Разработка однодоменных ингибирующих антител, направленных против рецептора ErbB3 для терапии рака

Рецептор ErbB3 человека является важной фармакологической мишенью при терапии различных видов рака. Множество моноклональных антител против ErbB3, в настоящее время находятся в разработке и являются классическими иммуноглобулинами. Однако все активнее ведется поиск новых источников антител, либо наноантител, состоящих только из тяжелой цепи. Так, в данной работе авторы обнаружили группу новых однодоменных антител ламы, нацеленных на внеклеточный домен ErbB3 с применением метода фагового дисплея.

однодоменные антитела, HER3, моноклональные антитела, терапия рака

Григоров А.С.

Eliseev IE, Ukrainskaya VM, Yudenko AN, Mikushina AD, Shmakov SV, Afremova AI, Ekimova VM, Vronskaia AA, Knyazev NA, Shamova OV

Полученные в данной работе, выполненной командой ученых из Лаборатории биокатализа ИБХ РАН совместно с коллегами из лаборатории возобновляемых источников энергии Академического университета, три однодоменных антитела, названных BCD090-P1, BCD090-M2 и BCD090-M456 показали предельную стабильность и высокую аффинность к рецептору ErbB3. Так в экспериментах по поверхностному плазмонному резонансу два наиболее эффективных антитела, BCD090-P1 и BCD090-M2, связывали внеклеточный домен ErbB3 с аффинностью 1,6 нМ и 15 нМ для моновалентного взаимодействия. Связывание с рецептором было также подтверждено с помощью иммунофлуоресцентной конфокальной микроскопии на четырех различных линиях раковых клеток ErbB3. Характеризуя связывание антитела с рецепторами, авторами было показано что антитела BCD090-P1 и BCD090-M2 неконкурентно связываются с двумя различными эпитопами рецептора. Кроме того, BCD090-M2 напрямую блокирует связывание лиганда, тогда как BCD090-P1 не конкурирует с лигандом и предположительно действует посредством отдельного аллостерического механизма. В экспериментах in vitro оба антитела ингибировали вызванную ErbB3 пролиферацию клеток аденокарциномы молочной железы MCF-7 и клеток SK-BR-3, сверхэкспрессирующих HER2. Авторы предполагают, что данные однодоменные антитела ламы могут быть использованы для создания новых фармакологических препаратов против ErbB3 или ErbB2/3.

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования РФ (№ 0791-2020-0006) и ЗАО Биокад и опубликована в журнале Biomedicines.

11 ноября 2021 года