The unit was disbanded in 2018. It is part of the unit Laboratory of functional organization of the cell nucleus.

Laboratory of structural biochemistry

Department of functioning of living systems

Head: Olga Zatsepina, D.Sc
zatsepina_olga@mail.ru+7(495)779-23-66

biochemistry, nucleolus

The laboratory was organized in 2001 to study ribosome biogenesis and particularly the functions of the main nuclear structural domain, the nucleolus in mammalian and human cells. The current laboratory researches aimed at solving the fundamental issues on the roles of nucleolar proteins in making ribosomes and  also on their involvement in other vital processes, such as regulation of cell cycle and proliferation in normal and cancer cells. From a practical standpoint, these studies intend to identify novel – the nucleolar – targets for gene therapy of cancer, to elucidate mechanisms of production of autoantibodies to nucleolar proteins, to elaborate non-invasive approaches for testing new drugs, which affect the processes occurring with the involvement of the nucleolus.

Immunocytochemical localization of key nucleolar proteins such as UBF (the specific nucleolar co-factor of RNA polymerase I; left), fibrillarin (an early rRNA processing factor and the main nucleolar methyltransferase; middle) and B23/NPM1/nucleophosmin (multifunctional protein; right) in HeLa human cancer cells. The blue color shows chromatin, NUO - nucleoli.

The laboratory collaborates with other laboratories in the Institute, as well as with the Faculty of Biology of the Moscow State UniversityFaculty of Bioengineering and Bioinformatics of  the Moscow State UniversityA.N. Belozersky Institute of Physico-Chemical Biology of the Moscow State UniversityN.N. Semenov Chemical Physics Institute of the RASN.K. Koltsov Institute of Developmental Biology fof the RASInstitute of Molecular Genetics of the RAS, Institute of Cytology of the RASJagiellonian University in Krakow (Poland),  Institute of Cell and Molecular Science of Barts and The London School of Medicine and Dentistry (UK), University Claude Bernard in Lyon (France) and others.

• Studying of specific properties and functions of the nucleolar protein involved in ribosome biogenesis and regulation of cell proliferation in normal and cancer mammalian cells.

• Analysis of the nucleolar reaction on inhibition of transcription and translation and on oxidative stress in human cells. Studying the specificity of the nucleolar protein response to various cell injuries by modern microscopy.

• Elaboration of laboratory experimental models for elucidation of the mechanisms of systemic autoimmune diseases in man and of involvement in this process the nucleolar proteins as autoantigens. Analysis of the capability of anti- nucleolar autoimmune antibodies to penetrate into living cells in various organs and of their putative cytotoxic effects.

• Analysis of roles of nucleolus-derived bodies, which are formed in mammalian fully-grown oocytes and early embryos instead of normal nucleoli, in making ribosomes.

1. Were identified oligomeric forms of the multifunctional nucleolar protein B23/NPM1/nucleophosmin specific for different types of tumor cells. Were raised specific antibodies to the major B23 isoforms (B23.1 and B23.2) (in co-laboration with Prof. O. M. Volpina).

2. Was proven that the nucleolar evolutionarily conserved rRNA processing factor SURF6 is involved in regulation of cell proliferation and serves as a new proliferative marker in PHA-activated lymphocytes in vitro. Was shown that SURF6 is not detected in normal lymphocytes but becomes expressed in patients with lymphoproliferative diseases. These data allow us to consider SURF6 as a new prognostic marker for lymphatic leukemia.

3. By regular administrations of sub-lethal doses of HgCl2 to SJL inbreed mice was elaborated a laboratory model of human systemic autoimmune diseases accompanied by production of anti-nucleolar antibodies. The model was successfully used for the screening of new immunosuppressive agents (in co-laboration with Dr. M.S. Kraschichikova and Prof. V.I. Deigin) .

4. Were described the major parameters for assessment of the dynamics of nucleolar proteins in living cells by FRAP (fluorescence recovery after photobleaching).

