Использование искусственных везикул для антиген-специфической стимуляции и экспансии CAR-T-клеток

Разработка CAR-T терапии привела к немедленному успеху в лечении В-клеточного лейкоза. Производство пригодных для терапии функциональных CAR-T-клеток требует надежных протоколов для экспансии ex vivo/in vitro модифицированных T-клеток. В данной работе команда ученых из ИБХ РАН в сотрудничестве с группой ученых из НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева и коллегами с факультета биологии МГУ создала новую технологию экспансии CAR T-клеток при помощи искусственных везикул, несущих поверхностные опухолевые антигены. Такой подход позволит в дальнейшем получать CAR T-клетки, обладающие улучшенными функциональными свойствами и бороться с преждевременным «истощением» CAR T-клеточной популяции.

везикулы, опухолевые антигены, CAR-T, терапия рака

Григоров А.С.

Ukrainskaya V, Rubtsov Y, Pershin D, Podoplelova N, Terekhov S, Yaroshevich I, Sokolova A, Bagrov D, Kulakovskaya E, Shipunova V, Deyev S, Ziganshin R, Chernov A, Telegin G, Maksimov E, Markov O, Oshchepkova A, Zenkova M, Xie J, Zhang H, Gabibov A, Maschan M, Stepanov A, Lerner R

Современные протоколы получения CAR-T-клеток несовершенны, поскольку неспецифическая стимуляция приводит к быстрому разрастанию CAR-отрицательных T-клеток, а удаление питающих клеток из смешанных культур требует дополнительных этапов очистки. Чтобы разработать конкурентный и улучшенный протокол для экспансии CAR T-клеток, авторы воспользовались преимуществами мембранных везикул клеточного происхождения и простыми структурными требованиями взаимодействия CAR-антигена. Этот новый подход заключался в создании антигенных микросфер из обычных клеточных линий, стабильно экспрессирующих поверхностно-связанные антигены CAR, а затем их использование для стимуляции и размножения CAR-T-клеток. Данные везикулы получали из опухолевых клеток посредством обработки их Цитохалазином В, который приводит к экструзии ядра и отслоению цитоплазматической мембраны клеток. Результаты, представленные в статье, ясно демонстрируют, что данных метод позволил производить везикулы, которые способны вызывать более сильную стимуляцию, пролиферацию и функциональную активность CAR-T-клеток, чем это возможно с существующими протоколами. Предполагается, что эта новая методология значительно улучшит возможность получения функционально-активных популяций CAR-T-клеток для терапии.

Работа поддержана грантом РНФ № 17-74-30019 и грантом РФФИ № 19-29-04087_мк и опубликована в журнале Small.

11 ноября 2021 года