Laboratory of neuroreceptors and neuroregulators

Department of Molecular Neurobiology

Head: Sergey Kozlov, D.Sc
serg@ibch.ru+7(495)336 4022

Toxinology, neurotoxins, ionotropic receptors, protein structure, recombinant polypeptides, bioactive molecules for medicine

The laboratory conducts research of biologically active components from natural sources, interacting with a variety of targets in the cell membrane, as well as developing a common approach for the identification, isolation, structural and functional analysis and use as a thin tool which modulate the activity of the nerve cells membrane receptors. Laboratory research allows to be closer to an understanding the molecular mechanisms of the natural ligand specificity action and lays the foundation for the development of fundamentally new highly specific drugs and insecticides.

The laboratory cooperates with The Sechenov Institute of Evolutionary Physiology and Biochemistry RAS, (Magazanik L.G.), Federal Scientific Clinical Center of Physical-Chemical Medicine (Govorun V.M.), Sadykov Institute of Bioorganic Chemistry of the Academy of Sciences of Uzbekistan (Salikhov S.I.), Vavilov Institute of General Genetics RAS (Odintsova T.I., PhD), All-Russian Research Institute of Agricultural Biotechnology (prof. Babakov A.V.), University of Leuven, Belgium (Prof. Tytgat J.).

The laboratory has also performed studies in cooperation with Monsanto, Bayer, Zeneka, DuPont and other companies.

Young people are always welcome and get first class practical courses. Since its foundation, 23 PhD dissertations have been successfully defended in the Laboratory. High quality equipment, use of state-of-the-art methods, ongoing staff practical skill training, open-mindedness and ambitious scientific goals – this is what best describes the Laboratory today.

The Laboratory was founded in 1987 by Professor Eugene V. Grishin, member of the Russian Academy of Sciences. The laboratory has evolved into a world-leading scientific team studying natural neurotoxins and their neuronal receptors. The focus is on toxic components of animal venoms acting on different targets in the cell membrane. General approaches have been elaborated to active venom components identification, isolation, structure-function analyses and use as high-precision tools modulating neural membrane receptor activity.

  • Search and investigation of polypeptide toxins and lower-modulated compounds that modulate activity of membrane receptors involved in processes of generation and pain signaling (Korolkova Y.V., PhD; Andreev Ya.A., PhD; Koshelev S.G., PhD)
  • Studies of antimicrobial peptides from arthropods and plant defense peptides (Rogozhin E.A., PhD)
  • Production of recombinant polypeptide toxins (Andreev Ya.A. PhD); study of DNA complex nanostructure (Danilevich V.N.).
  • Development of agricultural crop protection methods to increase crop (Rogozhin E.)
  • Development of methods for the production of recombinant polypeptide toxins in various heterologous expression systems (Yaroslav A. Andreev, Catherine E. Maleeva)
  • Omixed technologies implementation in search and structural identification of biologically active compounds of complex multi-component mixtures (Mikov A.)
  • Creation of cell lines for the analysis of ligand-receptor interactions (Julia Korol'kova, Yaroslav A. Andreev)
  • Studying the DNA nanostructure complexes (Vasiliy Danilevich)
  • a new class of toxins such as spiders argiope – polyamine blocker of glutamate receptors (Grishin et al., 1983)
  • a family of high-selective neurotoxins from the venom of the Black Widow ("black widow") – latrotoxin (Kiyatkin et al., 1990)
  • membrane-active peptides from the venom of ants and spiders (Kozlov et al., 2006)
  • polypeptide toxins specific for sodium, potassium, calcium, proton-sensitive, TRPV1, TRPA1-channels.
  • low-molecular weight biologically active compounds from medicinal plants with analgesic effect.
  • In the study of neuronal receptors isolated and characterized for the first time all of the individual components of the mammalian sodium channel electro-excitability membranes.
NamePositionContacts
Anna Slavokhotova
Sergey Kozlov, D.Scdepart. dir.serg@ibch.ru+7(495)336 4022
Yaroslav Andreev, Ph.D.s. r. f.yaroslav.andreev@yahoo.com+7(495)336-40-20
Vasilij Danilevich, Ph.D.s. r. f.dan@ibch.ru+7(495)336-40-22
Elena Eljakova, Ph.D.s. r. f.elyakova@yandex.ru+7(495)429-87-20, +7(495)995-55-57#2501
Yulija Korol'kova, Ph.D.s. r. f.july@ibch.ru+7(495)3366540
Sergej Koshelev, Ph.D.s. r. f.sknew@yandex.ru+7(495)3306683
Vera Sadykovas. r. f.
Evgenij Rogozhinr. f.rea21@list.ru+7(495)336-40-22
Dmitry Osmakovr. f.
Alexey Vasilchenkor. f.
Alexander Mikovj. r. f.mikov.alexander@gmail.com+7(495)3366540
Ekaterina Maleevaj. r. f.+7()3364022
Irina Mosharovaj. r. f.+7()3306683
Yulia Logashinaj. r. f.yulia.logashina@gmail.com+7(495)3364022
Andrey Vladimirovt. q. - lab. as.
Ljudmila Aleksandrovaeng.+7(495)336-40-22
Natalia Nigmatulinaeng.natnb@mail.ru
Kseniya Lubovaeng.lubova.ksenia@gmail.com
Anna Baranovares. eng.
Timur Bozinres. eng.
Irina Gavryushinares. eng.

