Долгосрочная динамика клонального репертуара Б-лимфоцитов: персистирование клонов Б-клеток памяти и позитивная селекция при реактивации и дифференцировке в антитело-секретирующие популяции

Сохранение клонов Б-клеток и возможность тонкой «подстройки» специфичности их рецептора (BCR) к изменениям в структуре антигена позволяет эффективно развивать иммунный ответ в случае повторного контакта с патогенами. Группа ученых из Отдела геномики адаптивного иммунитета ИБХ РАН, совместно с коллегами из ИППИ и Сколтеха, охарактеризовали свойства и динамику репертуаров BCR Б-клеток памяти, и антитело- секретирующих клеток здоровых доноров в течение длительного периода наблюдения.

Репертуар BCR Б-клеток памяти отличается от репертуара наивных Б- клеток, в значительной степени уникален для донора и стабилен во времени. Филогенетический анализ свидетельствует о действии позитивного и негативного отбора, обеспечивающих созревание аффинности BCR при реактивации и сохранение функциональности и антигенной специфичности BCR для персистирующих клонов.

Работа опубликована в журнале eLife.

12 октября 2022 года