Группа молекулярной физиологии

Отдел пептидно-белковых технологий

Руководитель: Деев Игорь Евгеньевич, к. ф.-м. н.
deyevie@ibch.ru+7(495)335-41-77, +7(916)354-83-57

Группа занимается поиском тирозинкиназных рецепторов, которые активируются изменением внеклеточного pH.

При помощи компьютерной программы AcalPred сотрудники предсказывают рецепторы, которые имеют потенциал для активации при изменении внеклеточного pH. В результате исследователям удалось найти спектр рецепторов, некоторые из которых фосфорилируются при защелачивании внеклеточной среды. Часть рецепторов имеют прямое онкологическое влияние и выступают в качестве онкомаркеров.

Группа создана в 2013 году.

Ф.И.О.ДолжностьКонтакты
Деев Игорь Евгеньевич, к. ф.-м. н.рук.deyevie@ibch.ru+7(495)335-41-77, +7(916)354-83-57

Ранее здесь работали:

Жевленёв Егор Сергеевичм.н.с.egor.zhevlenev@gmail.com

Все публикации (показать избранные)

Загружаются...

Деев Игорь Евгеньевич

  • Москва, ул. Миклухо-Маклая, 16/10 — На карте
  • ИБХ РАН, корп. 31, комн. 208
  • Тел.: +7(495)335-41-77
  • Эл. почта: deyevie@ibch.ru

Профиль экспрессии генов в почках мышей, нокаутных по гену insrr

Совместно с: Лаборатория клеточной биологии рецепторов

Рецепор, подобный инсулиновому рецептору (insulin receptor-related receptor, IRR), – это «сиротская» рецепторная тирозинкиназа, которая принадлежит к мини-семейству рецептора инсулина, включающему два его гомолога:  рецептор инсулиноподобного фактора роста (IGF-IR) и рецептор инсулина (IR). Биохимический анализ показал, что активация IRR гидроксил-анионом аналогична активации рецептора лигандом и определяется структурой внеклеточного домена IRR. IRR обнаруживается в отдельных популяциях клеток почек, желудка, поджелудочной железы, а также в части симпатических и холинергических нейронов. Наибольшее количество IRR выявлено в почках, где он обнаруживается лишь в бета-вставочных клетках – субпопуляции эпителиальных клеток, выстилающих дистальные канальцы. Для выявления конкретных молекулярных и клеточных механизмов функционирования IRR в почках и с целью выявления роли IRR в регуляции работы почек в живом организме нами был проведен сравнительный анализ транскриптомов из почек мышей дикого типа и мышей, нокаутных по гену insrr. Достоверное изменение (увеличение экспрессии более чем в 1.5 раза в нокаутных животных) было выявлено для транскриптов двух генов hsd3b2 и igf2. Полученные результаты позволяют предположить, что линия IRR-нокаутных мышей может найти применение в качестве животной модели для изучения роли этих генов в почках.

Публикации

  1. Deyev IE, Shayahmetova DM, Zhenilo SV, Radionov NV, Petrenko AG (2018). Profile of Gene Expression in the Kidneys of Mice with the insrr Gene Knockout. Russ. J. Bioorganic Chem. 44 (2), 256–260

Влияние гиперосмотического стресса на посттрасляционые модификации фактора транскрипции Kaiso

Данное совместное исследование с лабораторией профессора Егора Прохорчука (ФИЦ «Фундаментальные основы биотехнологии» РАН) позволило пролить свет на роль посттрансляционных модификаций метил-чувствительного фактора транскрипции Kaiso. Мы нашли что Kaiso существует в основном как моносумоилированный белок, то есть связан с одной молекулой SUMO. Однако если клетки экспрессирующие этот белок подвергаются гиперосмотическому стрессу, то мы неожиданно обнаружили Kaiso быстро теряет эту модификацию (dеSUMOylation). Мы показали, что потеря модификации SUMO является обратимым, так как снятие осмотического давления возвращает Kaiso почти полностью SUMO модифицируемую форму. Затем используя точечный мутагенез мы смогли картировать место модификации в этом белке и это оказался лизин в 42 позиции.

