Laboratory of oxylipins

Department of molecular bases of neurosignalization

Head: Vladimir Bezuglov, D.Sc, professor
vvbez@oxylipin.ibch.ru+7(495)330-65-92

oxylipin.ibch.ru

oxylipins; endocannabinoids; endovanilloids; biochemistry; lipids; neurochemistry; cell biology; neurodegeneration; cancer; stroke

The research of the Laboratory is aimed at revealing the role of lipids as molecules that transmit information in the body regulation system. One of the directions is the study of signaling pathways that mediate the lipids ability to enhance proliferation or induce apoptosis, protect cells of the nervous system from the effects of damaging factors, induce cell differentiation and morphogenesis. Lipids are important regulators of a wide range of normal and pathological processes in the body, so the search for lipid molecules with more selective action is also at the center of the Laboratory's attention.

The main object of the Laboratory's research is natural oxylipins (prostaglandins, etc.), natural neurolypes (conjugates of fatty acids with biogenic amines, neurotransmitters and amino acids) and their synthetic analogues.

Earlier, the Laboratory staff (Bezuglov et al., 1995) suggested that the acylated derivatives of endogenous neurotransmitters can be a new family of bioregulators combining the properties of neuroactive lipids (anandamide) and classical neurotransmitters (dopamine, serotonin, etc.). Acyl-dopamines and derivatives of fatty acids with various amino acids were then found in the nervous and peripheral tissues of various organisms, including mammals. It turned out that these compounds have a wide range of biological effects that continue to be studied at the Laboratory.

The Laboratory discovered new ways of metabolizing acyl-dopamines and clarified some aspects of their biosynthesis. Also, the team showed that acyl-dopamines  has a neuroprotective effect and it is able to induce apoptosis of the oncotransformed cells of various tissue origin in vitro, which indicates the large pharmacological potential of these substances. Now the researchers are investigating the mechanism of their toxic and differentiating effects on cancer cells, and also seek to increase the effectiveness of existing antitumor drugs.

To fight neurodegenerative diseases, an important socially significant problem, the Laboratory developed a strategy for searching for new neuroprotectors and protecting neurons from irreversible changes under the influence of stress. This approach is based on the use of the natural neuroactive lipids, peptides and other low-molecular bioregulators potential. Researchers managed to show that some modified acyl-dopamine are promising candidates for treatment of stroke consequences. In addition, the Laboratory is developing methods of directional delivery compounds to neurons capable to slowing down and reversing the neurodegenerative process.

Researchers of the Laboratory actively use modern methods of cell and molecular biology, fine organic synthesis, analytical chemistry and biochemistry.

The Laboratory cooperates with the Institute departments, as well as the Institute of Molecular Genetics of the Russian Academy of Sciences (RAS), the Mendeleev Russian Chemistry and Technology University, the Zakusov Institute of Pharmacology RAS, the Institute of Physiologically Active Substances RAS, the Koltsov Institute of Developmental Biology RAS, the Institute of Bioorganic Chemistry of the National Academy of Sciences of Belarus, the Central University of Rajasthan (India), the Max Mousseron Institute of Biomolecules (France) etc.

The Laboratory was founded in 1990 on the basis of the Group of Prostaglandins and Leukotrienes.

  • Neuroactive lipids and their role in normal and pathological processes.
  • Mechanisms of lipid signals perception and intracellular transmission.
  • The development of novel molecular instruments based of bioactive lipids (including fluorescent, biotynilated and isotope-labeled compounds).
  • The development of new types of drugs, based on the conception of Information multifunctional compound molecules.
  • The characterization of biosynthetic and catabolic pathways of N-acyl dopamines in rat liver, brain and spinal cord, as well as in freshwater hydra homogenate. The alternate pathways of N-acyl dopamines (sulfation, glucuronidation and catechol group oxidation) were identified for the first time.
  • The identification of N-docosahexaenoyl dopamine in Hydra magnipapillata and H. Attenuate. The morphogenetic effect of acyl-dopamines and their ability to regulate regeneration processes in hydra were shown.
  • It was shown for the first time that neurolypes from the group of N-acyl dopamine interfere in the death of neurons, save their functional properties in models of neurodegenerative processes, reduce the volume of neural tissue damage in focal ischemia, and increase survival in acute hypoxia and contribute to the preservation of cognitive functions in the posthypoxic period in experimental animals.
  • The mechanism of signal transmission during the induction of apoptosis by N-acyl dopamine is established, the main proteins participating in this process are identified, including the cytoplasmic receptor, intracellular regulatory proteins, kinases and transcription factors.
  • The ability of acyl-dopamine to induce the differentiation of oncotransformed cells was detected, new cell lines with increased resistance to acyl dopamine were obtained.
  • A test system was developed to assess the hydrolytic stability of peptides and other compounds when administered orally on the basis of the rat gastrointestinal tract fragments.
  • A new class of hybrid molecules peptolipins was synthesized, combining fragments of bioactive lipids, peptides and biogenic amines, which possess neuroprotective, vasoactive and anti-inflammatory effects.
  • The development of a novel conception for pharmacological drug action prolongation using non-covalent complexes of protein with natural polysialic acid (size <=100 nm). A technology for the manufacturing of such nanocomplexes with genetical engineered interferons α2b and β1b, insulin and human G-CSF was developed, which is quite simple and productive. The experiments with cell cultures and animals confirmed the prolonged activity of the proteins inside nanocomplexes.
NamePositionContacts
Vladimir Bezuglov, D.Sc, professordepart. dir.vvbez@oxylipin.ibch.ru+7(495)330-65-92
Natal'ja Greckaja, Ph.D.s. r. f.natalia.gretskaya@gmail.com+7(495)330-65-92
Mihail Bobrov, Ph.D.s. r. f.+7(495)3306592
Mikhail Akimov, Ph.D.s. r. f.akimovmike@yandex.ru+7(495)330-65-92
Elena Fomina-Ageeva, Ph.D.r. f.+7(495)330-65-92
Galina Zinchenkoj. r. f.zgn55@yandex.ru+7(495)330-65-92
Alina LavrovaPhD stud.alinalavrova1@gmail.com
Alina GamisoniaPhD stud.alyafonya@mail.ru+7(495)330-65-92