5. Was shown that the nucleolus-like of pre-ovulatory mammalian oocytes (for example, the mouse GV oocytes) contain all of the key proteins and rRNAs of typical nucleolus and therefore are capable to produce ribosomes.

6. Was proved that, despite the striking morphological similarity, "nucleoli" in mouse pre-ovulatory oocytes and zygotic embryos differ in biochemical composition and most likely play different roles in mammalian development.

7. Were developed additional criteria of the GV oocyte competence for meiotic maturation based on the capability of nuclei to migrate in the oocyte interior.

Selected publications (show all)

Loading...

Olga Zatsepina

Involvement of the specific nucleolar protein SURF6 in regulation of proliferation in mouse NIH/3T3 fibroblasts (2017-12-15)

The nucleolar proteins, which link cell proliferation to ribosome biogenesis are regarded to be potentially oncogenic. Here, we established stably transfected mouse NIH/3T3 fibroblasts capable of conditional overexpression of the nucleolar rRNA processing factor SURF6 (Fig. A-C) and used them for monitoring cell proliferation by various approaches, including xCELLigence system (Fig. D). We show that overexpression of SURF6 accelerates cell proliferation by significant reduction of the length of cell cycle and its phases (Table). We concluded that SURF6 is a novel positive regulator of proliferation in mammals, implicating that SURF6 is a potential oncogenic protein, which can be further studied as a putative target in anti-cancer therapy.

Подразделение было расформировано и с 2018 года входит в состав Лаборатория функциональной организации клеточного ядра.

Лаборатория структурной биохимии

Лаборатория организована в 2001 году для изучения биогенеза рибосом и участия в этом процессе важнейшего компонента ядер  клеток млекопитающих и человека – ядрышек. В настоящее время проводимые в лаборатории исследования направлены на решение фундаментальных вопросов, связанных с выяснением роли ядрышек в образовании рибосом, а также его участии в других жизненно-важных процессах, включая регуляцию клеточного цикла и пролиферации.  С практической точки зрения эти исследования способствуют выявлению новых – ядрышковых – маркеров злокачественной трансформации клеток и потенциальных мишеней в генной терапии рака, выяснению механизмов индукции аутоантител ядрышковыми белками, а также разработке неинвазивных подходов для тестирования новых лекарственных препаратов, влияющих на процессы, происходящие с участием ядрышка.

Иммуноцитохимическая локализация ключевых ядрышковых белков: UBF (специфический кофактор РНК полимеразы I; слева), фибрилларина (фактор раннего процессинга рРНК и основная ядрышковая метилтрансферазаж в центре) и B23/NPM1/нуклеофозмина (многофункциональный белок; справа) в опухолевых клетках человека HeLa. Голубым цветом показан хроматин, ЯК – ядрышко.

Лаборатория сотрудничает с другими лабораториями Института, а также с Биологическим факультетом МГУ, Факультетом биоинженерии и биоинформатики МГУ, НИИ Физико-химической биологии им. А.Н. Белозерского МГУ, Институтом химической физики им. Н.Н. Семенова РАН,  Институтом биологии развития им. Н.К. Кольцова РАН, Институтом молекулярной генетики РАН, Институтом цитологии РАН,  Ягеллонским университетом в Кракове (Польша), Институтом клеточных и молекулярных исследований Бартс-Лондонской школы медицины и стоматологии (Великобритания),  Университетом в г. Павия (Италия), Университетом им. Клода Бернара в г. Лион (Франция) и др.

• Изучение особенностей состояния  и функционирования ядрышковых белков, участвующих в биогенезе рибосом и регуляции пролиферации, в разных типах нормальных и опухолевых клеток человека.

• Выявление наиболее динамичных ядрышковых белков, локализация и свойства которых изменяются в присутствии ингибиторов клеточного метаболизма, включая ингибиторы транскрипции, трансляции и окислительный стресс. Изучение специфичности ядрышкового ответа на разные воздействия методами современной микроскопии.

