки с Т-клеточным рецептором Vδ2+Vγ9- проходят клональный отбор и формируют иммунную память, как и другие клетки адаптивного Т-клеточного иммунитета. Результаты были опубликованы в журнале Nature Communications.

Т-клетки, иммунитет, иммунная память, Т-лимфоциты

Заяра Д.А.

Вместе с Т-клетками, имеющими свойства натуральных киллеров (NKT-клетки), гамма/дельта Т-клетки традиционно относят к промежуточному функциональному звену между врожденным и адаптивным иммунитетом. Технологии секвенирования Т-клеточных рецепторов и биоинформатического анализа данных помогли обнаружить значительные сходства гамма/дельта Т-клеток с классическими “адаптивными” альфа/бета Т-клетками: тип Vδ1+ проходит клональную селекцию и формирует иммунную память. В новом исследовании эти же черты адаптивного иммунитета обнаружились и у новой субпопуляции: клеток с Т-клеточным рецептором, состоящим из Vδ2+ и Vγ9- цепей.

Рисунок из статьи

Интересно, что у доноров, зараженных цитомегаловирусом, наблюдается более “сфокусированная” иммунная память Vδ2+Vγ9- Т-клеток. Это может свидетельствовать о том, что Vδ2+Vγ9- Т-клетки, сформированные еще в эмбриональном иммунитете, отвечают на определенные вирусные инфекции, становятся Т-клетками памяти и могут поселяться в периферических тканях, защищая их от хронической либо повторной инфекции. Получается, что только Vδ2+Vγ9+ Т-клетки относятся к “innate-like” иммунитету, хотя и задействуют свой Т-клеточный рецептор для активации и работы, тогда как Vδ2+Vγ9- и функционально сходные Vδ1+ гамма/дельта Т-клетки ближе к адаптивному иммунитету с долгоживущей иммунной памятью.

В крови человека гамма/дельта Т-клетки составляют не более 5-7% от Т-лимфоцитов, но играют важную роль в иммунитете слизистых оболочек и других органов, близких к барьерным тканям. На примере печени можно проиллюстрировать, какую роль могут играть гамма/дельта Т-клетки в периферическом иммунитете. Vδ1+ гамма/дельта Т-клетки печени заметно отличаются по разнообразию и уникальным клонам Т-клеточных рецепторов от Vδ1+ клеток крови: это популяция отобранных резидентных Т-клеток. Среди этих клеток выделяются очень крупные клоны, судя по всему, размножившиеся в ответ на вирусную инфекцию или другое заболевание, имевшее место в печени; фенотипически активированные и размножившиеся гамма/дельта Т-клетки Vδ1+ в печени и в крови и Vδ2+Vγ9- в крови похожи на активированные цитотоксические Т-киллеры. Исследование гамма/дельта Т-клеток печени было проведено в том же коллективе соавторов и опубликовано онлайн в мае в журнале Journal of Hepatology.

Кроме специальных функций в барьерных тканях, гамма/дельта Т-клетки работают и в крови, в центральном иммунитете.

Гамма/дельта Т-лимфоциты формируют первую волну адаптивного иммунитета и защищают организм, когда классический адаптивный иммунитет по разным причинам не функционирует: в позднем эмбриональном периоде, при ВИЧ-инфекции, у пациентов после трансплантации в период иммуносуппрессивной терапии. Во всех этих случаях необходимо понимать, с какими инфекциями и регуляторными иммунными функциями могут справиться гамма/дельта Т-клетки без помощи классических альфа/бета Т-лимфоцитов. С этой точки зрения иммуноинформатическая классификация типов гамма/дельта Т-клеточных рецепторов становится шагом, приближающим к возможности модулировать защитный иммунитет против инфекций в условиях частичного иммунодефицита пациентов.

Исследования были поддержаны грантами РФФИ.

1. The human Vδ2+ T-cell compartment comprises distinct innate-like Vγ9+ and adaptive Vγ9- subsets. Nature Communications, Published online: 02 May 2018