Пресс-центр / новости / Наука /

Гелиевый шторм

Жидкий гелий в 2018 году подорожал с 4000 руб/кг до 11000 руб/кг и продолжает дорожать.

Гелий, ЯМР, Деньги

Дубинный М.А.

Источник: электронная площадка oilstat.ru

В ИБХ РАН в настоящий момент активно функционируют 4 ЯМР спектрометра с резонансными частотами 300, 600, 700 и 800 МГц с суммарным потреблением жидкого гелия ~3500 литров/год. Для поставок жидкого гелия в начале года был заключен договор поставок по цене 757.1 рублей за литр на сумму 2.67 млн рублей. Данного договора и зарезервированных для его исполнения денег должно было хватить для спокойной заправки всех приборов до конца 2018 года. Однако что-то пошло не так.

Цены на жидкий гелий на электронной площадке eoil.ru выросли почти в три раза всего за шесть месяцев, побив все предыдущие рекорды как по скорости подорожания, так и по абсолютной стоимости. Сегодня все деньги по годовому договору на жидкий гелий потрачены, новый договор пока еще не заключен, доживут ли приборы до нового года и сколько это будет стоить - никому не известно.

Содержание ЯМР оборудования ИБХ РАН в течение нескольких последних лет обходилось в 5-8 млн руб/год, из них цена жидкого гелия составляла около 2 млн руб (2.1 млн в 2015 и 2016, 2.3 млн в 2017). Расходы на содержание приборов в предыдущие годы распределось между Отделом структурной биологииольшая часть), администрацией иститута и пользователями ЯМР внутри ИБХ РАН (меньшая часть). Распределение расходов на ЯМР всегда было предметом непростых договоренностей внутри института, однако до сих пор переговоры велись в условиях предсказуемого ценообразования, чего никак нельзя сказать о текущем моменте. 

Лаборатория Биомолекулярной ЯМР-спектроскопии уже отказалась от части запланированных закупок оборудования и реактивов на сумму 0.8 млн руб, но это уже не может служить гарантией того, что ЯМР-спектрометры доживут до финансирования в следующем году. Максимальный интервал между заправками жидким гелием самого крупного и чувствительного ЯМР-спектрометра на территории СНГ составляет 60 дней (обычный интервал заправок - 40 дней), поэтому одна-две заправки жидким гелием всегда попадают в "мертвый сезон" - тот период с января по март-апрель, когда все деньги предыдущего финансового года уже потрачены, а новых денег по грантам еще не поступило.

Что же происходит на рынке жидкого гелия? Руководствуясь интернетом и слухами от людей, работающих в отрасли, могу сказать следующее:

1. В апреле 2018 года сменился основной реализатор гелия на внутреннем рынке (источник)

2. Газпром-межрегионгаз уменьшил фактические поставки на внутренний рынок. Это чистой воды слухи, но апрель 2018 года хорошо накладывается на тот момент времени, когда гелий начал дорожать (источник - пост в Фэйсбуке вице-президента РАН Алексея Хохлова)

3. Посредники, которые продают гелий конечным потребителям (то есть нам), не смогли договориться с зарубежными поставщиками гелия (Катар, США) о поставках гелия в Россию. Это опять просто слухи.

Что же делать? Если отбросить резкий и (воможно) искусственный характер текущего ценового шторма, то подорожание гелия - отнюдь не специфика России, это глобальный мировой тренд, который бьет по науке США ни чуть ни меньше, чем по Российской науке. Гелий - ограниченный природный ресурс (попутный газ в природном газе), значит, мировое предложение гелия будет со временем уменьшаться, а новых криогенных технологий, котороым требуются сверхпроводимость и низние температуры будет становиться только больше. Рекомендации в докладе Американского физического сообщества по ссылке выше - переход на замкнутый цикл гелия (собирать улетающий в атмосферу гелий и ожижать, снижение потребления до 5% от первоначального объяема) и государственные программы закупок жидкого гелия для научных исследований.

Вот только бы день простоять да ночь продержаться.

30 октября 2018 года