Former members:

Tseziy Egorov, D.Scl. r. f.ego@ibch.ru
Alexander Vassilevski, Ph.D.s. r. f.avas@ibch.ru
Tat'jana Valjakina, Ph.D.s. r. f.valyakina@ibch.ru
Kirill Pluzhnikov, Ph.D.s. r. f.
Maria Simonova, Ph.D.r. f.simonova@ibch.ru
Ravilja Komalevar. f.
Ol'ga Lahtinar. f.
Elena Petrova, Ph.D.r. f.petrova@ibch.ru
Aleksandr Musoljamovj. r. f.musolyamov@ibch.ru
Larisa Samohvalovaj. r. f.
A Astafevaj. r. f.a_sanya@mail.ru
Maria Sachkova, Ph.D.PhD stud.sachkovamasha@mail.ru
Alexander Arzamasovstud.Alex_arzamasov@hotmail.com
Anna Emelianovares. eng.annaemelyan@gmail.com
Zhanna Kanaevskayalab. as.zh-kanewskaya@yandex.ru
Evgeny Grishin, member of the academy of sciencesdept. head

Selected publications (show all)

Loading...

Sergey Kozlov

  • Russia, Moscow, Ul. Miklukho-Maklaya 16/10 — On the map
  • IBCh RAS, build. 51, office. 363
  • Phone: +7(495)336 4022
  • E-mail: serg@ibch.ru

Fax: +7 (495) 330 5892

The proton-independent activator of acid-sensing ion channels ASIC3 with unusual pharmacological properties was found in herb Laurus nobilis. (2018-11-30)

The screening of natural sources for novel ligands to ASIC ion channels resulted by a discovery of Lindoldhamine from laurel noble leaves, which can activate the ASIC3 channel at physiological pH. It has been demonstrated that acidification of extracellular media, which normally leads to the activation of the channel, is not more a necessary condition for the both human and rat ASIC3 isoforms opening. Electrophysiological experiments on heterologous expressed ASIC3 ion channels revealed differences in a modulation of human and rat isoform by lindoldhamine. Various applied protocols let to determine the binding of lindoldhamine with human ASIC3 isoform in the closed state that results in a 2-fold increase of transient current amplitude by acidic pH stimulus, however, the rat ASIC3 isoform was not affected to the ligand. Proton independent activation of the rat channel also due to a significantly lower current amplitude registered. As a result, a potent pharmacological difference among human and rat ASIC3 channels were shown during a respond to the novel alkaloid, which proves once again the ambiguity of interpretation of the animal tests data to the further drug developing for humans. The unusual pharmacological properties of lindoldhamine make possible using it as a new instrument for the ASIC channels activity studying, as well as for a study of the nervous system synaptic plasticity in total, since the decisive role of these channels in this process has been proven. The unique property of new ligand is the ability to compete with protons causing desensitization of the ASIC3 transient current. Lindoldhamine increase the amplitude of the transient current on a pH-dependent desensitization curve in contrast to known ASIC ligands, that can shift this curve towards more acidic/alkali value without amplitude change.

First peptide ligands potentiating the TRPA1 response to agonists and producing the analgesic and anti-inflammatory effects. (2017-11-24)