Selected publications (show all)

Loading...

Vladimir Bezuglov

New fluorescent analogues of acyldopamines with the preserved the address moiety (2017-11-27)

New fluorescent analogues of natural acyldopamines mimicking residues of palmitic and oleic acids carrying the reporter BODIPY group at the distal end of molecule were synthesized. The specific uptake of mentioned compounds in rat pheochromocytoma PC12 cells was demonstrated and characteristics of this process were measured. Uptake rate of oleic analogue was more than three times as palmitic one. Synthesized compounds are ready to be used for investigation of acyldopamine transport in various cells of human or animal origin.

Modified peptides based on proglyprol structure with increased effectiveness (2016-03-29)

Hybrid compounds based on proglyprol (PGP) peptide carrying residues of docosahexaenoic acid and (or) dopamine were synthesized for the first time. Prepared compounds possess advanced neuroprotectory  and anti-inflammatory activity and may consider as prototypes of novel pharmaceuticals.

Лаборатория оксилипинов

Отдел молекулярной нейроиммунной сигнализации

Руководитель: Безуглов Владимир Виленович, д. х. н., профессор
vvbez@oxylipin.ibch.ru+7(495)330-65-92

oxylipin.ibch.ru

оксилипины; липиды; нейрохимия; клеточная биология; эндованилоиды; эндоканнабиноиды; нейродегенерация; рак; инсульт

Исследования Лаборатории направлены на выявление роли липидов как молекул, передающих информацию в системе регуляции организма. Одно из направлений - изучение сигнальных путей, которые опосредуют способность липидов усиливать пролиферацию или вызывать апоптоз, защищать клетки нервной системы от воздействия повреждающих факторов, индуцировать дифференцировку и морфогенез клеток. Липиды - важные регуляторы широкого спектра нормальных и патологических процессов в организме, поэтому поиск липидных молекул более сильного селективного действия также находится в центре внимания Лаборатории.

Основной объект исследований Лаборатории – природные оксилипины (простагландины и т.п.), природные нейролипины (конъюгаты жирных кислот с биогенными аминами, нейротрансмиттерами и аминокислотами) и их синтетические аналоги.

Ранее сотрудники Лаборатории (Безуглов и соавт., 1995) высказали предположение, что ацилированные производные эндогенных нейротрансмиттеров могут быть новым семейством биорегуляторов, сочетающих свойства нейроактивных липидов (анандамид), и классических нейротрансмиттеров (дофамин, серотонин и др.). Ацилдофамины и производные жирных кислот с различными аминокислотами затем были обнаружены в нервной и периферических тканях различных организмов, в том числе млекопитающих. Оказалось, что эти соединения обладают широким набором биологических эффектов, которые продолжают изучать в Лаборатории.

В Лаборатории были открыты новые пути метаболизма ацилдофаминов и уточнены некоторые аспекты их биосинтеза. Также сотрудники показали, что ацилдофамины обладают нейрозащитным действием и способны вызывать апоптоз онкотрансформированных клеток различного тканевого происхождения in vitro, что говорит о большом фармакологическом потенциале данных веществ. Сейчас сотрудники исследуют механизм их токсического и дифференцирующего действия на раковые клетки, а также стремятся повысить эффективность имеющихся противоопухолевых препаратов.

Для борьбы с нейродегенеративными заболеваниями – важной социально-значимой проблемой –  в Лаборатории разработана  стратегия поиска новых нейропротекторов и защиты нейронов от необратимых изменений под действием стресса. Этот подход основывается на использовании потенциала природных нейроактивных липидов, пептидов и других низкомолекулярных биорегуляторов. Сотрудникам удалось показать, что некоторые модифицированные ацилдофамины являются перспективными кандидатами для лечения последствий инсульта. Кроме того, Лаборатория разрабатывает средства  направленной доставки к нейронам соединений, способных замедлить и обратить нейродегенеративный процесс.

