Открыт новый белок, закодированный в гене митохондриальной ДНК полимеразы POLG

Сотрудниками Лаборатории биоинформационных методов комбинаторной химии и биологии и Лаборатории высокопроизводительного скрининга биологических объектов совместно с коллегами из МГУ им. М.В. Ломоносова и Университетского Колледжа Корк (Ирландия) открыт новый белок POLGARF, который закодирован в альтернативной рамке считывания мРНК митохондриальной ДНК полимеразы POLG. Работа опубликована в журнале PNAS.

Loughran G, Zhdanov AV, Mikhaylova MS, Rozov FN, Datskevich PN, Kovalchuk SI, Serebryakova MV, Kiniry SJ, Michel AM, OConnor PBF, Papkovsky DB, Atkins JF, Baranov PV, Shatsky IN & Andreev DE

Митохондриальная ДНК полимераза отвечает за репликацию ДНК в митохондрии и состоит из двух субъединиц. Каталитическая субъединица полимеразы закодирована в гене POLG, для которого описано большое количество мутаций (на данный момент известно более 200 различных мутаций), приводящих к развитию крайне тяжелых и неизлечимых наследственных заболеваний. Считается, что мутации в POLG приводят к накоплению ошибок в митохондриальной ДНК, которые в итоге становятся несовместимы с жизнью. Андреев и его коллеги обнаружили, что в мРНК POLG имеется альтернативный сайт инициации трансляции – эффективный CUG кодон, который приводит к трансляции альтернативной открытой рамки считывания, перекрывающейся с рамкой полимеразы. Примечательно то, что эта открытая рамка считывания очень велика (у человека составляет 260 триплетов) и абсолютно консервативна среди плацентарных млекопитающих с расшифрованными геномами. Белок, закодированный в этой рамке, получил название POLGARF (POLG Alternative Reading Frame). Было показано, что белок накапливается в ядрышке, но при определенных митогенных воздействиях на клетку он разрезается и секретируется из клетки. Также было сделано предположение, что вставка транспозона семейства MIR, произошедшая на начальном этапе эволюции плацентных млекопитающих (100-200 миллионов лет назад), привела к спонтанной трансляции этого участка и последующей эволюции ее белок-кодирующей функции.

Рисунок 1. Данные рибосомного профилирования (Riboseq) показывают, что трансляция мРНК POLG осуществляется и в рамке считывания 0 (синий цвет, митохондриальная ДНК полимераза POLG), и в рамке считывания -1 (зеленый цвет, новый белок POLGARF)