Laboratory of synthetic vaccines

Department of Molecular Neurobiology

Head: Olga Volpina, D.Sc, professor
volpina@ibch.ru+7(495)336-57-77

synthetic peptides, antipeptide antibodies, antiviral antibodies, antibacterial antibodies, diagnostic antibodies, immunotherapy

Laboratory develops artificial vaccines based on synthetic peptide fragments of various proteins. Work is aimed at fighting with neurodegenerative diseases, particularly Alzheimer's disease.

Researchers make antibodies to endogenous neuronal receptors to block the binding of amyloid-beta receptors. In the Laboratory such neuronal receptors asa nicotinic acetylcholine receptor, prion protein receptor, receptor for glycation end-product and neurotrophin receptor are under their investigation. Also in the Laboratory peptide drugs direct stimulating protective effects are being developed. Nowadays they have successfully managed to create a peptide RAGE-60-76 (fragment of the glycation end-product’s receptor), which shows a therapeutic effect after intranasal incertion to mice with olfactory bulbectomy (an excision of the olfactory bulb in mice leads to the development of symptoms of Alzheimer's disease).

Earlier Laboratory had created vaccines that are inactivated viral and bacterial diseases, such as foot and mouth disease, poliomyelitis, encephalitis, meningococcus, and others. In addition, researchers received antibodies to the tumor-associated proteins for the diagnosis of cancer.

Laboratory cooperates with IBCh’s laboratories, Institute of Cell Biophysics, the A.N. Belozersky Institute of Physico-Chemical Biology, with the Faculty of Biology at Moscow State University and the Institute of Higher Nervous Activity and Neurophysiology RAS, as well as with institutes in Poland, Czech Republic and other countries.

Laboratory of synthetic vaccines was founded in 2004 on the basis of synthetic vaccines Group (since 1987).

The theoretical and practical approach to creation of artificial vaccines on the basis of synthetic fragments of viral and bacterial proteins. Prediction and synthesis of immunoactive peptide fragments of endogenous proteins for induction of diagnostic and therapeutic antibodies.

  1. Creation of artificial vaccine against foot-and-mouth disease on the basis of synthetic fragments of VP1 viral protein.
  2. Induction of anti-meningitis protective immunity against A, B and C serogroups using the synthetic fragments of outer membrane proteins from Neisseria meningitides and the peptides conjugated with high-molecular capsule polysaccharides of the serogroup A meningococcus.
  3. Development of the peptide vaccine against tick-borne encephalitis on the basis of synthetic fragments of viral NS1 and E proteins
  4. Induction with synthetic peptides of polyclonal and monoclonal antibodies for diagnostics and therapy of prion diseases.
  5. Development of new approach to the immunotherapy of Alzheimer’s disease with the synthetic fragments of alpha 7 subunit of the acetylcholine receptor. Investigation of molecular mechanisms of cholinergic system action with the antibodies against synthetic fragments of alpha 7 subunit of the acetylcholine receptor.
  6. Induction of diagnostic antibodies against tumor associated proteins — nucleiphosmin and survivin, using synthetic peptides.
Laboratoty employees
NamePositionContacts
Olga Volpina, D.Sc, professordepart. dir.volpina@ibch.ru+7(495)336-57-77
Tat'jana Volkova, Ph.D.s. r. f.tdvol@mx.ibch.ru+7(495)336-57-77
Dmitri Koroev, Ph.D.s. r. f.koroev@mx.ibch.ru+7(495)3365777
Margarita Filatova, Ph.D.s. r. f.filatova07@mail.ru+7(495)336-57-77
Anna Kamyninar. f.aneskaminina@mail.ru+7(495)336-57-77
Galina Petrovat. q. - lab. as.
Samson Balasanyantspr. lab. as.

Former members:

Ol'ga Chibiskovaj. r. f.

Selected publications (show all)

Loading...

Olga Volpina

  • Russia, Moscow, Ul. Miklukho-Maklaya 16/10 — On the map
  • IBCh RAS, build. 33, office. 234
  • Phone: +7(495)336-57-77
  • E-mail: volpina@ibch.ru

Synthetic fragment of receptor for advanced glycation end products prevents memory loss and protects brain neurons in animals with experimentally induced Alzheimer’s disease. (2017-12-15)

It was established the relationship between ability of synthetic fragments of receptor for advanced glycation end products administrated intranasally as well as immunized to prevent memory loss in animals with experimentally induced Alzheimer’s disease and to prevent neuronal death and to decreased the amyloid-beta level in the brain. Using fluorescent labeled peptide, we revealed its penetration in the brain of mice and colocalization of peptide with amiloyd-beta  plaques. It was shown that amyloid-beta can be one of the molecular target of active peptide. These findings provide a new approach for design of anti-Alzheimer’s disease therapy.

Лаборатория синтетических вакцин

Отдел молекулярной нейробиологии

Руководитель: Вольпина Ольга Марковна, д. х. н., профессор
volpina@ibch.ru+7(495)336-57-77

синтетические пептиды, противопептидные антитела, противовирусные антитела, антибактериальные антитела, диагностические антитела, иммунотерапия

Лаборатория разрабатывает искусственные вакцины на основе синтетических пептидных фрагментов различных белков. Работа направлена на борьбу с нейродегенеративными заболеваниями, в частности, с болезнью Альцгеймера.

