Новые структурные данные позволили изучить механизм ингибирования онкоканала TRPV6 природным фитоэстрогеном генистеин

В организме человека Ca2+ - селективный ионный канал TRPV6 является ключевым участником клеточной пролиферации, его избыточная экспрессия наблюдается при самых тяжелых видах рака, включая лейкемию, рак молочной железы, предстательной железы, толстой кишки, яичников, щитовидной железы и эндометрия. В то время как значительные усилия исследователей были направлены на разработку синтетических ингибиторов TRPV6, блокаторы природного происхождения, несмотря на свою фармакологическую ценность, до сих пор оставалась вне поля зрения исследователей.

Neuberger A, Trofimov YA, Yelshanskaya MV, Nadezhdin KD, Krylov NA, Efremov RG, Sobolevsky AI

В своей совместной работе сотрудники Лаборатории моделирования биомолекулярных систем ИБХ РАН и исследователи из Колумбийского университета (Нью-Йорк, США) выявили структурные аспекты взаимодействия человеческого TRPV6 с природным фитоэстрогеном генистеин, распространённым в различных видах бобовых растений (в т.ч. в соевых бобах). Ранее в клинических исследованиях было показано, что диетический генистеин обладает целым рядом потенциально полезных эффектов, включая способность ингибировать клеточную инвазию и метастазирование при различных формах рака человека.

В настоящей работе с помощью совместного применения новейших методов криоэлектронной микроскопии, электрофизиологии, кальциевого имиджинга, белковой инженерии и молекулярного моделирования коллективу ученых удалось показать, что генистеин, связываясь с TRPV6, работает как поровый блокатор, модифицирующий структуру и свойства активационных ворот ионного канала. Генистеин связывается с порой TRPV6 в двух местах (см. Рис. 1): в сайте 1 - благодаря образованию водородных связей с остатками L571 диагонально расположенных субъединиц, и в главной позиции сайта 2, взаимодействия с несколькими полярными группами белка. При этом происходит изменение конформации образующих пору трансмембранных α-спиралей, нарушающее симметрию структуры поры и модифицирующее активационные ворота канала. В результате канал переходит в непроводящее состояние. Генистеин в главной позиции сайта 2 стабилизируется еще одной молекулой генистеина во вторичной позиции, где она локализуется с помощью π-стэкинг взаимодействия с остатками W583. Весь комплекс закрытой поры TRPV6 дополнительно стабилизируется ионами Zn2+ .

Молекулярный механизм поровой блокады TRPV6 генистеином уникален среди всех ранее описанных механизмов ингибирования TRP-каналов природными и синтетическими антагонистами. Учитывая высокий потенциал химического синтеза генистеина и его производных, полученные результаты открывают новые возможности для рационального конструирования лекарственных соединений, нацеленных на TRPV6, включая новые противораковые препараты.

Работа опубликована в журнале Nature Communications.

Рис.1. Пора TRPV6, блокированная генистеином (Gen). Трансмембранные α-спирали белка, образующие пору, показаны в ленточном представлении (изображены две субъединицы из четырёх). Молекула генистеина в сайте 1 показана желтым цветом; в сайте 2, в главной позиции – зеленым, во вторичной позиции – голубым. Сферами изображены ионы Zn 2+ . Между сайтами 1 и 2 расположены активационные ворота канала, свойства которых меняются при связывании генистеина.

23 мая 2023 года