Группа химии пептидов

Пептиды и их производные находят широкое применение в биологических исследованиях, а некоторые пептиды и пептидо-миметики используются в медицине. Разработка эффективных методов получения пептидов, пептидо-миметиков и их различных производных является актуальной задачей.

 

В Группе Химии Пептидов проводятся фундаментальные исследования по поиску продуктов побочных реакций, протекающих в ходе химических превращений проводимых с целью получения целевых пептидов и их производных. При идентификации таких продуктов провидится поиск условий реакций, в которых образование побочных продуктов сведено к минимуму. Прикладным результатом таких исследовательских работ является повышение эффективности химической схемы получения целевых продуктов, разрабатываемых в сотрудничестве с научными подразделениями ИБХ РАН и других Институтов.

  1.  Развитие методологии и разработка методов химического синтеза биологически-активных соединений пептидной природы (пептидов и петидомиметиков).

  2. Развитие методологии селективного сочетания (конъюгации, лигирования) синтетических пептидов с биофармацевтическими препаратами.

  3. Изучение структурно-функциональных зависимостей аналогов биологически-активных пептидов.

  1. Разработана эффективная схема получения амидной формы пептида HLDF-6 для проведения доклинических испытаний.
  2. Обнаружена новая побочная реакция переноса NIn-For защитной группы боковой цепи триптофана на Nα-аминогруппу растущей пептидной цепи и предложены условия подавления переноса.

  3. Разработан метод синтеза кетометиленовых псевдопептидов.

Все публикации (показать избранные)

Загружаются...

Азев Вячеслав Николаевич

  • Москва, ул. Миклухо-Маклая, 16/10 — На карте
  • ИБХ РАН, корп. ФИБХ, комн. лаб-1/511, 514
  • Тел.: +7(4967)73-54-42#3196
  • Эл. почта: viatcheslav.azev@bibch.ru

Оптимизация метода получения фармацевтической субстанции на основе Nα-ацетил С-концевой амидной формы пептида HLDF-6

Совместно с: Лаборатория белков гормональной регуляции

Очевидные стандартные подходы в которых реализуются различные твёрдофазные методологии синтеза пептидов приводят либо к образцам ФС, которые не удовлетворяют требованиям ГФ РФ по норме содержания родственных примесей, либо к образцам ФС с низким содержанием целевого продукта. Реализован оптимизированные метод получения образцов ФС в котором амидная форма шестичленного пептида синтезируется методом конденсации фрагментов в растворе и подвергается процессу очистки. Ацетильная группа вводится в пептид с помощью нестандартного превращения в котором активированные эфиры и азолиды уксусной кислоты взаимодействуют с различными солевыми формами слабых органических кислот и амидной формы пептида HLDF-6 в органических растворителях в отсутствии оснований.

Публикации

  1. Zolotarev YuA, Dadayan AK, Kozik VS, Shram SI, Nagaev IYu, Azev VN, Bogachouk AP, Lipkin VM, Myasoedov NF (2019). Proteolytic Hydrolysis of the Antitumor Peptide HLDF-6-AA in Blood Plasma. Russ. J. Bioorganic Chem. 45 (5), 347–352

Разработка эффективных твердофазных методов получения пептидов обладающих иммуносупрессорной активностью

Совместно с: Лаборатория биологических испытаний,  Лаборатория фармакокинетики

Проведено изучение эффективности различных методов получения пептидов, физиологичеки-активных в модели экспериментального автоимунного энцефаломиелита. Для поиска эффективных методов получения целевых пептидов опробованы различные варианты твердофазных методологий синтеза. С точки зрения химического выхода показана большая эффективность Fmoc/tBu методологии, не в последнюю очередь из-за возможности использования более широко круга активированных производных для преодоления медленной стадии реакций конденсации. Охорактеризованы некоторые побочные продукты, в частности, продукты удвоения аминоксилот, накопление которых в ходе химического синтеза осложняет очистку целевых продуктов методом ВЭЖХ. Разработанные методы позволили получить целевые продукты для проведения биологических испытаний.

Разработка лекарственных средств пептидной природы для лечения рассеянного склероза

Совместно с: Лаборатория белков гормональной регуляции,  Лаборатория биологических испытаний,  Лаборатория фармакокинетики

