Лаборатория лиганд-рецепторных взаимодействий

Отдел молекулярной нейроиммунной сигнализации

Руководитель: Кашеверов Игорь Евгеньевич, д. х. н.
iekash@ibch.ru+7(495)995-55-57#2118

лиганд-управляемые ионные каналы, Никотиновый холинорецептор, глициновый рецептор, компьютерное моделирование, конотоксины, синтез пептидных аналогов, радиолигандный анализ

Лаборатория организована в 2009 г. и возглавляется доктором химических наук И. Е. Кашеверовым.

Основными задачами лаборатории лиганд-рецепторных взаимодействий являются структурно-функциональные исследования некоторых Cys-петельных рецепторов (никотиновые, глициновый) с помощью пептидных лигандов природного происхождения и их искусственных аналогов, а также создание новых биологически активных пептидных соединений на основе известных холинергических лигандов.

В лаборатории проводятся работы по компьютерному дизайну новых соединений на базе структур известных холинергических лигандов (конотоксины разных классов) и моделей их комплексов с никотиновыми рецепторами или их гомологами (ацетилхолин-связывающие белки), химическому синтезу различных пептидных соединений и анализу их биологической активности с применением различных методов исследования (радиолигандный анализ, электрофизиология, плазмонный резонанс).

В лаборатории было синтезировано (в том числе и на основе дизайна с применением методов компьютерного моделирования) более 4-х десятков различных конотоксинов и их аналогов, часть из которых в дальнейшем модифицировалась радиоактивными и/или фотоактивируемыми метками. С помощью некоторых из них были структурно охарактеризованы лиганд-связывающие участки природного никотинового рецептора. С использованием другого аналога, оказавшегося более активным соединением, чем природный конотоксин, впервые была установлена кристаллическая структура ацетилхолин-связывающего белка в комплексе с пептидным антагонистом и выявлены ее принципиальные отличия от структуры комплексов с агонистами. Полученные данные стали основой для создания компьютерных моделей различных типов никотиновых холинорецепторов.

Часть представленной работы нашла отражение в недавно опубликованных обзорах: Tsetlin V., Utkin Y., Kasheverov I. (2009). Polypeptide and peptide toxins, magnifying lenses for binding sites in nicotinic acetylcholine receptors. Biochem Pharmacol. 78(7), 720—731 иKasheverov I.E., Utkin Y.N., Tsetlin V.I. (2009). Naturally occurring and synthetic peptides acting on nicotinic acetylcholine receptors. Curr Pharm Des. 15(21), 2430—2452.

Модель комплекса аналога α-конотоксина GI с природным холинорецептором Torpedo: предложены две возможные ориентации пептида в кармане связывания между a- и γ-субъединицами на основании данных метода фотоаффинной модификации. Kasheverov IE, et al. FEBS J. 273(7), 1373—1388 (2006).

 

Все публикации (показать избранные)

Загружаются...

Кашеверов Игорь Евгеньевич

  • Москва, ул. Миклухо-Маклая, 16/10 — На карте
  • ИБХ РАН, корп. 33, комн. 236
  • Тел.: +7(495)995-55-57#2118
  • Эл. почта: iekash@ibch.ru

Предложен и синтезирован новый класс ингибиторов никотиновых ацетилхолиновых рецепторов

Совместно с: Лаборатория молекулярной токсинологии

На основании  собственных и литературных данных, показывающих, что положительно заряженные аминокислотные остатки играют важную роль в активности α-конотоксинов, синтезирована серия пептидов, построенных исключительно из остатков  аргинина (R) и показано, что олигоаргинины  (R=6-18) являются ингибиторами различных подтипов никотиновых ацетилхолиновых рецепторов (нАХР), при этом R8  имеет  выраженную селективность к нейрональным α9/ α10, а R16 имеет наибольшее сродство к α7 нАХР. Ингибирующая активность установлена и у ряда положительно заряженных полимеров, которые, наряду с олигоаргининами используются для внутриклеточной доставки потенциальных лекарственных соединений, что должно учитываться в качестве возможных положительных и отрицательных эффектов.

