Лаборатория биоинженерии нейромодуляторов и нейрорецепторов

Группа Екатерины Люкмановой исследует «трехпетельные» белки человека семейства Ly6/uPAR и родственные им нейротоксины из яда змей. В центре внимания находятся молекулярные механизмы взаимодействия изучаемых белков с их рецепторами. Коллектив группы владеет передовыми технологиями рекомбинантной продукции «трехпетельных» белков, недоступных из природных источников. Это позволило впервые исследовать пространственную структуру и провести ряд функциональных исследований таких белков человека как Lynx1 (фактор регуляции нейропластичности), а также SLURP-1 и SLURP-2 (ауто/паракринные регуляторы эпителиальных клеток). Эти белки в будущем могут быть использованы в качестве прототипов для препаратов, улучшающих когнитивные функции, противораковых препаратов, а также лекарств, направленных на лечение ряда кожных заболеваний.

Исследования группы ведутся методами  белковой инженерии, клеточной биологии, нейрофизиологии, электрофизиологии. Кроме того, группа сотрудничает с группой структурной биологии ионных каналов ИБХ РАН в исследовании потенциалозависимых ионных каналов человека.

Все публикации (показать избранные)

Загружаются...

Люкманова Екатерина Назымовна

Трехпетельные белки человека ингибируют рост клеток карцином

Совместно с: Лаборатория структурной биологии ионных каналов

Никотиновые рецепторы ацетилхолина (nAChR) играют важную роль в физиологии клеток эпителия, а их активация способствует развитию карцином. Природные модуляторы никотиновых рецепторов ацетилхолина могут стать перспективными прототипами новых противоопухолевых средств.

Показано, что рекомбинантные препараты трехпетельных белков человека ws-Lynx1 и rSLURP-1 ингибируют рост клеток карциномы легкого и меланомы. Препарат ws-Lynx1 в клетках А549 стимулирует антипролиферативные и проапоптотические сигнальные каскады, связанные с активацией α7-nAChR. Препарат rSLURP-1 тормозит никотин-индуцированный рост клеток карциномы легкого, а также отменяет вызванное никотином увеличение экспрессии α7-nAChR и снижение экспрессии гена-онкосупрессора PTEN. Кроме того, rSLURP-1 тормозит рост мультиклеточных сфероидов из клеток различных карцином. Совместное применение rSLURP-1 с другими противоопухолевыми препаратами (гефитиниб, бортезомиб, доксорубицин) приводит к полной остановке роста сфероидов.

Таким образом, препараты ws-Lynx1 и rSLURP-1 представляют собой перспективные прототипы для разработки новых препаратов для лечения онкологических заболеваний.

Комбинаторное селективное введение изотопов 13C и 15N упрощает анализ спектров ЯМР и позволяет картировать интерфейс взаимодействия в комплексах мембранных рецепторов с лигандами

Совместно с: Группа анализа структуры мембранных белков in silico,  Лаборатория молекулярных инструментов для нейробиологии,  Лаборатория структурной биологии ионных каналов

Комбинаторное введение в молекулы белков стабильных изотопов 13C и 15N позволяет значительно упростить анализ спектров ЯМР. Впервые решена задача и разработан алгоритм CombLabel по расчету схемы комбинаторного введения 13C и 15N меток с минимальной ценой. Применение программы позволило произвести отнесение 50% ЯМР-сигналов основной цепи второго потенциал-чувствительного домена натриевого канала Nav1.4 человека (VSD-II). Токи утечки через мутантные варианты Nav1.4, содержащие замену Arg675Gly в VSD-II, приводят к развитию наследственного заболевания – нормокалемического периодического паралича. Методом ЯМР спектроскопии определен интерфейс взаимодействия VSD-II с токсином Hm-3 из яда паука Heriaeus melloteei, который способен блокировать токи утечки. В модели комплекса VSD-II/Hm-3, построенной на основании данных ЯМР, токсин связывается с внеклеточной петлей S1-S2, дестабилизируя состояние домена, при котором наблюдаются токи утечки. На примере комплексов токсина Hm-3 с VSD-I и VSD-II канала Nav1.4 показано, что токсины паукообразных могут по-разному взаимодействовать с различными доменами в составе одного натриевого канала.