Two analgesic peptides Мs9а-1 and Ueq 12-1 were isolated from sea anemones Metridium senile and Urticina eques and characterized. Peptide Мs9а-1 contains 35 amino acid residues, and its spatial structure is stabilized by two disulfide bridges. The spatial structure of Мs9а-1 is similar to the sea anemones peptides structures described previously. Ueq 12-1 consists from 45 amino acid residues including 10 cysteine residues with an unusual distribution among sea anemone peptides. Its uncommon spatial structure resolved by NMR is partially similar to the structure of mammal’s alpha defensins. This similarity can explain a weak antimicrobial activity of Ueq 12-1 against gram-positive bacteria. Structurally different peptides Мs9а-1 and Ueq 12-1 have a similar mechanism of action onto the same biological target. Experiments in vitro on TRPA1 receptor expressed in oocytes of Xenopus laevis or in mammalian cells shown an increase of receptors’ respond to direct agonists, such as AITC and diclofenac. The intravenously peptides application in tests on mice in vivo resulted in significant analgesic and anti-inflammatory effects, while peptides’ administration did not cause pain or thermal hypersensitivity. We assume that observed effects are connected with the fact that peptides make the receptor more sensitive to their agonists (potentiating effect). So a release of endogenous inflammatory mediators leads to the desensitization of TRPA1-expressing neurons and a nociception decrease. Such enhance of the TRPA1 activity by peptides give novel opportunity for basic research and analgesic drug development.

Novel endogenous ligands of ASIC3 receptor can activate the channel independent from protons, and release human ASIC3 from the steady state desensitization at physiological pH. (2017-11-24)

First activators of acid-sensing ion channels (ASIC) with unique mechanism of action were found. The milimolar concentration of isoquinoline alkaloids (THP, reticuline), which are synthesized by mammalian cells as intermediates in the cycle of endogenous morphine synthesis from tyrosine, can decrease ASIC3 proton-mediated desensitization and at the same time effectively activates hASIC3 and rASIC3 at physiological pH 7.4 and slightly alkaline conditions. To date, a very limited pool of ASICs activators is known. All these molecules shift the channels activation limit to the higher pH values, that making the receptor to be more responsible to a small pH spikes. But still the protons contribution in the process of the channels opening considered as primary. The isoquinoline alkaloids are the first described "non-proton" activators of ASIC3 receptors.

A pharmacological characterization of "non-proton" activators at human and rodents ASIC3 isoforms revealed a strong functional difference of the effect between the rat channels (minor effect) and human (strong potentiate response to acidification) that questioned the effectiveness of ligands proved in animal tests by their transfer to clinical study. In addition, we suggested a new approach for the new analgesics development. Bu our opinion, two systems of nociception (ASIC3) and anti-nociception (opioid receptors) shared common biosynthetic pathway of ligands and may be in mutually balanced state. The inhibition or activation of enzymes involved in the endogenous morphine biosynthesis cascade may shift the equilibrium in some direction that results in analgesia or hyperalgesia.

ASICs play an important role not only in nociception but in the signal transduction, synaptic plasticity, learning, and neuronal cells death. The discovery of endogenous "non-proton" activators proves the existence of several regulatory ways for these channels. It is not clear which of them can more be implemented in the CNS, it is possible that acidification only accompanied the ligand gated regulation. The answer to this question will be obtained in further study.

The multidirectional mechanism of action of peptide modulators of TRPV1 receptor in different conditions of receptor activation has been established. (2017-11-24)

The effect of polypeptides APHC1, APHC2 and APHC3 isolated from sea anemones Heteractis crispa was studied on rTRPV1 expressed in CHO cells. Method of electrophysiology, fluorescence spectroscopy and molecular modeling was utilized. It was established that APHCs potentiate the response of TRPV1 to low (3-300 nM) capsaicin concentrations and inhibit the response to high (>3.0 µM) concentrations of the activator. Also the dependence of peptides action onto TRPV1 was investigated for varying concentrations of activators, such as 2APB and protons, and for the activation by combined stimuli. As a result, the bimodal mechanism of APHCs action onto the receptor is depended to the stimulus power then peptides potentiate low signals but inhibit / neutral to high-amplitude responses. The proposed dual "Gating" model of TRPV1 activation suggests that APHC-polypeptides can stabilize an intermediate state during the receptor activation. By molecular modeling the expected binding site of peptides located between a pair of P-loops on TRPV1 top.

Modulators like APHCs with a dualistic effect have a definite advantage for practical medical applications, since such compounds do not inhibit the normal functioning of the receptor, but produce the desired therapeutic effect at pathologically strong activation.

Publications

  1. Nikolaev MV, Dorofeeva NA, Komarova MS, Korolkova YV, Andreev YA, Mosharova IV, Grishin EV, Tikhonov DB, Kozlov SA (2017). TRPV1 activation power can switch an action mode for its polypeptide ligands. PLoS One 12 (5), e0177077

ω-Tbo-IT1 — selective inhibitor of insect channels isolated from Tibellus oblongus spider venom (2016-03-28)