Публикации

  1. Lebedev D, Kryukova E, Ivanov I, Egorova N, Timofeev N, Spirova E, Tufanova E, Siniavin A, Kudryavtsev D, Kasheverov I, Zouridakis M, Katsarava R, Zavradashvili N, Iagorshvili I, Tzartos S, Tsetlin V (2019). Oligoarginine Peptides, a New Family of nAChR Inhibitors. Mol Pharmacol 96 (5), 664–673

Первый трехпетельный змеиный нейротоксин, различающий по аффинности и кинетике взаимодействия два участка связывания в мышечном никотиновом рецепторе

Совместно с: Лаборатория молекулярной токсинологии

Из яда крайта Bungarus candidus выделен и охарактеризован новый трехпетельный α-нейротоксин - αδ-бунгаротоксин, отличающийся от хорошо известного блокатора мышечных, α7 и α9α10 нейрональных подтипов никотиновых рецепторов α-бунгаротоксина 11 заменами из 74 аминокислотных остатков. Новый токсин также эффективно взаимодействовал с α7 рецептором с наномолярным сродством, но при этом продемонстрировал уникальное для трехпетельных токсинов различие в сродстве к двум разным участкам связывания на мышечном рецепторе (аффинность к α-δ сайту выше чем к α-γ сайту в 20 раз). Кроме того, новый токсин показал быструю кинетику ухода с одного из участков в отличие от необратимого связывания α-бунгаротоксина. Таким образом, открыт новый инструмент исследования мышечных никотиновых рецепторов с уникальным набором свойств.

Публикации

  1. Utkin YN, Kuch U, Kasheverov IE, Lebedev DS, Cederlund E, Molles BE, Polyak IL, Ivanov IA, Prokopev NA, Ziganshin RH, Jornvall H, Alvelius G, Chanhome L, Warrell DA, Mebs D, Bergman T, Tsetlin VI (2019). Novel Long-chain Neurotoxins from Distinguish the Two Binding Sites in Muscle-type Nicotinic Acetylcholine Receptors. Biochem J 476 (8), 1285–1302

Впервые обнаружена молекулярная мишень действия орфанного нейропептида млекопитающих – ноцистатина, связанная с процессами болевой чувствительности.

Совместно с: Лаборатория нейрорецепторов и нейрорегуляторов

Ноцистатин - эндогенный нейропептид, вырабатываемый нейронами в центральной и периферической нервной системе - до настоящего времени относился к классу сиротских белков, для которых не была явно определена молекулярная мишень действия. В лаборатории нейрорецепторов и нейрорегуляторов ИБХ РАН в экспериментах in vitro было показано, что ноцистатин возбуждает мембранные ионные каналы ASIC в нейронах центральной и периферической нервной системы, при этом возникающий ионный ток сопоставим по основным параметрам с тем, который возникает при закислении внеклеточной среды. Пептид способен активировать все подтипы кислото-чувствительных каналов, и его действие является концентрационно зависимым. Антагонисты ASIC ингибируют вызываемый аппликацией ноцистатина ток. Более того, активированные ноцистатином каналы десенсетизируются и теряют способность в дальнейшем реагировать на кислоту, поэтому в низкой дозе пептид ингибирует (подавляет), а в высокой – стимулирует работу каналов ASIC. Этим объясняется его двойственное действие на болевую чувствительность, где он выступает и как генератор болевых сигналов и как тормозящий агент одновременно. Ни один известный ранее лиганд ионных каналов ASIC не имеет подобных свойств.

