Флуоресцентный pH-сенсор для рекордно точного наблюдения за процессами в клетке

Одно из направлений деятельности Лаборатории молекулярных технологий — создание новых инструментов для биоимиджинга и оптогенетики. Юлия Ермакова, Всеволод Белоусов и другие сотрудники этой лаборатории рассказывают в краткой статье в журнале Chemical Communications о создании очередной такой молекулы — SypHer3s.

SypHer3s, SypHer, рН сенсор

Гончарук С.А.

Этот «молекулярный pH-метр» является усовершенствованной версией рН-сенсоров семейства SypHer, разработанных ранее в лаборатории. Сенсор позволяет количественно измерять рН в живых системах разной степени сложности. SypHer3s методами генетической инженерии может быть доставлен живую клетку и, благодаря своей беспрецедентно высокой яркости, может использоваться в микроскопии высокого разрешения: например, для точных наблюдений за колебаниями кислотности в клетках или даже в целых организмах — в статье впервые измерен рН в различных тканях эмбриона рыбки данио-рерио.

SypHer3s: genetically encoded pH indicator with improved brightness and dynamic range

Кроме того, с помощью SypHer3s удалось продемонстрировать функциональную неоднородность митохондрий в разных компартментах нейронов. В теле нейрона митохондрии малоактивны, в то время как в синапсах они начинают активно откачивать протоны из матрикса, создавая электрохимический градиент, необходимый для синтеза АТФ. Следить за этими процессами удобно с помощью рН сенсора, направленного в митохондрии. По словам Всеволода Белоусова, «складывается впечатление, что разные части нейрона получают энергию по-разному: тело живет за счет гликолиза, а синапсы — за счет окислительного фосфорилирования».

Статья опубликована в журнале Chemical Communications.

3 мая 2018 года