Novel disulfide-containing polypeptide toxin was found in venom Tibellus oblongus spider from Central Asia region. Here, we report on isolation, spatial structure determination and electrophysiological characterization of this 41-residue toxin called ω-Tbo-IT1 It has insect toxic effect with LD50 14.3 μg/g in experiments on Musca domestica larvae. Electrophysiological experiments revealed a reversible inhibition of evoked excitatory postsynaptic currents in Calliphora vicina neuromuscular junction while parameters of spontaneous ones were not affected. Inhibition was concentration dependent with IC50 value 40±10 nM and Hill coefficient 3.4±0.3. The toxin did not affect frog neuro-muscular junction, glutamatergic and GABAergic transmission in rat brain. Ca2+ currents in Calliphora vicina muscle were not inhibited, whereas in cockroach neurons at least one type of voltage gated Ca2+ currents were inhibited by ω-Tbo-IT1. Thus, the toxin apparently acts as selective inhibitor of presynaptic insect Ca2+ channels. Spatial structure analysis of recombinant ω-Tbo-IT1 by NMR spectroscopy in aqueous solution revealed the set of 20 structures. The toxin comprises the conventional ICK (knottin) fold containing extended β-hairpin loop and γ-turn that are capable of doing — as we called it — “scissors-like mutual motions”. Alongside with alternative twisting of the β-sheet observed in the major β-hairpin loop such plasticity of the molecule (dynamic epitope) may play a crucial role for the receptor binding/recognition.

Publications

  1. Mikov AN, Fedorova IM, Potapieva NN, Maleeva EE, Andreev YA, Zaitsev AV, Kim KK, Bocharov EV, Bozin TN, Altukhov DA, Lipkin AV, Kozlov SA, Tikhonov DB, Grishin EV (2015). ω-Tbo-IT1-New Inhibitor of Insect Calcium Channels Isolated from Spider Venom. Sci Rep 5, 17232

A novel cysteine-rich antifungal peptide ToAMP4 from Taraxacum officinale Wigg. flowers (2016-03-28)

A novel peptide named ToAMP 4 was isolated from Taraxacum officinale Wigg. flowers by a combination of acetic acid extraction and different types of chromatography: affinity, size-exclusion, an d RP-H PLC. The amino acid sequence of ToAMP4 was determined by automated Edman degradation. The peptide is basic, consists of 41 amino acids , and incorporates three disulphide bonds. Due to the unusual cysteine spacing pattern, ToAMP4 doe s not belong to any known plant AMP family, but classifies together with two other antimicrobial peptides ToAMP1 and ToAMP2 previously isolated from the dandelion flowers. To study the biological activity of ToAMP4 , it was success fully produced in a prokaryotic expression system as a fusion protein with thioredoxin. The recombinant peptide was shown to be identical to the native ToAMP4 by chromatographic behavior, molecular mass, and N-terminal amino acid sequence. The peptide displays broad-spectrum antifungal activity against important phytopathogens. Two ToAMP4 -mediated inhibition strategies depending on the fungus were demonstrated. The results obtained add to our knowledge on the structural and function al diversity of AMPs in plants.

Лаборатория нейрорецепторов и нейрорегуляторов

Отдел молекулярной нейробиологии

Руководитель: Козлов Сергей Александрович, д. х. н.
serg@ibch.ru+7(495)336 4022

Токсинология, нейротоксины, ионотропные рецепторы, структура белков, рекомбинантные полипептиды, биологически активные соединения для медицины

Лаборатория проводит исследования биологически активных компонентов из природных источников, взаимодействующих с различными мишенями в клеточной мембране, а также разрабатывает общие подходы для их идентификации, выделения, структурно-функционального анализа и использования в качестве тонких инструментов модуляции активности мембранных рецепторов нервной клетки. Исследования Лаборатории позволяют приблизиться к пониманию молекулярных механизмов специфичности действия природных лигандов и закладывают основу для разработки принципиально новых высокоспецифичных лекарственных средств и инсектицидов.

Лаборатория сотрудничает с Институтом эволюционной физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова РАН (член-корр. РАН Л. Г. Магазанник), Федеральным научно-клиническим центром физико-химической медицины (академик В.М. Говорун), Институтом биоорганической химии им. Садыкова АН республики Узбекистан (академик Ш. И. Салихов), Институтом общей генетики им. Н. И. Вавилова РАН (в.н.с. Т.И. Одинцова), Всероссийским научно-исследовательским институтом сельскохозяйственной биотехнологии РАСХН (проф. А.В. Бабаков), Католическим университетом г. Левен, Бельгия (проф. Я. Титгат) и др.

В лаборатории проводились совместные научные исследования с компаниями Monsanto, Bayer, Zeneka, DuPont и др. Многие приоритетные результаты защищены международными и российскими патентами. В лаборатории получены гранты по программе Президиума РАН «Молекулярная и клеточная биология», Роснауки, Роспрома, программе «Научная школа», РФФИ и др.