Таким образом, обнаружен новый лиганд ионных каналов ASIC, физиологическая значимость которого в жизнедеятельности животных и человека ранее никак не ассоциировалась с регулированием работы этого рецептора. Поскольку каналы ASIC, прежде всего, участвуют в возникновении чувства боли, это открытие может послужить для разработки принципиально новых обезболивающих и противовоспалительных лекарств. Помимо этого, каналы ASIC участвуют в процессах, связанных с обучением, памятью и нейропластичностью, что позволяет предположить возможную вовлеченность ноцистатина в процессы регулирования высшей нервной деятельности и нейродегенерации. В этом аспекте изучение таких процессов с измерением и регулированием уровня эндогенного нейропептида – перспективная задача фундаментальных исследований.

Статья с результатами первых экспериментов опубликована в журнале Biomolecules.

Расшифрованы молекулярные основы биолюминесценции Odontosyllis

Совместно с: Лаборатория биомолекулярной ЯМР-спектроскопии,  Лаборатория химии метаболических путей

Впервые определены структуры трех ключевых низкомолекулярных компонентов биолюминесцентной системы морских полихет Odontosyllis undecimdonta: люциферина, оксилюциферина (Green), а также продукта неспецифического окисления люциферина (Pink) кислородом. Установлено, что эти соединения имеют крайне необычный гетероциклический скелет, содержащий три атома серы с различными степенями окисления. Предложены химические механизмы ферментативного (люминесцентного) и неферментативного оксиления люциферина Odontosyllis. Более того, выявлено, что оксилюциферин Odontosyllis является единственным из известных для морских люминесцентных организмов первичным эмиттером зеленого света.

Публикации

  1. Kotlobay AA, Dubinnyi MA, Purtov KV, Guglya EB, Rodionova NS, Petushkov VN, Bolt YV, Kublitski VS, Kaskova ZM, Ziganshin RH, Nelyubina YV, Dorovatovskii PV, Eliseev IE, Branchini BR, Bourenkov G, Ivanov IA, Oba Y, Yampolsky IV, Tsarkova AS (2019). Bioluminescence chemistry of fireworm Odontosyllis. Proc Natl Acad Sci U S A 116 (38), 18911–18916

Характеристика сайтов связывания "анальгетических" конотоксинов на никотиновом рецепторе и его моделях

Синтезирована линейка Cys-Cys изомеров «анальгетических» конотоксинов RgIA и GeXIVA, действующих через орто- или аллостерический сайты связывания α9/α10 никотинового холинорецептора, соответственно. Изучение их методом прямого или конкурентного радиолигандного анализа на водорастворимых моделях этого рецептора – ацетилхолин-связывающем белке и рекомбинантном внеклеточном домене α9 субъединицы рецептора, показало, что они эффективно с микромолярным сродством взаимодействуют только с ортостерическим сайтом связывания этих моделей.

Первые рекомбинантные трехпетельные токсины гадюк – антагонисты никотиновых холинорецепторов мышечного и нейронного типа

Совместно с: Лаборатория молекулярной диагностики,  Отдел «Учебно-научный центр»,  Лаборатория молекулярной токсинологии

Одним из основных компонентов ядов змей семейства Elapidae являются трехпетельные токсины, которые обладают различными видами биологической активности, включая ингибирование синаптической передачи за счет блокирования холинорецепторов никотинового типа. Трехпетельные токсины до сих пор не обнаружены в ядах змей семейства Viperidae, хотя кодирующие их мРНК найдены в ядовитых железах змей этого семейства. Нами впервые проведена экспрессия в клетках E. coli генов двух трехпетельных токсинов TFT-AF и TFT-VN, последовательности которых установлены на основании последовательностей кДНК из ядовитых желез гадюк Azemiops feae и Vipera nikolskii, соответственно. Исследование биологической активности полученных токсинов проведено с помощью методов электрофизиологии, кальциевого имиджинга и радиолигандного анализа. Нами впервые показано, что трехпетельные токсины гадюк являются антагонистами никотиновых холинорецепторов как нейронного, так и мышечного типа.