Рассеянный склероз – хроническое аутоиммунное заболевание  с неврологической патологией. Доминирующая роль иммунологических процессов в развитии болезни диктует необходимость лекарственные средства, позволяющих специфически минимизировать активность иммунных процессов. Обнаружено, что пептиды  A8AMS и mA8AMS, гомологичные фрагменту домена IgG VH человека, проявляют активность in vitro и in vivo, эффективно уменьшая симптомы развития экспериментального аутоиммунного энцефаломиелита, животной модели рассеянного склероза. Полученные результаты открывают новые возможности для разработки лекарственных средств пептидной природы для лечения рассеянного склероза.
1.    Туробов В.И., Данилкович А. В. Шевелев А. В., Бирюкова Ю. К.,  Азев В. Н., Мурашев А. Н., Липкин В. М., Удовиченко И. П. Пептид из состава тяжелой цепи иммуноглобулина человека, пригодный для лечения рассеянного склероза. 2016. Заявка на патент РФ №2016151603
2.     Туробов В.И., Данилкович А.В., Шевелев А.Б., Бирюкова Ю.К., Позднякова Н.В., Мустаева Л.Г., Горбунова Е.Ю., Байдакова Л.К., Полякова А.И., Азев В.Н., Мурашев А.Н.,  Липкин В.М., Удовиченко И.П. АКТГ-подобный пептид с иммуносупресорной функцией. 2017. Заявка на патент РФ №2017140866

Group of Peptide Chemistry

Peptides and their derivatives are widely used in biology as molecular tools. Some peptides and peptidomimetics are used in medicine. Therefore, the development of effective peptide synthesis methods is a subject of ongoing research worldwide.

 

The Peptide Chemistry Group research is focused on the search of side reaction products that are formed during the actual steps of the chemical synthesis of peptide and peptidomimetics. Upon the identification of the products of new side reactions, the conditions for the chemical transformations are developed aiming to eliminate the formation of side products discovered. An inrease of an efficacy of a peptide synthesis method is expected as an applied result of the research.

  1. Development of methodology and elaboration of biologically-active peptides (peptidomimetics) chemical synthesis methods.

  2. Development of methodology of selective bioconjugation of synthetic peptides with biopharmaceuticals

  3. Investigation of structure-activity relationships of biologically-active peptide analogs

  1. Efficient chemical synthesis of the amide form of HLDF-6 peptide was developed.

  2. A new side reaction of NIn-formyl protecting group transfer to Nα is discovered. The reaction conditions aiming to minimize the formation of N-For truncated side products are suggested.

  3. A chemical method for the preparation of ketomethylene pseudopeptides was developed.

All publications (show selected)

Loading...

Viatcheslav Azev

Preparation of active pharmaceutical ingridient based on Nα-acetyl C-amide terminal form of HLDF-6 peptide using optimized synthetic method

In collaboration with Laboratory of hormonal regulation proteins

Standard solid phase methods could not be applied for the preparation of the API samples due to the fact that current SPPS methodologies are still imperfect. Therfore, fragment condensation in solution method was developed, optimized and used for the preparation of the amide form of HLDF-6 peptide. That material could be purified and acetylated under the conditions where peptide salts of weak acids are acylated with variuos weak electrophilic derivatives of acetic acid including active esters and azolides. Appliaction of the acetylation reaction conditions described provides API samples in high yield and purity

Publications

  1. Zolotarev YuA, Dadayan AK, Kozik VS, Shram SI, Nagaev IYu, Azev VN, Bogachouk AP, Lipkin VM, Myasoedov NF (2019). Proteolytic Hydrolysis of the Antitumor Peptide HLDF-6-AA in Blood Plasma. Russ. J. Bioorganic Chem. 45 (5), 347–352

Development of efficient solid-phase synthesis methods for the preparation of peptides that possess immunosuppresive activity

In collaboration with Laboratory of Biological Testing,  Laboratory of pharmacokinetics

The relative efficacies of several synthesis methods have been investigated aiming to prepare target peptides that are quite potent in a test for suppression of the experimental autoimmune encephalomyelitis. Toward this goal chemical yields of the target peptides as well as side product distributions in the samples of the peptides obtained using various methods have been evaluated and quantitatively characterized. A variation of Fmoc/tBu methodology have been found to be the most efficient providing targets peptides in the highest chemical yield since it allowed to use a broader range of  activated amino acid derivatives. Side products of the amino acid doubling were detected among the side products of chemical synthesis. Some of the amino acid doubling side products made the HPLC purification step to be complicated. Nevertheless the synthetic methods developed allowed the preparation of the target peptides in sufficient quantities.

Development of peptide drugs for the treatment of multiple sclerosis

In collaboration with Laboratory of hormonal regulation proteins,  Laboratory of Biological Testing,  Laboratory of pharmacokinetics

Multiple sclerosis is a chronic autoimmune disease with neurological pathology. The dominant role of immunological processes in the development of the disease dictates the need for medications that specifically minimize the activity of immune processes. The peptides A8AMS and mA8AMS, homologous to the fragment of the human IgG VH domain, have been shown to act in vitro and in vivo, effectively reducing the symptoms of experimental autoimmune encephalomyelitis, an animal model of multiple sclerosis. The results provide new opportunities for the development of peptide drugs for the treatment of multiple sclerosis.