Лаборатория постоянно ведет работу с молодежью, за время существования по тематике исследования были защищены 23 кандидатских диссертации. Хорошее материально-техническое обеспечение, использование передовых методов исследования, постоянное совершенствование практических навыков сотрудников, открытость для дискуссий, большие творческие планы и активное участие сотрудников в общественной жизни Института – это то, что характеризует Лабораторию нейрорецепторов и нейрорегуляторов сегодня.

Лаборатория была основана в 1987 году академиком РАН, профессором Евгением Васильевичем Гришиным, под руководством которого она стала ведущим научным подразделением нашей страны и мира в области изучения природных нейротоксинов и их нейрональных рецепторов.

  • Поиск и исследование полипептидных токсинов и низкомолекулярных соединений, модулирующих активность мембранных рецепторов, участвующих в процессе генерации и передачи болевых ощущений (Юлия Владимировна Королькова, Ярослав Алексеевич Андреев, Сергей Геннадьевич Кошелев, Дмитрий Игоревич Осмаков)
  • Изучение антимикробных пептидов членистоногих и защитных пептидов растений (Евгений Александрович Рогожин)
  • Разработка методов защиты сельскохозяйственных растений для повышения урожая (Евгений Александрович Рогожин)
  • Разработка методов получения рекомбинантных полипептидных токсинов в различных системах гетерологической экспрессии (Ярослав Алексеевич Андреев, Екатерина Евгеньевна Малеева)
  • Внедрение омиксных технологий в поиск и структурную идентификацию биологически активных соединений сложных многокомпонентных смесей (Александр Николаевич Миков)
  • Создание клеточных линий для анализа лиганд-рецепторных взаимодействий (Юлия Владимировна Королькова, Ярослав Алексеевич Андреев)
  • Изучение наноструктуры комплексов ДНК (Василий Николаевич Данилевич)
  • Сотрудники Лаборатории провели систематические исследования яда пауков, скорпионов, муравьев и змей (всего более 50 видов ядовитых животных) и экстрактов лекарственных растений, в которых было идентифицировано более 150 различных токсинов, из них 136 выделено и охарактеризовано впервые. В процессе этой работы были открыты:
  • новый класс токсинов пауков типа аргиопина – полиаминных блокаторов глутаматных рецепторов
  • семейство высокомолекулярных селективных нейротоксинов из яда каракурта («черной вдовы») – латротоксинов
  • мембраноактивные пептиды из яда муравьев и пауков
  • полипептидные токсины, специфичные для натриевых, калиевых, кальциевых, протончувствительных, TRPV1, TRPA1каналов.
  • низкомолекулярные биологически активные соединения из лекарственных растений с анальгетическим действием.
  • При изучении нейрональных рецепторов впервые выделены и охарактеризованы все индивидуальные компоненты натриевого канала электровозбудимых мембран млекопитающих.
  • Проведено детальное исследование рецепторов латротоксина и рецепторов аргиопина.
  • Открыт новый тип ионотропных глутаматных рецепторов.
  • Установлено существование в пресинаптической мембране нервной клетки функционального комплекса – синаптосекретосомы и нового рецептора – латрофилина, обуславливающих процесс секреции нейромедиатора.
  • Успешно завершены доклинические испытания двух потенциальных анальгетических препаратов.
Ф.И.О.ДолжностьКонтакты
Славохотова Анна Александровна
Козлов Сергей Александрович, д. х. н.рук. подр.serg@ibch.ru+7(495)336 4022
Андреев Ярослав Алексеевич, к. б. н.с.н.с.yaroslav.andreev@yahoo.com+7(495)336-40-20
Данилевич Василий Николаевич, к. б. н.с.н.с.dan@ibch.ru+7(495)336-40-22
Елякова Елена Георгиевна, к. х. н.с.н.с.elyakova@yandex.ru+7(495)429-87-20, +7(495)995-55-57#2501
Королькова Юлия Владимировна, к. х. н.с.н.с.july@ibch.ru+7(495)3366540
Кошелев Сергей Геннадьевич, к. б. н.с.н.с.sknew@yandex.ru+7(495)3306683
Садыкова Вера Сергеевнас.н.с.
Рогожин Евгений Александровичн.с.rea21@list.ru+7(495)336-40-22
Осмаков Дмитрий Игоревичн.с.
Васильченко Алексей Сергеевичн.с.
Миков Александр Николаевичм.н.с.mikov.alexander@gmail.com+7(495)3366540
Малеева Екатерина Евгеньевнам.н.с.+7()3364022
Мошарова Ирина Владимировнам.н.с.+7()3306683
Логашина Юлия Александровнам.н.с.yulia.logashina@gmail.com+7(495)3364022
Владимиров Андрей Алексеевичтех.-лаб.
Александрова Людмила Александровнаинженер+7(495)336-40-22
Нигматулина Наталья Борисовнаинженерnatnb@mail.ru
Лубова Ксения Игоревнаинженерlubova.ksenia@gmail.com
Баранова Анна Александровнаинж.-иссл.
Бозин Тимур Николаевичинж.-иссл.
Гаврюшина Ирина Александровнаинж.-иссл.