Сотрудники Лаборатории активно используют современные методы клеточной и молекулярной биологии, тонкого органического синтеза, аналитической химии и биохимии.

Лаборатория сотрудничает с подразделениями Института, а также с Институтом молекулярной генетики РАН, Российским химико-технологическим университетом им. Д.М. Менделеева, Институтом фармакологии им. В.В. Закусова РАН, Институтом физиологически активных веществ РАН, Институтом биологии развития им. Н.К. Кольцова РАН, Институтом биоорганической химии НАН Беларуси, Центральным университетом Раджастана (Индия), Институтом биомолекул Макса Муссерона (Франция) и др.

Лаборатория была основана в 1990 году на базе Группы простагландинов и лейкотриенов.

  • Нейроактивные липиды и их роль в нормальных и патологических процессах.
  • Механизмы восприятия и внутриклеточной передачи липидных сигналов
  • Создание новых молекулярных инструментов на основе биоэффекторных липидов, включая флуоресцентные, биотинилированные, фотореактивные соединения.
  • Разработка новых типов лекарственных препаратов, основанных на концепции информационных полифункциональных комплексных молекул.

 

  • Охарактеризованы пути биосинтеза и катаболизма N-ацилдофаминов в печени, головном и спинном мозге крысы и в гомогенате пресноводной гидры. Впервые установлены альтернативные пути метаболизма важных нейроактивных липидов – N-ацилдофаминов, включающие сульфатирование, глюкуронидирование и окисление катехольного ядра молекулы.
  • В организме пресноводных гидр Hydra attenuata и Hydra magnipapillata идентифицирован N-докозагексаеноилдофамин. Показано  морфогенетическое действие ацилдофаминов и их способность регулировать процессы регенерации у гидры.
  • Впервые показано, что нейролипины из группы N-ацилдофаминов препятствуют гибели нейронов, сохраняют их функциональные свойства в моделях нейродегенеративных процессов, уменьшают объем повреждений нервной ткани при фокальной ишемии, а также повышают выживаемость при острой гипоксии и способствуют сохранению когнитивных функций в постгипоксический период у экспериментальных животных.
  • Установлен механизм передачи сигнала при индукции апоптоза N-ацилдофаминами, идентифицированы основные белки, участвующие в этом процессе, включая цитоплазматический рецептор, внутриклеточные регуляторные белки, киназы и факторы транскрипции.
  • Обнаружена способность ацилдофаминов индуцировать дифференцировку онкотрансформированных клеток, получены новые клеточные линии с повышенной устойчивостью к ацилдофаминам.
  • Разработана тест-система для оценки гидролитической стабильности пептидов и других соединений при пероральном введении на основе фрагментов желудочно-кишечного тракта крысы.
  • Синтезирован новый класс гибридных молекул - пептолипины, сочетающих фрагменты биоактивных липидов, пептидов и биогенных аминов, которые обладают нейропротективным, вазоактивным и противовоспалительным действием.
  • Разработана принципиально новая концепция увеличения стабильности и времени фармакологического действия биотехнологических белков, основанная на образовании нековалентных нанокомплексов белок-природная полисиаловая кислота, размер которых не превышает 100 нм. Опыты на клеточных культурах и животных двух видов подтвердили пролонгацию биологической активности белков в составе нанокомплексов. Нековалентные нанокомплексы могут найти широкое применение для получения нано-форм многих белковых, пептидных и других лекарственных препаратов с улучшенными фармакологическими характеристиками.

 

Избранные публикации (показать все)

Загружаются...

Безуглов Владимир Виленович

  • Москва, ул. Миклухо-Маклая, 16/10 — На карте
  • ИБХ РАН, корп. 34, комн. 523
  • Тел.: +7(495)330-65-92
  • Эл. почта: vvbez@oxylipin.ibch.ru

Новые флуоресцентные производные ацилдофаминов с сохраненной адресной частью (2017-11-27)

Синтезированы новые флуоресцентные аналоги природных ацилдофаминов, имитирующих остатки пальмитиновой и олеиновой кислот с репортерной группой BODIPY на дистальном конце молекулы. Продемонстрировано специфичное накопление этих веществ в клетках феохромоцитомы крысы PC12 и измерены параметры этого процесса. Скорость накопления олеинового аналога оказалась в три раза выше по сравнению с пальмитиновым аналогом. Данные вещества могут быть использованы для изучения транспорта ацилдофаминов в различных клетках человека и животных.

Модифицированные пептиды на основе проглипрола с повышенной эффективностью (2016-03-29)

Впервые синтезированы гибридные соединения на основе проглипрола (PGP), несущие остаток докозагексаеновой кислоты (DHA) и (или) дофамина, которые обладают улучшенной нейрозащитной и противовоспалительной активностью и могут служить прототипом новых лекарственных препаратов.