Публикации

  1. Zhenilo S, Deyev I, Litvinova E, Zhigalova N, Kaplun D, Sokolov A, Mazur A, Prokhortchouk E (2018). DeSUMOylation switches Kaiso from activator to repressor upon hyperosmotic stress. Cell Death Differ 25 (11), 1938–1951

Исследование внеклеточной части рецептора IRR методом малоугольного рентгеновского рассеяния и атомно-силовой микроскопией

Совместно с: Лаборатория клеточной биологии рецепторов

Активация IRR может быть достигнута за счет увеличения внеклеточного значения рН. Поскольку активация IRR определяется его внеклеточной частью (эктодоменом), очистка и изучение структуры эктодомена IRR (ectoIRR) представляет особый интерес для понимания фундаментальной основы механизма щелочной чувствительности. Эта работа посвящена определению возможных конформационных перестроек в эктодомене IRR, вызванных изменением рН, с использованием малоуглового рассеяния рентгеновских лучей (SAXS). SAXS является особенно полезным инструментом для исследования некристаллизующихся белков, структурной организации многодоменных белков и позволяет моделировать структуру из субъединиц, для которых доступны кристаллические структуры или другие модели составляющих доменов.

Из данных, полученных в экспериментах SAXS, можно сделать вывод, что белок (растворимый IRR-эктодомен) в растворе существует в виде димера, имеющего молекулярную массу, близкую к той, которая рассчитана из аминокислотной последовательности с вкладом гликозилирования, но мы не смогли найти существенные различия в рассеянии рентгеновских лучей между рН 7,0 и рН 9,0

Чтобы получить подробную структурную организацию ectoIRR мы использовали гибридное моделирование с помощью программного обеспечения CORAL. Доступная рентгеновская кристаллическая структура с высоким разрешением эктодомена рецептора инсулина как ближайшего гомолога IRR была разделена на отдельные поддомены. Всего в CORAL смоделированы две полипептидные цепи (димер ectoIRR) и затем выполнен поиск оптимальных положений и ориентации жестких поддоменов. Моделирование дает хорошее соответствие с χ2 = 1.3, что подтверждает, что выбранная схема моделирования с двумя доменами на цепочку была адекватной.

Данные, полученные с помощью атомно-силовой микроскопии (AFM), также хорошо согласуются с результатами структурного анализа SAXS. Эксперименты AFM эктодомена IRR, адсорбированного на поверхности атомарно-плоской слюды, показали структуру, аналогичную структуре, наблюдаемой SAXS, без существенных различий между рН 7,0 и pH 9,0.

Сайт-направленный мутагенез в фибронектиновых повторах в рецепторе IRR

Совместно с: Лаборатория клеточной биологии рецепторов

Ранее мы продемонстрировали, что активация IRR определяется его внеклеточной областью, включает в себя несколько доменов и показывает положительную кооперативность с двумя синергетическими сайтами. Теперь мы рассмотрели роль FnIII повторов в рН-чувствительности IRR с помощью анализа точечных мутантов и химер IRR с рецептором инсулина (IR). Мы показали, что первый сайт активации включает в себя неупорядоченный участок (646-716) в домене FnIII-2 на С-конце IRR-альфа-субъединицы вместе с близко расположенными остатками L135, G188, R244, H318, K319 доменов L1 и C второй субъединицы. Второй сайт включает в себя остаток T582 домена FnIII-1 в верхней части пирамиды лямбда-формы IRR вместе с M406, V407, D408 из домена L2 во второй субъединице. Также была оценена возможная важность гликозилирования IRR для его активации. Обычно IRR менее гликозилирован, чем IR и IGF-IR. Замена доменов FnIII-2 и FnIII-3 в IRR на гомологичные домены из IR приводит к сдвигу массы β-субъединицы с 68 кДа для IRR до примерно 100 кДа из-за увеличения гликозилирования и отсутствию рН-чувствительность у этой химеры. Однако мутации четырех аспарагиновых остатков (сайтов гликозилирования в этой химере) приводили к уменьшению гликозилирования химер и к частичному восстановлению рН-чувствительности. Таким образом, мы предполагаем, что обширное гликозилирование FnIII-2 / 3 доменов обеспечивает стерическое препятствие для щелочной активации эктодомена IRR.