Дизайн антимикробного пептида с пониженной гемолитической активностью на основе комбинирования фрагментов (мотивов) пептидов из яда пауков. С помощью молекулярной динамики в крупнозернистом приближении оценена глубина проникновения природных пептидов (Ltc1, Oxt 4a) из яда паука в мембрану эритроцитов. Искусственный пептид  (P5) сформирован из фрагментов, не проникающих глубоко в такую мембрану (в круге - см. Рис.), или пептида, глубоко проникающего, и, следовательно, гемолитически активного, но с пониженной за счет аминокислотной замены L/K степенью гидрофобности (в эллипсе).

Разработка новой методики на основе кальциевого имиджинга и функциональная характеристика с ее помощью α7/α9 мутантов нАХР.

Совместно с: Лаборатория молекулярной токсинологии

На основании метода кальциевого имиджинга была разработана новая методика, позволяющая достаточно эффективно экспрессировать в клеточных линиях функционально активные «трудные» подтипы никотиновых рецепторов (нАХР). Методика включает  в себя коэкспресиию с соответствующим подтипом рецептора шаперона и флуоресцентного кальциевого сенсора Case12.  Данная методика позволила получить 6 мутантных форм α7 нАХР с выбранными одиночными заменами аминокислотных остатков из α9 подтипа нАХР. Все полученные мутанты вместе с исходными рецепторами были проанализированы на сродство к ацетилхолину и эпибатидину с помощью разработанной методики. Это позволило выявить две ключевые мутации - L119D и F187S, определяющие селективность к указанным лигандам этих подтипов нАХР. Компьютерное моделирование показало существенное изменение расположение молекул лигандов в участках связывания именно этих двух мутантных форм рецептора, объясняя полученные данные.   

Публикации

  1. Shelukhina I, Spirova E, Kudryavtsev D, Ojomoko L, Werner M, Methfessel C, Hollmann M, Tsetlin V (2017). Calcium imaging with genetically encoded sensor Case12: Facile analysis of α7/α9 nAChR mutants. PLoS One 12 (8), e0181936

Cинтезирован SLURP-1 (81 аминокислотный остаток, 5 дисульфидов), идентичный по аминокислотной последовательности эндогенному белку человека, отличающийся от всех известных рекомбинантных белков по

Совместно с: Лаборатория молекулярной токсинологии

Синтезирован  SLURP-1 (81 аминокислотный остаток, 5 дисульфидов), идентичный по аминокислотной последовательности эндогенному токсино-подобному белку человека. По данным 1Н-ЯМР он имеет ту же структуру, что и рекомбинантный rSLURP-1, несущий дополнительный N-концевой Met0, несколько отличается по молекулярной динамике и существенно по биологической активности в отношении различных подтипов никотиновых рецепторов. То есть необходимо максимальное приближение к структуре природного белка для установления механизмов его эндогенной активности и выбора последующих медицинских применений.

Публикации

  1. Durek T, Shelukhina IV, Tae HS, Thongyoo P, Spirova EN, Kudryavtsev DS, Kasheverov IE, Faure G, Corringer PJ, Craik DJ, Adams DJ, Tsetlin VI (2018). Interaction of Synthetic Human SLURP-1 with the Nicotinic Acetylcholine Receptors. Sci Rep 7 (1), 16606

Открыты первые пептидные лиганды, потенцирующие ответ TRPA1 рецепторов на агонисты, проявляющие обезболивающий и противовоспалительный эффекты.

