Лаборатория сравнительной и функциональной геномики

Отдел геномики адаптивного иммунитета

Руководитель: Лебедев Юрий Борисович, д. б. н., профессор
lebedev_yb@mx.ibch.ru+7(495)330-42-88

labcfg.ibch.ru

Геном человека, эволюция и вариабельность генома, ретроэлементы, регуляция экспрессии генов, транскриптом лимфоцитов, аутоиммунные заболевания

Созданная в начале 2006 г. лаборатория объединила часть молодых сотрудников и аспирантов лаборатории структуры и функций генов человека (заведующий — академик Е. Д. Свердлов), занимавшихся исследованием роли ретроэлементов в эволюции и функционировании генома человека. В своем нынешнем (янв 2014 г.) составе лаборатория сравнительной и функциональной геномики включает зав. лабораторией д.б.н. профессора Ю. Б. Лебедева, старшего научного сотрудника к.б.н. И. З. Мамедова, научных сотрудников - к.б.н. И. В. Звягина и к.х.н. А. Ю. Комкова, младшего научного сотрудника А. А. Курносова, аспирантов М. В. Погорелого и Е. А. Комеч, троих студентов МГУ, выполняющих свои бакалаврские и магистерские работы. Текущие тематики проектов, выполняемые в лаборатории по планам НИР или при поддержке грантов программ Президиума РАН, РФФИ и др. фондов, включают:

  • «Исследование адаптивного иммунитета» - плановая НИР (совместно с лаб. Геномики Адаптивного Иммунитета), рук. Ю.Б.Лебедев 2013-2016гг.
  • «Исследование восстановления системы Т-клеточного иммунитета при трансплантации гемопоэтических стволовых клеток у пациентов с аутоиммунными артропатиями и онкологическими заболеваниями крови» - Программа МКБ, рук. Ю.Б.Лебедев 2013-2017гг.
  • «Идентификация соматических инсерций ретроэлементов в нейрональных тканях человека с использованием широкомасштабного секвенирования» - РФФИ 12-04-33065-мол-a-вед, рук. И.З.Мамедов 2013-2014гг.
  • «Изучение процессов формирования клеточного иммунитета организма после трансплантации гемопоэтических стволовых клеток у детей с острыми лейкозами» - РФФИ 13-04-01124-а, рук. И.З.Мамедов 2013-2015гг.
  • «Анализ реформирования системы адаптивного иммунитета при аутологичной трансплантации гемопоэтических стволовых клеток - перспективном методе терапии аутоиммунных заболеваний» - РФФИ 14-04-01062-а, рук. И.В.Звягин 2014-2015гг.
  • «Динамический анализ индивидуальных репертуаров периферических Т-лимфоцитов при вакцинации» - РФФИ 14-04-01823-а, рук. Ю.Б.Лебедев 2014-2016гг.
  • «Изучение степени влияния генетических факторов на формирование Т-клеточного репертуара» - Фонд Дмитрия Зимина «Династия», рук. И.В.Звягин 2013-2015гг.

Лаборатория проводит широкий спектр молекулярно-генетические исследований с применением оригинальных экспериментальных подходов к сравнительному анализу геномной ДНК и пулов кДНК. Сферы основных научных интересов лаборатории включают:

  1. изучение молекулярно-генетических причин отдельных типов аутоиммунных заболеваний, сопровождающихся клональной экспансией Т-лимфоцитов; сравнительный анализ транскриптомов субпопуляций периферических лимфоцитов;
  2. определение роли мобильных ретроэлементов в эволюции, индивидуальной и популяционной вариабельности генома человека; изучение взаимодействия видоспецифических и полиморфных инсерций ретроэлементов с системами регуляции экспрессии генов;
  3. разработку новых экспериментальных подходов к глубокому анализу индивидуальных репертуаров Т-клеточных рецепторов;
  4. изучение динамики клонального разнообразия периферических Т- и В-лимфоцитов организма человека при нормальном развитии иммунного ответа и при аутоиммунных или онкологических заболеваниях.

