Лаборатория моделирования биомолекулярных систем

Отдел структурной биологии

Руководитель: Ефремов Роман Гербертович

http://model.nmr.ru

Молекулярное моделирование, метод молекулярного гидрофобного потенциала, мембранные и мембрано-активные белки и пептиды, структурная организация биологических мембран, молекулярный дизайн, докинг, молекулярная динамика, вычислительный эксперимент, структурная протеомика, технологии in silico, биоинформатика, трансмембранные альфа-спиральные димеры

Сотрудники лаборатории занимаются компьютерным моделированием основных «молекул жизни» и надмолекулярных систем: белков, нуклеиновых кислот и биомембран. Особый акцент делается именно на мембраны и на «населяющие» их белковые молекулы — рецепторы, ионные каналы и пр. Основной «прицел» исследований — установить, как организованы и как функционируют эти молекулы на уровне отдельных атомов, ведь такое знание позволяет не только объяснять, как устроена жизнь, но и осуществлять рациональное конструирование принципиально новых соединений, таких как биологически активные вещества или лекарства.

Компьютерный (или in silico – «в кремнии») эксперимент, в отличие от других методов анализа молекул, не требует создания реальных образцов белковых кристаллов или изотопно-меченых белков. Всю работу сотрудники ведут на многопроцессорных компьютерах, а также обращаются к вычислительным ресурсам Межведомственного суперкомпьютерного центра РАН и других центров коллективного пользования.

На компьютерах создают и изучают модели мембранных и мембрано-активных белков и пептидов, а также их взаимодействия между собой и с лигандами. Исследования этих моделей позволили определить особенности химического строения мембран архей (эти организмы могут использоваться людьми в экологической химии и фармакологии), а также создать на основе природных биологически активных пептидов прототипы новых лекарственных препаратов (например, аналоги латарцинов — антимикробных пептидов, не обладающих гемолитическими свойствами).

Моделирование пространственной структуры рецепторов – отдельное направление работы лаборатории. Особое внимание привлекают GPCR-рецепторы и рецепторные тирозинкиназы, поскольку они являются мишенью действия многочисленных лекарственных веществ, и их потенциал как фармакологических мишеней лишь начинает разрабатываться.

В своей работе исследователи применяют разные алгоритмы молекулярного моделирования: сопоставительное моделирование (на основе структуры белка-«родственника»), молекулярный докинг (для рассмотрения механизмов взаимодействия молекул между собой), молекулярную динамику и др. Чтобы оптимизировать компьютерные модели мембранных белков, сотрудники установили статистические закономерности упаковки мембранных белков.

В лаборатории создан банк динамических моделей липидных бислоев различного состава, в том числе, двухкомпонентных мембран, включающих отрицательно заряженные липиды. Такие структуры позволяют имитировать мембраны бактерий и изучать влияние разных веществ на них, чтобы узнать, какие вещества могут обладать антимикробной активностью и быть полезными в медицине, например, при создании антибиотиков.

Лаборатория активно сотрудничает как с другими подразделениями Института (например, отделами Молекулярных основ нейросигнализации и Молекулярной нейробиологии), так и с другими лабораториями в России и за рубежом.

Лаборатория была образована в 2007 году из группы молекулярного моделирования в составе лаборатории (ныне — отдела) структурной биологии.

Сейчас лаборатория моделирования биомолекулярных систем, равно как и метод компьютерного эксперимента, делает первые шаги в совершенствовании путей изучения важнейших мезоскопических систем и процессов, протекающих внутри клетки. Метод уже гармонично дополняет лабораторные эксперименты, а в будущем, возможно, сыграет решающую роль в лечении и даже предотвращении болезней.

Научно-популярная статья о работе Лаборатории: «Компьютерные игры в молекулярную биофизику биологических мембран».

Лаборатория занимается молекулярным моделированием пространственной структуры и динамики биомолекул. Основной областью специализации является изучение структуры и функций мембранных и мембрано-активных белков и пептидов, лиганд-рецепторных взаимодействий, а также рациональный компьютерный дизайн новых биологически активных соединений, в том числе действующих на мишени в биомембранах.