• Разработка лабораторной модели для изучения механизмов системных аутоиммунных заболеваний человека и роли в этом процессе ядрышковых белков, выступающих в качестве аутоантигенов. Изучение способности анти-ядрышковых аутоиммунных антител проникать внутрь живых клеток разных органов.

• Изучение роли ядрышко-подобных телец, формирующихся в ооцитах и ранних зародышах млекопитающих вместо нормальных ядрышек, в образовании рибосом и их влияния на способность клеток к созреванию и развитию. Выявление маркеров компетентности ооцитов и ранних зародышей млекопитающих к полноценному развитию.

1. Выявлены олигомерные формы многофункционального ядрышкового белка В23/ NPM1/нуклеофозмина, специфические для разных типов опухолевых клеток. Получены антитела к основным изоформам В23 (B23.1 и B23.2) человека (совместно с проф. О.М. Вольпиной).

2. Впервые доказано, что эволюционно-консервативный фактор процессинга рРНК, ядрышковый белок SURF6 принимает участие в регуляции клеточной пролиферации и является новым – сверхранним – маркером бласт-трансформации лимфоцитов in vitro.  Установлено, что уровень экспрессии SURF6 повышен у больных лимфопролиферативными заболеваниями. Эти данные позволяют рассматривать SURF6 в качестве нового прогностического маркера при лимфолейкозах.

3. Предложена экспериментальная модель для индукции системных аутоиммунных болезней человека, сопровождающаяся выработкой анти-ядрышковых антител, с помощью регулярных инъекций HgCl2 инбредным мышам линии SJL. Модель была успешно использована для скрининга новых иммуносупрессоров (совместно с др. М.С. Красильщиковой и проф. В.И. Дейгиным).

4. Выявлены параметры, влияющие на оценку динамических характеристик белков в ядрышках живых клеток методом FRAP (fluorescence recovery after photobleaching).

5. Впервые показано, что ядрышко-подобные тельца предовуляторных ооцитов млекопитающих (на примере ооцитов мыши) содержат все ключевые белки и рРНК нормальных ядрышек, т.е. способны к биогенезу рибосом.

6. Доказано, что, несмотря на морфологическое сходство, «ядрышки» ооцитов и ранних зародышей млекопитающих различаются по составу, т.е. выполняют разные функции.

7. Разработаны критерии для оценки компетентности ооцитов к мейотическому созреванию.

Избранные публикации (показать все)

Загружаются...

Зацепина Ольга Владимировна

  • Москва, ул. Миклухо-Маклая, 16/10 — На карте
  • ИБХ РАН, корп. 51, комн. 659
  • Тел.: +7(495)779-23-66
  • Эл. почта: zatsepina_olga@mail.ru

Участие специфического ядрышкового белка SURF6 в регуляции пролиферации в фибробластах мыши NIH/3T3 (2017-12-15)

Белки ядрышка, которые связывают клеточную пролиферацию с биогенезом рибосом, считают потенциально онкогенными. В работе мы создали стабильно трансфецированные фибробласты мыши NIH/3T3, способные к индуцированной сверхэкспресии фактора процессинга рРНК SURF6 (рис. А-C), и с помощью различных методов, включая мониторинг роста клеток в реальном времени (рис. D). проанализировали их способность к пролиферации в условиях повышенного содержания белка. Мы впервые показали, что SURF6 может ускорять пролиферацию нормальных клеток млекопитающих (рис. D), достоверно сокращая продолжительность клеточного цикла и его отдельных фаз (Таблица).  Таким образом, белок ядрышка SURF6 является новым регулятором клеточной пролиферации и может служить мишенью в генотерапии рака.

Публикации

  1. Moraleva A, Magoulas C, Polzikov M, Hacot S, Mertani HC, Diaz JJ, Zatsepina O (2017). Involvement of the specific nucleolar protein SURF6 in regulation of proliferation and ribosome biogenesis in mouse NIH/3T3 fibroblasts. Cell Cycle 16 (20), 1979–1991