Ранее здесь работали:

Егоров Цезий Алексеевич, д. х. н.в.н.с.ego@ibch.ru
Василевский Александр Александрович, к. х. н.с.н.с.avas@ibch.ru
Валякина Татьяна Ивановна, к. б. н.с.н.с.valyakina@ibch.ru
Плужников Кирилл Андреевич, к. х. н.с.н.с.
Симонова Мария Александровна, к. х. н.н.с.simonova@ibch.ru
Комалева Равиля Люкмановнан.с.
Лахтина Ольга Евгеньевнан.с.
Петрова Елена Эдуардовна, к. б. н.н.с.petrova@ibch.ru
Мусолямов Александр Хусаиновичм.н.с.musolyamov@ibch.ru
Самохвалова Лариса Вадимовнам.н.с.
Астафьева А Ам.н.с.a_sanya@mail.ru
Сачкова Мария Юрьевна, к. х. н.асп.sachkovamasha@mail.ru
Арзамасов Александр Алексеевичстуд.Alex_arzamasov@hotmail.com
Емельянова Анна Андреевнаинж.-иссл.annaemelyan@gmail.com
Каневская Жанна Олеговналаб.zh-kanewskaya@yandex.ru
Гришин Евгений Васильевич, академикЗав. отделом

Избранные публикации (показать все)

Загружаются...

Козлов Сергей Александрович

  • Москва, ул. Миклухо-Маклая, 16/10 — На карте
  • ИБХ РАН, корп. 51, комн. 363
  • Тел.: +7(495)336 4022
  • Эл. почта: serg@ibch.ru

Факс: +7 (495) 330 5892

В лекарственном растении Laurus nobilis обнаружен протон-независимый активатор кислото-чувствительных каналов ASIC3 с необычными фармакологическими свойствами. (2018-11-30)

Целенаправленный поиск новых лигандов к ионным каналам семейства ASIC привел к обнаружению в листьях благородного лавра алкалоида линдолдхамин, который может активировать канал ASIC3 при физиологических значениях pH. Было продемонстрировано, что закисление внеклеточной среды, которое в норме приводит к активации ионного канала, не является необходимым условием для открытия, как человеческой, так и крысиной изоформы ASIC3 канала. Электрофизиологические исследования на гетерологически экспрессированных ионных каналах ASIC3 выявили различия в модуляции активности человеческой и крысиной изоформы линдолдхамином. С помощью различных протоколов было показано, что связывание линдолдхамина с человеческой изоформой ASIC3 канала в закрытом состоянии приводит к 2 кратному росту амплитуды транзиентного тока в ответ на кислотный рН стимул; при этом на крысиную изоформу ASIC3 лиганд не влиял. Протон независимая активация крысиного канала также была существенно ниже по амплитуде регистрируемого тока. В итоге были показаны существенные фармакологические отличия каналов ASIC3 человека и крысы при их взаимодействии с новым алколоидом, что еще раз доказывает неоднозначность возможной интерпретации данных, получаемых в тестировании на животных моделях, при разработке лекарственных средств для людей. Уникальные фармакологические свойства линдолдхамина позволяют позиционировать его как новый инструмент для изучения активности каналов ASIC, и для изучения синаптической пластичности нервной системы в целом, так как решающая роль этих каналов в этом процессе давно доказана. Уникальным свойством нового лиганда является способность конкурировать с протонами, вызывающими десенситизацию транзиентного тока ASIC3 канала, таким образом, что на кривой рН-зависимости десенситизации наблюдается увеличение амплитуды транзиентного тока, а не сдвиг кривой в область более кислых значений. Ни для одного известного лиганда ASIC такой эффект опубликован ранее не был.