Совместно с: Лаборатория биомолекулярной ЯМР-спектроскопии,  Лаборатория нейрорецепторов и нейрорегуляторов

Из морских анемон видов Metridium senile и Urticina eques выделены и охарактеризованы анальгетические пептиды Мs9а-1 и Ueq 12-1. Пептид Мs9а-1 содержит 35 аминокислотных остатков, а его пространственная структура стабилизирована двумя дисульфидными мостиками подобно ранее описанным  пептидам из морских анемон. Ueq 12-1 состоит из 45 аминокислотных остатков, включая 10 остатков цистеина с необычным распределением, образующих 5 дисульфидных связей, и является уникальным среди многообразия известных пептидов морских анемон. Являясь по сути принципиально новой обнаруженной пространственной структурой, пространственная укладка части полипептидной цепи молекулы Ueq 12-1 похожа на альфа дефензины млекопитающих. Возможно, именно поэтому пептид также обладает слабым антимикробным действием на грамм-положительные бактерии. Структурно непохожие друг не друга пептиды Мs9а-1 и Ueq 12-1 имеют схожий механизм действия и одну биологическую мишень. В тестах in vitro на ооцитах лягушки Xenopus laevis и клетках млекопитающих, экспрессирующих рецептор TRPA1, оба пептида усиливали действие прямых агонистов, таких как AITC и диклофенак. В тестах in vivo на мышах введение пептидов внутривенно давало значительный анальгетический и противовоспалительный эффект, при этом сами пептиды при введении не вызывали ни болевых ощущений ни тепловую гиперчувствительность. Обнаруженные эффекты пептидов связаны с тем, что при взаимодействии с TRPA1 пептиды делают рецептор более восприимчивым к распознаванию своих агонистов (потенцирующее действие), таким образом, при появлении эндогенных раздражителей, таких как, например, медиаторы воспаления, происходит десенситизация TRPA1-экспрессирующих нейронов. Способность этих веществ избирательно усиливать активность белка TRPA1 открывает новые возможности фундаментальных исследований и служит основой создания лекарств от боли и воспаления.

Laboratory of ligand-receptor interactions

Department of molecular bases of neurosignalization

Head: Igor' Kasheverov, D.Sc
iekash@ibch.ru+7(495)995-55-57#2118

ligand-gated ion channels, nicotinic receptors, glycine receptor, peptide synthesis, radioligand assay, electrophysiology

Laboratory was organised in 2009 and is headed by Dr. Igor Kasheverov

The main scope of the Ligand-receptor interactions lab is structure-function relationships of natural and artificial peptide ligands of several Cys-loop receptors (nAChR, GlyR and GABAA). Construction of completely new active compounds based on known anticholinergic ligands is also in the field of our interest.

The lab conducts computer-aided design of new compounds based on diverse conotoxins of different structural classes and modelling of their complexes with nicotinic receptors (nAChR) and acetylcholine-binding proteins (AChBP). We have at our disposal eqipment for peptide synthesis, chromatography and mass-spectrometry, which is used for synthesys and characterization of active compounds. We also have electrophysiology and radioligand assay eqipment for ligans activities research.

Our lab contacts has lots of international collaborations in Germany, France, Finland, Greece, China and Vietnam. And we are open to new contacts!

Previously, more than forty diverse conotoxins analogs were synthetized and studied in the lab. Partly these studies could be represented by following reviews:

Tsetlin V., Utkin Y., Kasheverov I. (2009). Polypeptide and peptide toxins, magnifying lenses for binding sites in nicotinic acetylcholine receptorsBiochem Pharmacol. 78(7), 720—731

Kasheverov I.E., Utkin Y.N., Tsetlin V.I. (2009). Naturally occurring and synthetic peptides acting on nicotinic acetylcholine receptorsCurr Pharm Des. 15(21), 2430—2452.

All publications (show selected)

Loading...

Igor' Kasheverov

  • Russia, Moscow, Ul. Miklukho-Maklaya 16/10 — On the map
  • IBCh RAS, build. 33, office. 236
  • Phone: +7(495)995-55-57#2118
  • E-mail: iekash@ibch.ru

A new class of nicotinic acetylcholine receptor inhibitors has been proposed and synthesized

In collaboration with Laboratory of molecular toxinology

Based on our own and published data showing that positively charged amino acid residues play an important role in the activity of α-conotoxins, a series of peptides consisting exclusively of arginine (R) residues was synthesized, and oligoarginines (R = 6-18) were shown to be inhibitors of various subtypes of nicotinic acetylcholine receptors (nAChR), with R8 having pronounced neuronal selectivity against α9/α10 nAChR, and R16 possessing the highest affinity for α7 nAChR. Inhibitory activity was also found for a number of positively charged polymers, which, along with oligoarginines, are used for intracellular delivery of potential drug compounds, which should be taken into account as possible positive and negative effects.