Изучено физиологическое действие двух бисбензилизохинолиновых алкалоидов - лигандов каналов ASIC1a.

Совместно с: Лаборатория биологических испытаний,  Лаборатория нейрорецепторов и нейрорегуляторов

Подтип ASIC1a является самым эффективным кислото-чувствительным каналом в клеточной мембране, и он играет важную роль в возбуждении нейронов центральной нервной системе. Именно лиганды к этому подтипу каналов ASIC представляют наибольший интерес для разработки средств борьбы с болью, инсультами, и с нейродегенеративными заболеваниями.

В экспериментах in vitro на гетерологически экспрессированных каналах ASIC1a методом двухэлектродного фиксирования потенциала изучено действие двух бисбензилизохинолиновых алкалоидов растений.

Алкалоид линдольдхамин, выделенный из листьев лавра, значительно ингибировал ответ канала ASIC1a на физиологически значимые слабые стимулы pH 6,5–6,85 с IC50 в диапазоне 150–9 мкМ, но вызывал лишь частичный ингибирующий ответ при подаче более кислых раздражители. У мышей внутривенное введение линдольдхамина в дозе 1 мг/кг вызывало обезболивающий эффект в тесте термической гиперальгезии при воспалении, но не в тесте уксусные корчи, где проводят внутрибрюшинную инъекцию уксусной кислоты. Таким образом, было показана не просто перспективность использования растительных алкалоидов для облегчения боли, но и косвенно подтверждена вовлеченность каналов ASIC1a периферической нервной системы в генерацию болевого ответа на слабое закисление.

Структурный аналог дауризолин, в отличие от линдольдхамина, не ингибировал активацию канала ASIC1a, но вызывал необычный ответ на активацию канала протонами. Необычность заключается в проявлении второй компоненты тока, которая проявляется с задержкой в 2.5 секунды после начала развития первой быстрой компоненты тока и так же быстро десенситизируется. Вторые компоненты тока характерны для каналов ASIC2 и ASIC3, но эти компоненты постоянные, и длятся все время до полной отмены кислотного стимула. Найденный второй компонент тока у подтипа ASIC1a позволяет утверждать, что все типы кислото-чувствительных каналов имеют двойной механизм открывания и десенситизации тока, который интересно будет определить в дальнейших экспериментах.

Обнаружено, что секретируемый белок человека SLURP-1, который экспрессируется в эпителиальных клетках и контролирует их пролиферацию и миграцию, подавляет рост раковых клеток эпителиального происхождения.

Воздействие SLURP-1 на раковые клетки характеризуется положительной обратной связью: экзогенный (рекомбинантный) SLURP-1 связывается с никотиновыми ацетилхолиновыми рецепторами α7 типа на поверхности клеток и запускает каскад сигналов, который мгновенно активирует секрецию эндогенного SLURP-1 из внутриклеточных депо, быстро повышая его концентрацию в межклеточном пространстве и усиливая антипролиферативное действие.

Концентрации SLURP-1, подавляющие деление опухолевых клеток, не влияют на рост нормальных клеток.

Ефременко А.В., Шаронов Г.В., Феофанов А.В. (Лаборатория оптической микроскопии и спектроскопии биомолекул), Люкманова Е.Н., Бычков М.Л., Шулепко М.А., Кульбатский Д.С., Долгих Д.А., Кирпичников М.П. (Группа биоинженерии нейромодуляторов и нейрорецепторов, Отдел биоинженерии), Шенкарев З.О (Группа структурной биологии ионных каналов).