Большинство работ проводится в тесном сотрудничестве с экспериментальными группами, что обеспечивает максимальную эффективность теоретических исследований. Все молекулярные расчеты проводятся с использованием современного компьютерного оборудования, имеющегося в распоряжении Лаборатории (высокопроизводительные многопроцессорные кластеры под управлением Linux, рабочие станции и пр.) Лаборатория имеет доступ к вычислительным ресурсам Межведомственного суперкомпьютерного центра РАН.

1992—1997 гг. Количественная оценка и картирование пространственных гидрофобных свойств биомолекул. Для детальной характеризации гидрофобных/гидрофильных параметров белков и пептидов впервые применен метод молекулярного гидрофобного потенциала (МГП). МГП-подход также был успешно использован для изучения гидрофобной организации целого ряда водорастворимых и мембранных белков и пептидов, оценки межмолекулярных взаимодействий с их участием. Данные подходы реализованы в виде веб-приложения PLATINUM на сайте Лаборатории.

1998—2000 гг. Разработана модель неявно заданной мембраны. Для описания мембранного окружения в систему вводится дополнительный сольватационый потенциал, зависящий от одной из координат атомов. Модель позволяет изучать пространственную структуру мембранных белков и белок-мембранные взаимодействия с помощью конформационного поиска методом Монте-Карло. Модель неявно заданной мембраны реализована в программе FANMEM, созданной на базе пакета FANTOM (von Freyberg B., W. Braun 1991. J. Comp.Chem. 12:1065–1076).

2005—2008 гг. Созданы модели явно заданных липидных бислоев и мицелл детергентов различного молекулярного состава. Изучено взаимодействие мембрано-активных пептидов из разных классов (пептиды слияния, антимикробные, неспецифические переносчики) с данными моделями. Исследована структурная организация модельных мембран. Показана роль липидного состава и структурно-динамических свойств пептидов в процессе дестабилизации мембраны. Определена взаимосвязь структура-функция для ряда антимикробных пептидов, выделенных из яда паука Lachesana tarabaevi. Созданы пептиды с направленно измененной активностью.

2000—2004 гг. Проведено моделирование ряда мембрано-активных белков и пептидов (кардиотоксины, пептиды слияния, др.) с неявно заданной мембраной. Выявлены ключевые факторы (аминокислотный состав, гидрофобная организация, конформационная динамика), определяющие процесс связывания и геометрию молекул в мембране.

2004—2008 гг. Учет доменных движений бека-мишени и гидрофобных контактов при исследовании взаимодействий рецептор-лиганд методом молекулярного докинга. На основе оригинального метода оценки гидрофобного соответствия разработаны аденин-специфичные оценочные функции. Они эффективно выявляют наиболее правдоподобные решения задачи докинга даже в случае доменных движений рецептора, что было показано при моделирование комплексов АТФ с различными АТФазами Р-типа. Новые подходы реализованы в виде веб-приложения PLATINUM на сайте Лаборатории.

2006—2008 гг. Разработаны подходы для моделирования димеризации трансмембранных α-спиралей. Получены структуры димеров для трансмембранных фрагментов ряда белков (гликофорин, рецепторные тирозин-киназы) с помощью конформационного поиска в неявно заданной мембране методом Монте-Карло с помощью программы FANMEM. Проведено моделирование динамического поведения димера трансмембранных фрагментов про-апоптозного белка Bnip3 в явно заданном липидном бислое с использованием данных ЯМР-спектроскопии.

2006—2008 гг. Алгоритмы оценки качества упаковки α-спиральных сегментов в трехмерных моделях мембранных белков. Разработаны оценочные функции для моделей G-белок сопряженных рецепторов, построенных по гомологии. Метод позволяет выявить модель рецептора, наиболее близкую к его нативной (например, кристаллографической) структуре, среди большого числа некоректных моделей.

По результатам научной работы Лаборатории получено несколько патентов РФ.

Лаборатория моделирования биомолекулярных систем. В первом ряду (слева направо): студ. Фахрутдинова Г. Н., Балицкая Е. Д., Тарасова Н. К., асп. Пыркова Д. В., студ. Иванова И. Д. Во втором ряду: к. ф.-м. н., н. с. Чугунов А. О., зав. лаб., д. ф.-м. н., зам. дир. ИБХ Ефремов Р. Г., к. ф.-м. н., м. н. с. Пырков Т. В., к. ф.-м. н., н. с. Полянский А. А., к. ф.-м. н., с. н. с. Волынский П. Е. В дальнем ряду: асп. Новоселецкий В. Н., студ. Кузнецов А. С., Озеров И. В., м. н. с. Коншина А. Г., студ. Попов П. А.