Publications

  1. Lebedev D, Kryukova E, Ivanov I, Egorova N, Timofeev N, Spirova E, Tufanova E, Siniavin A, Kudryavtsev D, Kasheverov I, Zouridakis M, Katsarava R, Zavradashvili N, Iagorshvili I, Tzartos S, Tsetlin V (2019). Oligoarginine Peptides, a New Family of nAChR Inhibitors. Mol Pharmacol 96 (5), 664–673

The first three-finger snake neurotoxin, which distinguishes two binding sites in the muscle nicotinic receptor by affinity and dissociation kinetics

In collaboration with Laboratory of molecular toxinology

A new three-finger α-neurotoxin - αδ-bungarotoxin - was isolated and characterized from the venom of Bungarus candidus krait. It differs from α-bungarotoxin, the well-known antagonist of muscle, α7 and α9α10 neuronal subtypes of nicotinic receptors, by 11 substitutions of 74 amino acid residues. The new toxin also effectively interacted with the α7 receptor with nanomolar affinity, but it demonstrated a unique (for three-finger toxins) difference in affinity towards two different binding sites on the muscle receptor (affinity to the α-δ site was higher than to the α-γ site by 20 times). In addition, the new toxin showed kinetics of dissociation from one of the sites of muscle-type receptor much faster than α-bungarotoxin with its almost irreversible binding. Thus, a new tool for the study of muscle nicotinic receptors with a unique set of properties has been discovered.

Publications

  1. Utkin YN, Kuch U, Kasheverov IE, Lebedev DS, Cederlund E, Molles BE, Polyak IL, Ivanov IA, Prokopev NA, Ziganshin RH, Jornvall H, Alvelius G, Chanhome L, Warrell DA, Mebs D, Bergman T, Tsetlin VI (2019). Novel Long-chain Neurotoxins from Distinguish the Two Binding Sites in Muscle-type Nicotinic Acetylcholine Receptors. Biochem J 476 (8), 1285–1302

The molecular target for mammalian orphan neuropeptide - nocystatin associated with pain sensing.

In collaboration with Laboratory of neuroreceptors and neuroregulators

Nocystatin is an endogenous neuropeptide produced by neurons of the central and peripheral nervous system. It was belonged so far to the class of orphan proteins for which the molecular target has not been defined. In the Laboratory of Neuroreceptors and Neuroregulators of the IBCh RAS was discovered the peptides’ ability to evoked currents in X. laevis oocytes expressing rat ASIC1a, ASIC1b, ASIC2a, and ASIC3 that were very similar in kinetic parameters to the proton-gated response. The peptide was able to activate all subtypes of acid-sensitive channels, and its effect was concentration-dependent. General ASIC antagonists inhibited the current induced by the nocystatin application. Moreover, the channels activated by nocystatin desensitized and lose their ability to further activation by acid, therefore, low concentration of the peptide inhibits while a higher concentration stimulates the activity of ASIC channels. This can to explain its dual effect on pain sensitivity, where it acts both as a generator of pain signals and as an analgesic compound. No previously known ASICs’ ligands shown such biological effect. Thus, nocistatin is the first endogenous direct agonist of ASICs except protons which should be associated with a media property rather as the molecule.

Novel data could give a key to understanding ASICs activation regulation in the nervous system and also could be used to develop new drugs to treat pathological processes associated with ASICs activation, such as neurodegeneration, inflammation, and pain.

An article with the results of the first experiments was published in the journal Biomolecules.