Открыты первые пептидные лиганды, потенцирующие ответ TRPA1 рецепторов на агонисты, проявляющие обезболивающий и противовоспалительный эффекты. (2017-11-24)

Из морских анемон видов Metridium senile и Urticina eques выделены и охарактеризованы анальгетические пептиды Мs9а-1 и Ueq 12-1. Пептид Мs9а-1 содержит 35 аминокислотных остатков, а его пространственная структура стабилизирована двумя дисульфидными мостиками подобно ранее описанным  пептидам из морских анемон. Ueq 12-1 состоит из 45 аминокислотных остатков, включая 10 остатков цистеина с необычным распределением, образующих 5 дисульфидных связей, и является уникальным среди многообразия известных пептидов морских анемон. Являясь по сути принципиально новой обнаруженной пространственной структурой, пространственная укладка части полипептидной цепи молекулы Ueq 12-1 похожа на альфа дефензины млекопитающих. Возможно, именно поэтому пептид также обладает слабым антимикробным действием на грамм-положительные бактерии. Структурно непохожие друг не друга пептиды Мs9а-1 и Ueq 12-1 имеют схожий механизм действия и одну биологическую мишень. В тестах in vitro на ооцитах лягушки Xenopus laevis и клетках млекопитающих, экспрессирующих рецептор TRPA1, оба пептида усиливали действие прямых агонистов, таких как AITC и диклофенак. В тестах in vivo на мышах введение пептидов внутривенно давало значительный анальгетический и противовоспалительный эффект, при этом сами пептиды при введении не вызывали ни болевых ощущений ни тепловую гиперчувствительность. Обнаруженные эффекты пептидов связаны с тем, что при взаимодействии с TRPA1 пептиды делают рецептор более восприимчивым к распознаванию своих агонистов (потенцирующее действие), таким образом, при появлении эндогенных раздражителей, таких как, например, медиаторы воспаления, происходит десенситизация TRPA1-экспрессирующих нейронов. Способность этих веществ избирательно усиливать активность белка TRPA1 открывает новые возможности фундаментальных исследований и служит основой создания лекарств от боли и воспаления.

Впервые охарактеризованы эндогенные лиганды рецептора ASIC3, способные активировать канал без участия протонов, а также выводить ASIC3 человека из состояния десенситизации при физиологических значениях pH. (2017-11-24)

Найдены первые активаторы кислото-чувствительных каналов ASIC, обладающие уникальным, ранее не описанным механизмом действия. Изохинолиновые алкалоиды (THP, ретикулин), которые синтезируются клетками млекопитающих как промежуточные продукты в цикле синтеза эндогенного морфина из тирозина, в милимолярных концентрациях способны возвращать канал ASIC3 из протон-опосредованной десенсибилизации, и одновременно эффективно активировать hASIC3 и rASIC3 при физиологическом рН 7.4 и слабо щелочных условиях. До настоящего момента был описан очень ограниченный набор активаторов ASICs, при чем описанные агонисты главным образом сдвигают активационную способность каналов в область более высоких значений рН, делая рецепторы более чувствительными к меньшим скачкам рН, при этом вклад протонов в процесс открытия каналов рассматривался как основной. Охарактеризованные и зохинолиновые алкалоиды — первые «непротонные» активаторы ASIC3 рецепторов.

При фармакологической характеристике «непротонных» активаторов на изоформы ASIC3 человека и грызунов было выявлено сильное функциональное различие в действии на каналы крысы (незначительный эффект) и человека (сильная потенциация ответа на закисление), что поставило под вопрос эффективность действия известных лигандов, охарактеризованных на животных моделях, при переносе их в клинические исследования.

Также, был сформулирован новый подход к разработке принципиально новых анальгетиков. Найденные лиганд-опосредованные взаимодействия двух систем: ноцицепции (ASIC3) и анти-ноцицепции (опиоидные рецепторы), по нашему мнению, могут находиться во взаимно сбалансированном состоянии, так что ингибирование или активация ферментов в каскаде биосинтеза эндогенного морфина может сдвигать равновесие в ту или иную сторону, приводя к анальгезии или гиперальгезии.

Каналы ASIC играют важную роль не только в ноцицепции, но и в передаче нервного возбуждения, синаптической пластичности, процессах обучения и гибели нейронов. Открытие эндогенных «непротонных» активаторов доказывает существование нескольких путей регуляции этих каналов. Пока не понятно, который из них может в большей степени быть реализован в ЦНС, не исключено, что закисление внеклеточной среды — неосновной путь регуляции. Ответ на этот вопрос будет получен при изучении найденных нами лигандов в модельных экспериментах.