Избранные публикации (показать все)

Загружаются...

Лебедев Юрий Борисович

  • Москва, ул. Миклухо-Маклая, 16/10 — На карте
  • ИБХ РАН, корп. 72, комн. 655
  • Тел.: +7(495)330-42-88
  • Эл. почта: lebedev_yb@mx.ibch.ru

Клональный профайлинг Т-клеточного ответа на противовирусную вакцинацию (2018-11-29)

Разработан экспериментальный подход, включающий оригинальную систему биоинформатической обработки, для выявления случаев клональной экспансии в динамическом репертуаре периферических Т-лимфоцитов человека. Мы применили этот подход к анализу репертуаров Т-клеточных рецепторов (TCR) у трех пар монозиготных близнецов, иммунизированных вакциной против вируса желтой лихорадки (YF). У каждого из обследованных доноров мы идентифицировали от 600 до 1700 отвечающих на вакцину Т-клонов. При сравнительном анализе структуры TCR YF-ассоциированных репертуаров было обнаружено повышенное число совпадающих клонов у близнецов. Для предсказания структуры TCR антиген-специфичных клонов у неродственных индивидов создан и успешно апробирован новый метод биоинформатической обработки данных секвенирования. Созданный подход также может быть использован при анализе постинфекционного состояния адаптивного иммунитета для идентификации новых патоген-специфических клонов Т-клеток.

Характеристика Т-клеточного иммунного ответа на противогриппозную вакцинацию (2017-11-22)

С целью изучения Т-клеточного иммунного ответа на тривалентную субъединичную гриппозную вакцину «Инфлювак» проведен глубокий профайлинг репертуара Т-клеточных рецепторов в периферической крови вакцинируемого донора. Выяснено, что гриппозная вакцина не вызывает значительного реформирования клонального репертуара периферических Т-лимфоцитов. Вместе с тем, обнаружено формирование новой субпопуляции Т-клеток памяти, которая характеризуется максимальной клональной экспансией на 45 день после вакцинации и резким снижением представленности в репертуаре через 2 года наблюдений. Предположено, что данная олигоклональная субпопуляция Т-клеток может, после ее активации при сезонных прививках, участвовать в противовирусной защите организма.

  • Sycheva A.L., Pogorelyy M.V., Minervina A.A., Komech E.A., Zvyagin I.V., Staroverov D.B., Chudakov D.M., Lebedev Y.B., Mamedov I.Z. Quantitative profiling reveals minor changes of T cell receptor repertoire in response to subunit inactivated influenza vaccine. Vaccine, 2017 (under review)

Laboratory of comparative and functional genomics

Department of Genomics of Adaptive Immunity

Head: Yuri Lebedev, D.Sc, professor
lebedev_yb@mx.ibch.ru+7(495)330-42-88

labcfg.ibch.ru

Human genome, genome evolution and variability, retroelements, regulation of gene expression, transcriptome of human lymphocytes, autoimmune diseases

The laboratory was formed early in 2006 and was joined by those of young scientists and PhD students from Laboratory of structure and functions of human genes (LSFHG, laboratory head — academician E.D. Sverdlov) who studied retroposon’s impact on human genome evolution and functioning. On March 2009, Laboratory of comparative and functional genomics includes: laboratory head Y.B. Lebedev, D.Sci., researchers I.Z. Mamedov, Ph.D. and A.L. Amosova, Ph.D., junior researcher S.V. Ustyugova, Ph.D., PhD students A.V. Chkalina, I.V. Zvyagin, A.Y. Komkov, and three undergraduate students from Moscow State University who work on their bachelor’s theses. Ongoing laboratory projects are supported by the Institute, by Russ. Acad. Sci. Presidium programs, by RFBR grants and by other grants, including:

  • Studies of human genome variability and genetic basis of inherited diseases;
  • New approach to identification and selective suppression of expanded T-cell clones in patients with autoimmune and oncological diseases;
  • Role of retroposon’s insertional polymorphism in oncological diseases;
  • Large-scale functional analysis of human specific and polymorphic retroelement insertions;
  • Advanced molecular-genetic markers and their application for people genetic services and records;
  • Molecular-genetic analysis of eneolithic/bronze age inhabitants of Thrace valley and South-Russian steppe.