Elucidation of molecular basis of Odontosyllis bioluminescence

In collaboration with Laboratory of biomolecular NMR-spectroscopy,  Group of synthetic biology,  Laboratory of Chemistry of Metabolic Pathways

The researchers from Yampolsky lab have successfully characterized three key low-molecular-weight components of Odontosyllis undecimdonta bioluminescence system: luciferin,  oxyluciferin (Green) and a nonspecific luciferin oxidation product (Pink). These compounds were revealed to be highly unusual tricyclic heterocycles containing three sulfur atoms in different electronic states. Together the structures of these low-molecular-weight components of Odontosyllis bioluminescent system have enabled us to propose chemical transformation pathways for the enzymatic (luminescent) and non-enzymatic (dark) oxidation of luciferin. Moreover Odontosyllis oxyluciferin was established to be the only green primary emitter described for any known bioluminescent marine organism.

Publications

  1. Kotlobay AA, Dubinnyi MA, Purtov KV, Guglya EB, Rodionova NS, Petushkov VN, Bolt YV, Kublitski VS, Kaskova ZM, Ziganshin RH, Nelyubina YV, Dorovatovskii PV, Eliseev IE, Branchini BR, Bourenkov G, Ivanov IA, Oba Y, Yampolsky IV, Tsarkova AS (2019). Bioluminescence chemistry of fireworm Odontosyllis. Proc Natl Acad Sci U S A 116 (38), 18911–18916

Characterization of the "analgesic" conotoxins' binding sites on the nicotinic receptor and its models

A set of Cys-Cys isomers of "analgesic" conotoxins RgIA and GeXIVA acting through ortho- or allosteric binding sites of α9/α10 of nicotinic acetylcholine receptor, respectively, was synthesized. The study of them by direct or competitive radioligand analysis with water-soluble models of this receptor - acetylcholine-binding protein and recombinant extracellular domain of the α9 receptor subunit, showed that they effectively interact with the micromolar affinity only with the orthosteric binding site of these models.

The first recombinant viper three finger toxins - antagonists of the nicotinic acetylcholine receptors of muscle and neuronal types

In collaboration with Laboratory of Molecular Diagnostics,  Science-Educational center,  Laboratory of molecular toxinology

One of the main components of the venom of the snakes from the Elapidae family are three finger toxins, which possess various types of biological activity, including inhibition of synaptic transmission by blocking the nicotinic acetylcholine receptors. So far, three finger toxins have not been found in the venom of the Viperidae snakes, although the mRNA encoding these toxins has been found in the venom glands of snakes from this family. Genes encoding two three-finger toxins TFT-AF and TFT-VN, nucleotide sequences of which were earlier determined by cloning cDNA from venom glands of vipers Azemiops feae and Vipera nikolskii, respectively, were expressed for the first time in E. coli cells. The biological activity of these toxins was studied by electrophysiological techniques, calcium imaging, and radioligand analysis. We have shown for the first time that viper three-finger toxins are antagonists of nicotinic acetylcholine receptors both of neuronal and muscle type.

Motif-based design of bioactive peptides

In collaboration with Laboratory of optical microscopy and spectroscopy of biomolecules,  Laboratory of biomolecular modeling

Engineering antimicrobial peptide with a low hemolytic activity via combination of motifs of spider venom peptides. Using coarse-grained Molecular Dynamics, the depth of penetration of parent spider venom peptides (Ltc1, Oxt 4a) in model erythrocyte membrane was estimated. The artificial peptide (P5) is formed of fragments with the low depth of penetration (encircled - see Fig.), or penetrating deeply, and thus hemolytic (enclosed in ellipse). Hydrophobicity of the latter peptide was decreased via L/K mutation.

Development of a new technique based on calcium imaging and functional characterization of mutant α7/α9 nAChRs with the use of this technique.