 

Загрузка...
Загрузка...

Ефремов Роман Гербертович

Москва, ул. Миклухо-Маклая, 16/10 — На карте

Загрузка...

Laboratory of biomolecular modeling

Department of structural biology

Head: Roman Efremov

http://model.nmr.ru

Molecular modelling, molecular hydrophobicity potential, membrane and membrane-active proteins and peptides, structural organization of biological membranes, molecular design, docking, molecular dynamics, computational experiment, structural proteomics, in silico technologies, bioinformatics, transmembrane alpha-helical dimers.

Researchers of the Laboratory are involved into computational modeling of basic “molecules of life” and supramolecular systems: proteins, nucleic acids and biomembranes. A particular emphasis is put on the membrane itself and membrane proteins — receptors, ion channels, etc. The main aim of the research is determination of these proteins’ structure, dynamics and function, since such knowledge not only explains how life works, but also permits rational design of new bioactive compounds and drugs.

Computational (or in silico) experiment, in contrast to other methods of molecular analysis, does not require real samples of protein crystals or isotopically labeled protein. Practicality of multicore workstations and computational power of the Joint Supercomputer Center of the Russian academy of sciences are employed for computational exploration of dynamics of membrane proteins and ьembrane-active peptides, as well as their interaction with ligands. Computational arsenal of the Laboratory includes, but not limited to, comparative modeling, molecular docking, molecular dynamics, etc.

Such studies revealed unique features of archaeal membrane, and also peculiarities of bacterial membranes with respect to membrane-active action of many antibiotics. Another result — rational design of biologically active peptide prototypes of new antibacterial drugs (e.g., analogs of latarcins – antimicrobial peptides).

Another research direction is modeling of the membrane receptors and ion channels. Particular attention is put to G-protein coupled receptors and receptor tyrosine kinases, because these are targets of numerous drugs, and their treatment potential is just have started to be developed. A study of packing statistics of membrane proteins yielded a method to assess packing of polypeptide chain and estimate the “quality” of the model.

To perform all these kinds of modeling, a database of dynamic models of various pure and mixed lipid bilayers was established, including two-component membranes with negatively charged lipids. They mimic bacterial membrane, which permits discovery and/or design of novel antimicrobial and membrane-active peptides.

The laboratory was established in 2007 from the Group of Molecular modeling in the Laboratory (now — Department) of structural biology. Now it intensively collaborates with both other departments of the Institute (e.g., Department of Molecular bases of neurosignalization and Molecular neurobiology), and with other laboratories in Russia and abroad.

Nowadays the Laboratory, as well as computational modeling of biomolecules itself, is taking the first steps towards more efficient study of mesoscopic systems and processes that take place inside the cell. In silico approach naturally extends the laboratory research, and in the near future it may play a decisive role in the treatment and even prevention of many diseases.

The Laboratory conducts research in the field of molecular modeling of biomolecular spatial structure and dynamics. The main specialization of the Laboratory is investigation of structure and function of membrane and membrane-active proteins and peptides, ligand-receptor interactions, as well as rational computer-aided design of novel biologically active compounds, including those acting on targets in biomembranes.

Main part of researches is performed in strong collaboration with experimental groups that provide the maximal efficiency of theoretical studies. All molecular simulations are carried out on modern computational facilities available in the Laboratory (multi-CPU Linux clusters, graphical stations, etc). The Laboratory has access to computational resources of the Joint Supercomputer Center of the Russian Academy of Sciences (Moscow).

1992—1997. Quantitative characterization and mapping of spatial hydrophobic properties of biomolecules. Such an analysis was done for the first time using the molecular hydrophobicity potential (MHP) approach. МHP-technique was successfully applied to study a number of water-soluble and membrane-bound peptides and proteins, as well as to assess intermolecular interactions in these systems. These approaches were implemented in a web-tool PLATINUM available on the web site of the Laboratory (http://model.nmr.ru/platinum).