The laboratory carries out a wide range of molecular genetic research applying newly developed techniques and approaches to comparative analysis of genomic DNAs and cDNA pools of various origins. Ongoing research includes the following directions:

  1. genetics of distinct types of autoimmune diseases associated with clonal T-cell expansion; comparative transcriptome analysis of various subpopulations of peripheral blood lymphocytes;
  2. transposable elements impact on the eukaryotic genome evolution; investigation of genomic variability of individuals and within human population forming by retroelements activity; studies on the interaction between species-specific and polymorphic retroelements and gene expression systems;
  3. development of new aproaches for analysis of individual T-cell repertoires;
  4. studying of clonal diversity dynamic of human T- and B-lymphocytes in normal state and during development of autoimmune or oncological diseases.
NamePositionContacts
Yuri Lebedev, D.Sc, professordepart. dir.lebedev_yb@mx.ibch.ru+7(495)330-42-88
Il'gar Mamedov, Ph.D.s. r. f.Imamedov@ibch.ru+7(495)330-42-88
Ivan Zvyagin, Ph.D.s. r. f.izvyagin@ibch.ru+7(495)330-42-88
Alexander Komkov, Ph.D.r. f.alexandrkomkov@yandex.ru
Svetlana Ustjugova, Ph.D.j. r. f.Ustyugova@ibch.ru+7(495)330-42-88
Anastasiia Sychevaj. r. f.ansycheva26@gmail.com
Ekaterina KomechPhD stud.ekomech@gmail.com
Mikhail Pogorelyy, Ph.D.PhD stud.m.pogorely@gmail.com+7(495)3304288
Anastasia MinervinaPhD stud.aminervina@mail.ru
Gaiaz NugmanovPhD stud.nugaziy@gmail.com
Victoria FomchenkovaPhD stud.taksa2708@mail.ru
Mariya Salnikovat. q. - lab. as.
Mariya Salutinat. q. - lab. as.
Artem Mikeloveng.

Selected publications (show all)

Loading...

Scientific projects

Loading...

Yuri Lebedev

Clonal profiling of T cell response to antiviral vaccination (2018-11-29)

T cell receptor (TCR) repertoire data contain information about infections that could be used in disease diagnostics and vaccine development, but extracting that information remains a major challenge. Here we developed an experimental approach with a statistical framework to detect TCR clone proliferation and contraction from longitudinal repertoire data. We applied this framework to data from three pairs of identical twins immunized with the yellow fever vaccine. We identified 600 to 1,700 responding TCRs in each donor and validated them using three independent assays. While the responding TCRs were mostly private, albeit with higher overlap between twins, they could be well-predicted using a classifier based on sequence similarity. Our method can also be applied to samples obtained postinfection, making it suitable for systematic discovery of new infection-specific TCRs in the clinic.

T cell immune response to the flu vaccination (2017-11-22)

Deep quantitative T cell receptors profiling of peripheral lymphocytes have been performed to investigate T cell impact on the human immune response to the trivalent subunit influenza vaccine. Besides the fact that the flu vaccination does not lead to a significant rebuilding of T-lymphocytes repertoire, we founded small oligoclonal subpopulation bearing T cell memory phenotype. The subpopulation appears at 45th day after vaccine administration and then decreases its proportion of T cell clones in the repertoire. These “new memory” T cell clones suggest a potential for recruitment of a limited number of new T cells after each seasonal influenza vaccination.