Сотрудники получают антитела к эндогенным рецепторам нейронов для блокирования связывания бета-амилоида с рецепторами. Лаборатория занимается никотиновым ацетилхолиновым рецептором, прионным белком, рецептором конечных продуктов гликозилирования и рецептором нейротрофинов. Кроме того, в Лаборатории разрабатываются пептидные препараты прямого защитного действия. К настоящему моменту удалось создать  пептид RAGE-60-76 (фрагмент рецептора конечных продуктов гликозилирования), оказывающий терапевтический эффект при интраназальном введении  мышам с ольфакторной бульбэктомией (удаление обонятельных луковиц приводит к развитию признаков болезни Альцгеймера).

Прежде Лаборатория занималась созданием вакцин, которые инактивировали такие вирусные и бактериальные заболевания, как ящур, полиомиелит, энцефалит, менингококк и другие. Кроме того, сотрудники получали антитела на опухоль-ассоциированные белки для диагностики рака.

Лаборатория сотрудничает с лабораториями ИБХ РАН, Институтом биофизики клетки РАН, НИИ Физико-химической биологии им. А.Н. Белозерского МГУ, Биологическим факультетом МГУ, Институтом высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, а также с институтами Польши, Чехии и других стран.

Лаборатория синтетических вакцин создана в 2004 году на базе Группы синтетических вакцин (с 1987 года).

Разработка теоретических и практических подходов к созданию искусственных вакцин на основе синтетических пептидных фрагментов вирусных и бактериальных белков. Выбор и синтез иммуноактивных пептидных фрагментов эндогенных белков для получения диагностических и терапевтических антител.

  1. Создание искусственной противоящурной вакцины на основе синтетических пептидных фрагментов белка VP1 вируса ящура;
  2. Разработка подходов к созданию противоменингококковой вакцины широкой специфичности на основе синтетических фрагментов белков внешней мембраны менингококка и конъюгатов синтетических пептидов с капсульными полисахаридами менингококков.
  3. Разработка подходов к иммунопрофилактике заболевания, вызываемого вирусом клещевого энцефалита, с помощью синтетических фрагментов вирусных белков NS1 и гликопротеина Е.
  4. Получение с помощью синтетических пептидов поликлональных и моноклональных антител для диагностики и терапии прионных болезней.
  5. Разработка нового метода иммунотерапии болезни Альцгеймера с помощью синтетическим пептидным фрагментам альфа-7 субъединицы ацетилхолинового рецептора. Изучение молекулярных механизмов функционирования холинергической системы с помощью антител к иммуноактивным синтетическим пептидным фрагментам альфа-7 субъединицы ацетилхолинового рецептора.
  6. Получение с помощью синтетических пептидов антител к опухолеассоциированным белкам — сурвивину и нуклеофозмину для уточняющей диагностики опухолевых заболеваний.
Сотрудники лаборатории
Ф.И.О.ДолжностьКонтакты
Вольпина Ольга Марковна, д. х. н., профессоррук. подр.volpina@ibch.ru+7(495)336-57-77
Волкова Татьяна Данииловна, к. х. н.с.н.с.tdvol@mx.ibch.ru+7(495)336-57-77
Короев Дмитрий Отарович, к. х. н.с.н.с.koroev@mx.ibch.ru+7(495)3365777
Филатова Маргарита Павловна, к. х. н.с.н.с.filatova07@mail.ru+7(495)336-57-77
Камынина Анна Владимировнан.с.aneskaminina@mail.ru+7(495)336-57-77
Петрова Галина Фёдоровнатех.-лаб.
Баласанянц Самсон Михайловичст. лаб.

Ранее здесь работали:

Чибискова Ольга Владимировнам.н.с.

Избранные публикации (показать все)

Загружаются...

Вольпина Ольга Марковна

  • Москва, ул. Миклухо-Маклая, 16/10 — На карте
  • ИБХ РАН, корп. 33, комн. 234
  • Тел.: +7(495)336-57-77
  • Эл. почта: volpina@ibch.ru

Синтетический фрагмент рецептора конечных продуктов гликозолирования предотвращает потерю памяти и защищает нейроны мозга у животных с экспериментально индуцированной формой болезни Альцгеймера. (2017-12-15)

Установлена взаимосвязь между способностью пептидных фрагментов рецептора конечных продуктов гликозилирования предотвращать потерю памяти у животных с экспериментально индуцированной формой болезни Альцгеймера при интраназальном введении, при иммунизации и их способностью предотвращать гибель нейронов мозга и  снижать уровень мозгового бета-амилоида. С помощью флуоресцентного производного активного пептида показано, что при интраназальном введении животным пептид проникает в мозг и солокализуется с бета-амилоидными бляшками. Установлено, что одной из молекулярных мишеней пептида является бета-амилоид. Эти данные являются основой для разработки новых средств терапии болезни Альцгеймера