Установлен разнонаправленный механизм действия пептидных модуляторов TRPV1 рецептора в различных условиях активации рецептора. (2017-11-24)

Изучено действие полипептидов APHC1, APHC2 и APHC3, ранее выделенных из морской анемоны Heteractis crispa, на рецепторы rTRPV1, экспрессированные в клетках CHO, с использованием методов электрофизиологии, флуоресцентной спектроскопии и молекулярного моделирования. Установлено, что APHCs потенцируют ответ TRPV1, вызванный низкими (3-300 нМ) концентрациями специфичного агониcта — капсаицина, и ингибируют ответы при высоких (>3.0 мкМ) концентрациях активатора. Были также найдены зависимости действия пептидов на TRPV1 при варьировании активаторов, таких как: 2APB и протоны, и на комбинированные активационные стимулы. В итоге, был установлен бимодальный механизм действия APHCs, зависящий от силы активируюшего стимула, — потенцирование малоамплитудных ответов рецептора и отсутствие эффекта/ингибирование высокоамплитудных ответов. Предложена двойная «шлюзовая» модель активации TRPV1, которая предполагает, что APHC-полипептиды могут стабилизировать промежуточное состояние во время активации рецептора. Методом молекулярного моделирования установлен предполагаемый сайт связывания пептидов между парами внешних P-петель TRPV1.

Модуляторы с дуалистическим эффектом могут иметь определенное преимущество с точки зрения их практического медицинского применения, такие соединения не тормозят нормальную работу рецептора, однако, в случае патологически сильной активации производят желаемый терапевтический эффект.

Публикации

  1. Nikolaev MV, Dorofeeva NA, Komarova MS, Korolkova YV, Andreev YA, Mosharova IV, Grishin EV, Tikhonov DB, Kozlov SA (2017). TRPV1 activation power can switch an action mode for its polypeptide ligands. PLoS One 12 (5), e0177077

Из яда паука Tibellus oblongus выделен и охарактеризован новый инсекто-специфичный токсин, обладающий «динамическим эпитопом». (2016-03-28)

Новый дисульфид-содержащий полипептидный токсин с мотивом пространственной укладки ICK был обнаружен в яде паука Tibellus oblongus. Методами электрофизиологии для нового полипептида была определена биологическая мишень - пресинаптический Са-канал несекомых. Токсин не действовал на препараты из млекопитающих и позвоночных, поэтому получил название ω-Тbo-IT1. ЛД50  нового инсектотоксина составило 11.7 мкг/г на личинках домашней мухи Musca domestica и 20 мкг/г на ювенильный особях тараканов Gromphadorhina portentosa. Методами электрофизиологии было показано обратимое концентрационно-зависимое ингибирование ω-Тbo-IT1 вызванных возбуждающих постсинаптических токов в нейромышечных препаратах мясной мухи Calliphora vicina  (IC50=40±10 нм и коэффициентом Хилла 3.4±0.3) и отсутствие эффекта пептида на спонтанные токи. Анализ пространственной структуры рекомбинантного ω-Тbo-IT1 методом ЯМР-спектроскопии в водном растворе показал, что токсин состоит из нескольких β-шпилечных петель. Две такие петли - длинная и короткая - в водном растворе способны совершать взаимные колебания, которые мы назвали “scissors-like mutual motions”. Такая обнаруженная пластичность молекулы («динамический эпитоп») может играть решающую роль в связывании/распознавании рецептора.

Публикации

  1. Mikov AN, Fedorova IM, Potapieva NN, Maleeva EE, Andreev YA, Zaitsev AV, Kim KK, Bocharov EV, Bozin TN, Altukhov DA, Lipkin AV, Kozlov SA, Tikhonov DB, Grishin EV (2015). ω-Tbo-IT1-New Inhibitor of Insect Calcium Channels Isolated from Spider Venom. Sci Rep 5, 17232

На примере одуванчика лекарственного (Taraxacum officinale Wigg.) впервые показано наличие у растений антимикробного пептида из группы гликопептидов, богатого остатками пролина/гидроксипролина (2016-03-28)

Комбинацией методов автоматического N-концевого секвенирования по Эдману, аминокислотного анализа и нисходящей тандемной масс-спектрометрии определена полная аминокислотная последовательность нового узко специфичного антимикробного пролин/гидроксипролин-богатого, не содержащего остатков цистеина гликопептида, выделенного из цветков одуванчика лекарственного (T. officinale). Установлено наличие гликозилирования данной молекулы пентозами исключительно по остаткам гидроксипролина. Определение спектров кругового дихроизма позволило установить формирование пространственной организации данного гликопептида преимущественно в виде полипролиновой спирали. Высокая специфичность действия нового гликополипептида определяется ингибированием грибов-микромицетов с пигментированной (меланизированной) клеточной стенкой, что может обуславливать механизм его молекулярного действия. При этом экспериментально установлено, что тотальное дегликозилирование не приводит в существенному снижению его антимикробной активности на уровне показателя ИК50. Выделенная молекула является первым примером наличия у растений так называемых потенциальных "гликопептидных антибиотиков" - компонентов врожденной иммунной системы.