In collaboration with Laboratory of molecular toxinology

On the basis of the calcium imaging method, we developed a new technique that allows to effectively express functionally active "problematic" subtypes of nicotinic receptors (nAChRs) in cell lines. It involves co-expressing with the appropriate receptor subtype a chaperone and a fluorescent calcium sensor Case12. This technique allowed us to obtain 6 mutant forms of α7 nAChR with selected single substitutions of amino acid residues from α9 nAChR subtype. All the mutants together with the wild-type receptors were analyzed for affinity to acetylcholine and epibatidine using the developed technique. This helped to identify two key mutations - L119D and F187S which are responsible for selectivity of these nAChR subtypes to above-mentioned ligands. Computer simulations showed a significant change in the arrangement of ligands’ molecules in binding sites of these two mutant forms of the receptor, explaining the data obtained.

Publications

  1. Shelukhina I, Spirova E, Kudryavtsev D, Ojomoko L, Werner M, Methfessel C, Hollmann M, Tsetlin V (2017). Calcium imaging with genetically encoded sensor Case12: Facile analysis of α7/α9 nAChR mutants. PLoS One 12 (8), e0181936

SLURP-1 (81 amino-acid residues, 5 disulfides), identical in the amino-acid sequence to the endogenous human protein, has been synthesized and shown to differ from all known recombinant

In collaboration with Laboratory of molecular toxinology

SLURP-1 (81 amino acid residues, 5 disulfides) has been synthesized with the amino acid sequence identical to that of the endogenous human toxin-like protein. 1H-NMR revealed the same structure as in the recombinant rSLURP-1 bearing additional N-terminal Met0. These proteins  have some differences in molecular dynamics, but differ greatly in their activity towards distinct subtypes of nicotinic receptors. Our work in general stresses the necessity of maximal approach to the structure of naturally-occurring proteins to solve the mechanisms of their endogenous activities and choosing appropriate medical applications.  

Publications

  1. Durek T, Shelukhina IV, Tae HS, Thongyoo P, Spirova EN, Kudryavtsev DS, Kasheverov IE, Faure G, Corringer PJ, Craik DJ, Adams DJ, Tsetlin VI (2018). Interaction of Synthetic Human SLURP-1 with the Nicotinic Acetylcholine Receptors. Sci Rep 7 (1), 16606

First peptide ligands potentiating the TRPA1 response to agonists and producing the analgesic and anti-inflammatory effects.

In collaboration with Laboratory of biomolecular NMR-spectroscopy,  Laboratory of neuroreceptors and neuroregulators

Two analgesic peptides Мs9а-1 and Ueq 12-1 were isolated from sea anemones Metridium senile and Urticina eques and characterized. Peptide Мs9а-1 contains 35 amino acid residues, and its spatial structure is stabilized by two disulfide bridges. The spatial structure of Мs9а-1 is similar to the sea anemones peptides structures described previously. Ueq 12-1 consists from 45 amino acid residues including 10 cysteine residues with an unusual distribution among sea anemone peptides. Its uncommon spatial structure resolved by NMR is partially similar to the structure of mammal’s alpha defensins. This similarity can explain a weak antimicrobial activity of Ueq 12-1 against gram-positive bacteria. Structurally different peptides Мs9а-1 and Ueq 12-1 have a similar mechanism of action onto the same biological target. Experiments in vitro on TRPA1 receptor expressed in oocytes of Xenopus laevis or in mammalian cells shown an increase of receptors’ respond to direct agonists, such as AITC and diclofenac. The intravenously peptides application in tests on mice in vivo resulted in significant analgesic and anti-inflammatory effects, while peptides’ administration did not cause pain or thermal hypersensitivity. We assume that observed effects are connected with the fact that peptides make the receptor more sensitive to their agonists (potentiating effect). So a release of endogenous inflammatory mediators leads to the desensitization of TRPA1-expressing neurons and a nociception decrease. Such enhance of the TRPA1 activity by peptides give novel opportunity for basic research and analgesic drug development.