Обнаружено, что секретируемый белок человека SLURP-1, который экспрессируется в эпителиальных клетках и контролирует их пролиферацию и миграцию, подавляет рост раковых клеток эпителиального происхождения. Воздействие SLURP-1 на раковые клетки характеризуется положительной обратной связью: экзогенный (рекомбинантный) SLURP-1 связывается с никотиновыми ацетилхолиновыми рецепторами α7 типа и запускает каскад сигналов, который активирует секрецию эндогенного SLURP-1, быстро повышая его концентрацию в межклеточном пространстве и усиливая антипролиферативное действие.  Концентрации SLURP-1, подавляющие деление опухолевых клеток, не влияют на рост нормальных клеток.

Токсин паука блокирует аберрантные токи в мутантных ионных каналах

Совместно с: Лаборатория структурной биологии ионных каналов,  Лаборатория молекулярных инструментов для нейробиологии

Токсин из яда паука-бокохода Heriaeus melloteei может стать основой для создания лекарства от гипокалиемического периодического паралича второго типа, надежного лекарства от всех случаев которого не существует. Причиной заболевания служат мутации гена потенциал-чувствительных натриевых каналов NaV1.4, характерных для скелетных мышц. В результате мутаций эти каналы проводят аберрантные токи, мышцы оказываются неспособны отвечать на сигналы нервной системы, и развивается слабость вплоть до паралича. Токсин Hm-3 оказался способным селективно блокировать такие токи, протекающие через потенциал-чувствительных домен I мутантных каналов. Подробнее в пресс-релизе на сайте ИБХ.

Публикации

  1. Männikkö R, Shenkarev ZO, Thor MG, Berkut AA, Myshkin MY, Paramonov AS, Kulbatskii DS, Kuzmin DA, Castañeda MS, King L, Wilson ER, Lyukmanova EN, Kirpichnikov MP, Schorge S, Bosmans F, Hanna MG, Kullmann DM, Vassilevski AA (2018). Spider toxin inhibits gating pore currents underlying periodic paralysis. Proc Natl Acad Sci U S A 115 (17), 4495–4500

Взаимодействие вольт-сенсорного токсина Hm-3 с потенциал-чувствительным доменом Na+ канала Nav1.4: структурный взгляд на связывание опосредованное мембраной

Совместно с: Лаборатория молекулярных инструментов для нейробиологии,  Лаборатория структурной биологии ионных каналов

Потенциалозависимые Na+ каналы (Nav) играют важнейшую роль в функционировании сердечно-сосудистой, мышечной и нервной систем. Некоторые мутации вызывают токи утечки через потенциал-чувствительные домены (VSD) каналов Nav, которые приводят к различным заболеваниям. Гипокалиемический периодический паралич (HypoPP) 2 типа вызван мутациями в сегментах S4 VSD в канале NaV1.4 скелетных мышц человека. Вольт-сенсорный токсин Hm-3 из яда паук Heriaeus melloteei подавляет токи утечки через такие мутантные каналы. Для изучения механизма взаимодействия Hm-3 и канала NaV1.4 мы сосредоточились на исследовании изолированного домена VSD-I с помощью ЯМР-спектроскопии в среде имитирующей мембрану. Модель комплекса Hm-3/VSD-I была построена методом белок-белкового докинга с использованием ограничений ЯМР. Токсин изначально закрепляется на поверхности мембраны, а затем образует комплекс с петлей S3b-S4 VSD-I. Связывание Hm-3 блокирует движение спирали S4 – датчика-потенциала и индуцирует аллостерические изменения, которые препятствуют появлению токов утечки. Наша работа является первым структурным ЯМР-исследованием взаимодействия между вольт-сенсорными токсинами и каналами Nav.

Публикации

  1. Männikkö R, Shenkarev ZO, Thor MG, Berkut AA, Myshkin MY, Paramonov AS, Kulbatskii DS, Kuzmin DA, Castañeda MS, King L, Wilson ER, Lyukmanova EN, Kirpichnikov MP, Schorge S, Bosmans F, Hanna MG, Kullmann DM, Vassilevski AA (2018). Spider toxin inhibits gating pore currents underlying periodic paralysis. Proc Natl Acad Sci U S A 115 (17), 4495–4500

Вторичная структура и динамика потенциалочувствительного домена второй псевдосубъединицы канала Nav1.4 скелетных мышц человека