Флуорогенный маркер для моментального окрашивания и визуализации мембран живых клеток

Совместно с: Группа экспрессии белковых факторов роста и дифференцировки,  Лаборатория молекулярной тераностики

На основе органического соединения создан новый флуорогенный маркер для окрашивания мембран живых клеток. В отличие от существующих в настоящее время коммерческих клеточных маркеров, полученный флуорогенный маркер не флуоресцирует в водной среде, а приобретает флуоресценцию только при помещении его в неполярную среду, например, в клеточную мембрану. Это свойство позволяет моментально окрашивать клетки без последующей отмывки от несвязавшейся метки. Этот маркер может быть использован для визуализация живых клеток с помощью флуоресцентной микроскопии и в проточной цитометрии.

Публикации

  1. Pakhomov AA, Deyev IE, Ratnikova NM, Chumakov SP, Mironiuk VB, Kononevich YN, Muzafarov AM, Martynov VI (2017). BODIPY-based dye for no-wash live-cell staining and imaging. Biotechniques 63 (2), 77–79

Щелочной рН индуцирует IRR-опосредованное фосфорилирование IRS-1 и изменению актинового цитоскелета в линии бета-клеток поджелудочной железы

Совместно с: Лаборатория клеточной биологии рецепторов

Секреция слабощелочного (рН 8,0-8,5) сока в кишечник является одной из ключевых функций поджелудочной железы. Известно, что система поджелудочной железы, содержащая щелочной сок, может соприкасаться с эндокринными клетками островков поджелудочной железы. Ранее мы идентифицировали рецептор IRR, который экспрессируется в островках Лангерганса в качестве сенсора слабощелочного внеклеточного рН. В этом исследовании мы проанализировали влияние щелочной среды на линию бета-клеток поджелудочной железы MIN6. Была обнаружена активация эндогенного IRR, но не рецептора инсулина, которая может быть ингибирована с помощью ингибитора linsitinib. Автофосфорилирование IRR также приводило к фосфорилированию субстрата 1 рецептора инсулина (IRS-1), основного адаптера в сигнальном пути инсулина,  и также блокировалось ингибитором linsitinib. Однако, в отличие от стимуляции инсулина, в результате щелочной обработки не было обнаружено фосфорилирования белка киназы B (Akt / PKB). Мы также наблюдали повышение экспрессии нескольких генов раннего ответа (EGR2, IER2, FOSB, EGR1 и NPAS4) при щелочной обработке клеток MIN6. Щелочная среда, но не инсулин, также вызывала ремоделирование актинового цитоскелета, которое блокировалось предварительной инкубацией с ингибитором linsitinib. Мы предлагаем, чтобы активация IRR щелочью могла быть частью локальной петли сигнализации между экзокринной и эндокринной частями поджелудочной железы.

Group of Molecular Physiology

Department of Peptide and Protein Technologies

Head: Igor Deyev, Ph.D.
deyevie@ibch.ru+7(495)335-41-77, +7(916)354-83-57

The group is looking for tyrosine kinase receptors, which activated by changes in extracellular pH.

Using the AcalPred computer program researchers predict receptors which have the activation potential after some changes of extracellular pH. As a result, the researchers were able to find a variety of receptors, some of which are phosphorylated at alkalization extracellular environment. Some receptors have a direct impact oncology and perform as tumor markers.

The group was established in 2013.

NamePositionContacts
Igor Deyev, Ph.D.headdeyevie@ibch.ru+7(495)335-41-77, +7(916)354-83-57

Former members:

Egor Zhevlenevj. r. f.egor.zhevlenev@gmail.com

All publications (show selected)

Loading...