1998—2000. A novel implicit membrane model was elaborated. The membrane environment is described by an additional solvation energy term, which scales potential energy of atoms depending on one of their 3D coordinates. The model allows investigation of protein-membrane interactions by Monte Carlo simulations. It is implemented in the program FANMEM – modified version of the FANTOM software (von Freyberg B., W. Braun 1991. J. Comp.Chem. 12:1065–1076).

2000—2004. A series of simulations of different membrane-active proteins and peptides (cardiotoxins, fusion peptides, etc) was performed in the implicit membrane. The crucial factors (amino acid composition, hydrophobic organization, conformational dynamics) determining the membrane binding were delineated.

2005—2008. Explicit full-atom models of lipid bilayers and detergent micelles of different molecular composition were elaborated. These models were used to study interactions of membrane-active peptides of different classes (fusion, antimicrobial, cell-penetrating). The structural organizations of model membranes were also investigated. Lipid composition, structural and dynamic properties of peptides were shown to play significant role in destabilization of the membrane. For several antimicrobial peptides from Lachesana tarabaevi spider venom important structure-function relationships were delineated. Based on these data, several new antimicrobial peptides with predefined activities were designed.

2004—2008. Domain motions of protein-target and hydrophobic interactions in molecular docking. We developed an original method to estimate ligand-receptor hydrophobic match and adenine-specific scoring functions based on this method. Modeling of ATP binding to P-type ATPases demonstrated that these scores were particularly efficient when ligand binding was accompanied by large scale domain motions of enzymes. These approaches were implemented in a web-tool PLATINUM available on the web site of our Laboratory (http://model.nmr.ru/platinum).

2006—2008. New approaches in modeling of transmembrane α-helical dimers were elaborated. 3D structures of the dimers formed by transmembrane fragments of several proteins (glycophorin A, receptor tyrosine kinases) were obtained using Monte Carlo simulations in the implicit hydrophobic slabs mimicking hydrophobic lipid bilayer. This was done using the FANMEM software. Full-atom membrane models were used to model transmembrane helical dimer of the pro-apoptotic protein Bnip3. These simulations were carried out with a set of NMR-derived structural restrains.

2006—2008. A method for assessment of packing quality of spatial models of α-helical membrane proteins. Scoring functions were designed to validate the theоretical 3D models of G-protein coupled receptors. The method efficiently identifies the native-like (e.g., closest to X-ray) model among large number of misleading folds.

Results of studies in the Laboratory were confirmed by several Russian patents.

Laboratory of biomolecular modeling. In the first row (left to right): st. Vahrutdinova G.N., Balitskaya E.D., Tarasova N.K., Ph.D. st. Pyrkova D.V., st. Ivanova I.D. In the second row: Ph.D. Chugunov A.O., head of the lab D.Sc. Efremov R.G., Ph.D. Pyrkov T.V., Ph.D. Polyansky A.A., Ph.D. Volynsky P.E. In the last row: Ph.D. st. Novoseletsky V.N., st. Kuznecov A.S., Ozerov I.V., j.r.a. Konshina A.G., st. Popov P.A.
FullnamePositionContacts
Roman Efremov, Prof., D.ScHead of lab.
Dubovskii P.V., Ph.D.s. r. f.
Dmitry Nolde, Ph.D.s. r. f.
Polyansky A.A., Ph.D.s. r. f.
Pavel Volynsky, Ph.D.s. r. f.
Krylov N.A.r. f.
Andrey Kuznetsov, Ph.D.r. f.
Andrey Sosorev, Ph.D.r. f.
Tabakmakher V.M., Ph.D.r. f.
Konshina A.G.j. r. f.
Zamaletdinov M.F.PhD stud.
Korobova N.V.stud.
Smirnov K.V.stud.
Pokrovskiy V.I.eng.
Trofimov Y., Ph.D.eng.

Previously worked here

Anton Chugunov, Ph.D.batch2k@yandex.ru, +7(915)1088825
Pyrkov T.V., Ph.D.
Pyrkova D.V.
Fedor Shirshikov
Panina I.S.
Loading...
Loading...

Roman Efremov

Russia, Moscow, Ul. Miklukho-Maklaya 16/10 — On the map

Loading...