Совместно с: Лаборатория биомолекулярной ЯМР-спектроскопии,  Лаборатория моделирования биомолекулярных систем,  Лаборатория структурной биологии ионных каналов

Потенциалозависимые Na+ каналы играют важнейшую роль в функционировании сердечно-сосудистой, мышечной и нервной систем. α-субъединица Na+ канала состоит из ~2000 аминокислотных остатков, что значительно затрудняет структурные исследования полноразмерных каналов. Методом ЯМР-спектроскопии мембраномоделирующем окружении, был исследован изолированный потенциалочувствительный домен (VSD-II) канала Nav1.4 скелетных мышц человека. Вторичная структура VSD-II схожа со структурой бактериальных Na+ каналов. Часть спирали S4 между первым и вторым консервативными остатками Arg, вероятно, имеет конформацию 3/10-спирали. Данные о релаксации ядер 15N выявили характерную подвижность в мкс-мс временном диапазоне для участков VSD-II, участвующих в предполагаемых межспиральных контактах. VSD-II демонстрирует повышенную подвижность в пс-нс временном диапазоне по сравнению с изолированными VSD K+ каналов.

Laboratory of bioengineering of neuromodulators and neuroreceptors

All publications (show selected)

Loading...

Ekaterina Lyukmanova

Human Three-finger Proteins Inhibit the Growth of Carcinoma Cells

In collaboration with Laboratory of structural biology of ion channels

Nicotinic acetylcholine receptors (nAChR) play an important role in the physiology of epithelial cells, and their activation contributes to the development of carcinomas. Natural modulators of nicotinic acetylcholine receptors may become promising prototypes of new antitumor agents.

Recombinant analogs of human three-finger proteins ws-Lynx1 and rSLURP-1 were shown to inhibit the growth of lung carcinoma and melanoma cells. Ws-Lynx1 in A549 cells stimulates antiproliferative and proapoptotic signaling cascades associated with activation of α7-nAChR. rSLURP-1 inhibits nicotine-induced lung carcinoma cell growth, and also abolishes nicotine-induced increase in the α7-nAChR expression and decrease in the PTEN tumor suppressor gene expression. In addition, rSLURP-1 inhibits the growth of multicellular spheroids from cells of various carcinomas. The combined use of rSLURP-1 with other antitumor drugs (gefitinib, bortezomib, doxorubicin) leads to a complete stop in the growth of spheroids.

Thus, ws-Lynx1 and rSLURP-1 are promising prototypes for the development of new drugs for the cancer treatment.

Combinatorial selective incorporation of stable13C and 15N isotopes facilitates NMR spectra analysis and allows mapping of the binding interfaces between membrane receptors and their ligands

In collaboration with Group of in silico analysis of membrane proteins structure,  Laboratory of Molecular Instruments for Neurobiology,  Laboratory of structural biology of ion channels

Combinatorial incorporation of stable 13C and 15N isotopes into protein molecules can significantly simplify the analysis of NMR spectra. For the first time, the problem was solved and the CombLabel algorithm was developed for calculating combinatorial 13C and 15N  labeling schemes with a minimum price. The application of the program allowed to assign 50% of the NMR signals of the backbone of the second voltage-sensing domain of human sodium channel Nav1.4 (VSD-II). Leak currents through mutant variants of Nav1.4 containing Arg675Gly mutation in VSD-II lead to the development of a hereditary disease – normokalemic periodic paralysis. Hm-3 toxin from the venom of spider Heriaeus melloteei is able to block leak currents in VSD-II. By the means of NMR spectroscopy the interaction interface between VSD-II and Hm-3 toxin was determined. According to the model of the VSD-II/Hm-3 complex, based on the NMR data, the toxin binds to the extracellular S1-S2 loop, destabilizing the state of the domain, at which leak currents are observed. Using the example of the complexes of Hm-3 toxin with VSD-I and VSD-II of the Nav1.4 channel, it has been shown that arachnid toxins can interact differently with different domains within the same sodium channel.