Igor Deyev

  • Russia, Moscow, Ul. Miklukho-Maklaya 16/10 — On the map
  • IBCh RAS, build. 31, office. 208
  • Phone: +7(495)335-41-77
  • E-mail: deyevie@ibch.ru

Profile of Gene Expression in the Kidneys of Mice with the insrr Gene Knockout

In collaboration with Laboratory of Receptor Cell Biology

The insulin receptor-related receptor (IRR) is a receptor tyrosine kinase and a close homologue of the insulin receptor and the insulin-like growth factor receptor; however, peptide and protein ligands for this receptor have not been identified. IRR is encoded by the insrr gene and is found in some cell populations of kidneys, stomach, pancreas, as well as in some sympathetic and cholinergic neurons. In the present study, a comparative analysis of the transcriptomes of kidneys from wild-type mice and IRR-knockout mice has been performed by the method of deep sequencing and by the analysis of gene expression on microarrays and in real-time PCR. A significant change (a more than 1.5 fold increase in gene expression in knockout animals) was found for the transcripts of two genes: hsd3b2 and igf2. The results suggest that the line of IRR-knockout mice can find application as an animal model in studies of the role of these genes in the kidney.

Publications

  1. Deyev IE, Shayahmetova DM, Zhenilo SV, Radionov NV, Petrenko AG (2018). Profile of Gene Expression in the Kidneys of Mice with the insrr Gene Knockout. Russ. J. Bioorganic Chem. 44 (2), 256–260

Effect of hyperosmotic stress on post-translational modifications of the Kaiso transcription factor

This joint study with the laboratory of Professor Egor Prokhortchouk shed light on the role of post-translational modifications of the methyl-sensitive Kaiso transcription factor. We found that Kaiso exists mainly as a monoSUMOylated protein, that is, it is linked to one SUMO molecule. However, if cells expressing this protein are hyperosmotic stressed, then we suddenly find Kaiso quickly losing this modification (deSUMOylation). We have shown that the loss of the SUMO modification is reversible, since the removal of the osmotic pressure returns Kaiso almost completely the SUMO modified form. Then, using point mutagenesis, we were able to map the site of modification in this protein, and this turned out to be lysine in 42 positions.

Publications

  1. Zhenilo S, Deyev I, Litvinova E, Zhigalova N, Kaplun D, Sokolov A, Mazur A, Prokhortchouk E (2018). DeSUMOylation switches Kaiso from activator to repressor upon hyperosmotic stress. Cell Death Differ 25 (11), 1938–1951

Orphan Receptor Tyrosine Kinase of the Insulin Receptor Family Takes Shape: Structural study by Small-Angle X-Ray Scattering and AFM

In collaboration with Laboratory of Receptor Cell Biology

Activation of the IRR can be achieved by increasing the extracellular pH value. The activation by alkaline media is specific, dose-dependent and reversible, which resembles typical features of ligand-receptor interaction. It was also revealed that the pH sensitivity of IRR is defined by its extracellular region, that is similar to other members of the IR minifamily. Since the activation of the IRR is determined by its extracellular part (ectodomain), the isolation and study of the structure of the ectodomain IRR (ectoIRR) is of particular interest for understanding the fundamental basis of the mechanism of alkaline sensitivity. This work is devoted to the determination of possible conformational rearrangements in the ectodomain of IRR induced by pH changing using small-angle X-ray scattering (SAXS). SAXS is a particularly useful tool for investigation of the non-crystallizable proteins, the structural organization of multidomain proteins and it allows for the rigid body modeling of the quaternary structure from subunits for which crystal structures or other models of the constituent domains are available.

From the data obtained from SAXS experiments it can be concluded that the protein (soluble IRR ectodomain) in solution exists as a dimer having a molecular mass close to that calculated from an amino acid sequence with the contribution of glycosylation, but we can’t find significant differences in X-ray scattering between conditions of pH 7.0 and pH 9.0.

To obtain detailed structural organization of the ectoIRR in solution, hybrid modeling was performed using CORAL software. Available high-resolution X-ray crystal structure of insulin receptor ectodomain as the closest IRR homologue was split into individual subdomains. In total, two polypeptide chains (ectoIRR dimer) were modeled in CORAL, followed by the search for optimal positions and orientation of the rigid subdomains and feasible conformation of the linkers to achieve the best fit to the experimental data. The modeling yields good fit with χ2 = 1.3 confirming that the chosen modeling scheme with two domains per chain was adequate for the data fitting.