The physiological effect of two bisbenzylisoquinoline alkaloids having activity on ASIC1a

In collaboration with Laboratory of Biological Testing,  Laboratory of neuroreceptors and neuroregulators

The ASIC1a is the most sensitive subtype of acid-sensing ion channel in the cell membrane, and it plays an important role in the excitation of neurons of CNS. Long time the ligands to this ASIC subtype are under intense attention for the development of drugs for pain relief, as well as protectors from strokes and neurodegenerative diseases. In in vitro experiments on heterologically expressed ASIC1a channels, the action of two bisbenzylisoquinoline alkaloids from plants was studied by electrophysiological method of two-electrode potential fixing on oocyte cells.

The alkaloid lindoldhamine extracted from the leaves of Laurus nobilis L. significantly inhibited the ASIC1a channel’s response to physiologically-relevant stimuli of pH 6.5–6.85 with IC50 range 150–9 µM, but produced only partial inhibition of that response to more acidic stimuli. In mice, the intravenous administration of lindoldhamine at a dose of 1 mg/kg significantly reversed complete Freund’s adjuvant-induced thermal hyperalgesia and inflammation; however, this administration did not affect the pain response to an intraperitoneal injection of acetic acid. Thus, it was shown not only a prospective of plant alkaloids using for a pain relief, but was indirectly confirmed the involvement of the ASIC1a channels of the peripheral nervous system in the generation of a pain response to mild acidification.

The structural analogue named daurisoline, unlike lindoldamine, did not inhibit the activation of the ASIC1a channel by protons, but produced the second peak component of the ASIC1a current. This second peak manifested with a 2.5 seconds delay after the first fast respond followed by completely desensitization with the same kinetics as the main peak. The presence of second current components was specific characteristic of ASIC2 and ASIC3 subtypes early, but this component is sustained, that last all time while the acid stimulus presented. The discovery of the second component of ASIC1a current allows us to declare the common mechanism of opening and desensitization for all ASICs, which will be interesting to determine in further experiments.

The human secreted protein SLURP-1, which is expressed in epithelial cells and controls their proliferation and migration, has been found to inhibit the growth of epithelial cancer cells.

The effect of SLURP-1 on cancer cells is characterized by a positive feedback: exogenous (recombinant) SLURP-1 binds to α7 nicotinic acetylcholine receptors on the cell membrane and triggers a cascade of signals that activates secretion of endogenous SLURP-1 from intracellular depot, quickly increasing its concentration in the intercellular space and enhancing antiproliferative action.

Concentrations of SLURP-1, which suppress the growth of cancer cells, do not affect the growth of normal cells.

Mammalian three-finger proteins protect against cancer

In collaboration with Laboratory of structural biology of ion channels,  Laboratory of optical microscopy and spectroscopy of biomolecules

Efremenko A.V., Sharonov G.V., Feofanov A.V. (Laboratory of optical microscopy and spectroscopy of biomolecules), Lyukmanova E.N., Bychkov M.L., Shulepko M.A., Kulbatskii D.S., Dolgikh D.A., Kirpichnikov M.P. (Group of bioengineering of neuromodulators and neuroreceptors), Shenkarev Z.O. (Group of structural biology of ion channels).

The human secreted protein SLURP-1, which is expressed in epithelial cells and controls their proliferation and migration, has been found to inhibit the growth of epithelial cancer cells. The effect of SLURP-1 on cancer cells is characterized by a positive feedback: exogenous (recombinant) SLURP-1 binds to α7 nicotinic acetylcholine receptors on the cell membrane and triggers a cascade of signals that activates secretion of endogenous SLURP-1 from intracellular depot, quickly increasing its concentration in the intercellular space and enhancing antiproliferative action. Concentrations of SLURP-1, which suppress the growth of cancer cells, do not affect the growth of normal cells.

Spider toxin inhibits aberrant currents in mutant ion channels

In collaboration with Laboratory of structural biology of ion channels,  Laboratory of Molecular Instruments for Neurobiology

Toxin from the venom of the crab spider Heriaeus melloteei may serve as a hit in drug discovery for hypokalemic periodic paralysis type 2; there is no reliable medication for all cases of this disease. It is caused by mutations in the gene encoding voltage-gated sodium channels NaV1.4, characteristic of skeletal muscles. As a result of the mutations, these channels conduct aberrant currents, the muscles are unable to respond to the signals of the nervous system, and weakness develops followed by paralysis. Hm-3 toxin was found to be able to selectively inhibit such currents through voltage-sensing domain I of mutant channels. Read more in the press release on the IBCh website.

Publications

  1. Männikkö R, Shenkarev ZO, Thor MG, Berkut AA, Myshkin MY, Paramonov AS, Kulbatskii DS, Kuzmin DA, Castañeda MS, King L, Wilson ER, Lyukmanova EN, Kirpichnikov MP, Schorge S, Bosmans F, Hanna MG, Kullmann DM, Vassilevski AA (2018). Spider toxin inhibits gating pore currents underlying periodic paralysis. Proc Natl Acad Sci U S A 115 (17), 4495–4500

Interaction of gating modifier toxin Hm-3 with voltage-sensing domains of Nav1.4 sodium channel: structural view on the membrane-mediated binding

In collaboration with Laboratory of Molecular Instruments for Neurobiology,  Laboratory of structural biology of ion channels

Voltage-gated Na+ channels (Nav) are essential for the functioning of cardiovascular, muscular, and nervous systems. Certain mutations trigger a leak current through voltage-sensing domains (VSDs) of Nav leading to various diseases. Hypokalemic periodic paralysis (HypoPP) type 2 is caused by mutations in the S4 segments of VSDs in the human skeletal muscle channel NaV1.4. The gating modifier toxin Hm-3 (crab spider Heriaeus melloteei) inhibits leak currents through such mutant channels. To investigate molecular basis of Hm-3 interaction with NaV1.4 channel, we studied isolated VSD-I by NMR spectroscopy in membrane mimicking environment. Hm-3/VSD-I complex was modeled using protein-protein docking guided by NMR restrains. The toxin initially anchors onto the membrane surface and then forms the complex with the S3b-S4 loop of the VSD-I. The Hm-3 binding blocks movement of the voltage-sensor helix S4 and induces some allosteric changes that prevent development of gating-pore currents. Our report is the first NMR study of structural interactions between gating modifier toxins and Nav channels.

Publications

  1. Männikkö R, Shenkarev ZO, Thor MG, Berkut AA, Myshkin MY, Paramonov AS, Kulbatskii DS, Kuzmin DA, Castañeda MS, King L, Wilson ER, Lyukmanova EN, Kirpichnikov MP, Schorge S, Bosmans F, Hanna MG, Kullmann DM, Vassilevski AA (2018). Spider toxin inhibits gating pore currents underlying periodic paralysis. Proc Natl Acad Sci U S A 115 (17), 4495–4500

Secondary structure and dynamics of the voltage-sensing domain of second pseudosubunit of human skeletal muscle sodium channel Nav1.4

In collaboration with Laboratory of biomolecular NMR-spectroscopy,  Laboratory of biomolecular modeling,  Laboratory of structural biology of ion channels

Voltage-gated Na+ channels are essential for the functioning of cardiovascular, muscular, and nervous systems. The α-subunit of eukaryotic Na+ channel consists of ~2000 amino acid residues. This complexity significantly impedes structural studies of full-sized Na+ channels. The isolated voltage-sensing domain (VSD-II) of human skeletal muscle Nav1.4 channel was studied by NMR in membrane mimicking environment. Secondary structure of VSD-II showed similarity with the bacterial Na+ channels. Fragment of S4 helix between the first and second conserved Arg residues probably adopts 3/10-helical conformation. 15N-relaxation data revealed characteristic pattern of μs-ms time scale motions in the VSD-II regions sharing expected interhelical contacts. VSD-II demonstrated enhanced mobility at ps-ns time scale as compared to isolated VSDs of K+ channels.