The data obtained by atomic force microscopy also demonstrates good agreement with the results of structural analysis by SAXS. AFM experiments of the IRR ectodomain adsorbed on the surface of atomically flat mica revealed the structure similar to the one observed by SAXS, with no significant differences between conditions of pH 7.0 and pH 9.0.

Site-directed mutagenesis of the fibronectin domains in insulin receptor-related receptor

In collaboration with Laboratory of Receptor Cell Biology

We have previously demonstrated that IRR activation is defined by its extracellular region, involves multiple domains and show positive cooperativity with two synergistic sites. By the analyses of point mutants and chimeras of IRR with IR, we now address the role of the FnIII repeats in the IRR pH-sensing. We found that the first activation site includes the intrinsically disordered subdomain ID (646-716) within the FnIII-2 domain at the C-terminus of IRR alpha subunit together with closely located residues L135, G188, R244, H318, K319 of L1 and C domains of the second subunit. The second site involves residue T582 of FnIII-1 domain at the top of IRR lambda-shape pyramid together with M406, V407, D408 from L2 domain within the second subunit. A possible importance of the IRR carbohydrate moiety for its activation was also assessed. IRR is normally less glycosylated than IR and IGF-IR. Swapping both FnIII-2 and FnIII-3 IRR domains with those of IR shifted beta-subunit mass from 68 kDa for IRR to about 100 kDa due to increased glycosylation and abolished the IRR pH response. However, mutations of four asparagine residues, potential glycosylation sites in chimera IRR with swapped FnIII-2/3 domains of IR, decreased the chimera glycosylation and resulted in a partial restoration of IRR pH-sensing activity suggesting that the extensive glycosylation of FnIII-2/3 provides steric hindrance for the alkali-induced rearrangement of the IRR ectodomain.

Fluorogenic marker for instant live-cell membrane staining and imaging

In collaboration with Group of growth factors expression and differentiation,  Laboratory of molecular theranostics

A new organic-compound-based fluorogenic marker has been created for live-cell membrane staining. Unlike current commercial cell markers, the obtained fluorogenic marker does not fluoresce in the aquatic environment, but acquires fluorescence immediately after being placed in a nonpolar medium, for example, in the cell membrane. This property allows one to instantly stain cells without further washing out the unbound dye. This marker can be applied in fluorescence microscopy for live-cell imaging and flow cytometry.

Publications

  1. Pakhomov AA, Deyev IE, Ratnikova NM, Chumakov SP, Mironiuk VB, Kononevich YN, Muzafarov AM, Martynov VI (2017). BODIPY-based dye for no-wash live-cell staining and imaging. Biotechniques 63 (2), 77–79

Alkaline pH induces IRR-mediated phosphorylation of IRS-1 and actin cytoskeleton remodeling in a pancreatic beta cell line

In collaboration with Laboratory of Receptor Cell Biology

Secretion of mildly alkaline (pH 8.0-8.5) juice to intestines is one of the key functions of the pancreas. Recent reports indicate that the pancreatic duct system containing the alkaline juice may adjoin the endocrine cells of pancreatic islets. We have previously identified the insulin receptor-related receptor (IRR) that is expressed in islets as a sensor of mildly alkaline extracellular media.  In this study, we show that those islet cells that are in contact with the excretory ducts are also IRR-expressing cells. We further analyzed the effects of alkaline media on pancreatic beta cell line MIN6. Activation of endogenous IRR but not of the insulin receptor was detected that could be inhibited with linsitinib. The IRR autophosphorylation correlated with pH-dependent linsitinib-sensitive activation of insulin receptor substrate 1 (IRS-1), the primary adaptor in the insulin signaling pathway. However, in contrast with insulin stimulation, no protein kinase B (Akt/PKB) phosphorylation was detected as a result of alkali treatment. We observed overexpression of several early response genes (EGR2, IER2, FOSB, EGR1 and NPAS4) upon alkali treatment of MIN6 cells but those were IRR-independent. The alkaline medium but not insulin also triggered actin cytoskeleton remodeling that was blocked by pre-incubation with linsitinib. We propose that the activation of IRR by alkali might be part of a local loop of signaling between the exocrine and endocrine parts of the pancreas where alkalinization of the juice facilitate  insulin release which, in turn, might induce further duct secretion.