Комплекс-зависимая роль ацетилтрансферазы гистонов KAT8 в транскрипции и клеточном гомеостазе

Международной группой ученых при участии сотрудника ИБХ РАН Ковальчука С.И. был исследован молекулярный механизм активности фермента ацетилтрансферазы KAT8, регулирующего транскрипцию генов посредством модификации связанных с ними гистонов. Результаты работы опубликованы в журнале Molecular Cell.

Radzisheuskaya A, Shliaha PV, Grinev VV, Shlyueva D, Damhofer H, Koche R, Gorshkov V, Kovalchuk S, Zhan Y, Rodriguez KL, Johnstone AL, Keogh MC, Hendrickson RC, Jensen ON, Helin K

Ацетилирование Lys16 белка гистона Н4 (H4K16ac) катализируется ацетилтрансферазой гистонов KAT8. Данная модификация влияет на компактизацию ДНК – ацетилирование препятствует сворачиванию ДНК in vitro. В работе изучено влияние активности KAT8 и ацетилирования гистонаН4 на активность генов в млекопитающих, а также молекулярный механизм процесса ацетилирования при участии двух возможных комплексов NSL и MSL, содержащих KAT8. В результате исследования было показано, что специфичность KAT8 к гистонам зависит от окружения белка: ацетилирование H4K16 происходит только в составе комплекса MSL, тогда как в составе комплекса NSL белок KAT8 катализирует ацетилирование H4K5ac и H4K8ac. Кроме того, оказалось, что MSL комплекс и ацетилирование H4K16ac не являются необходимыми для пролиферации клеток и сборки хроматина, тогда как комплекс NSL является жизненно-важными для нормального функционирования клеток – его активность стимулирует инициацию транскрипции генов домашнего хозяйства. Таким образом, было продемонстрировано, что KAT8 может менять свою специфичность в зависимости от обстоятельств и проявлять сложную регуляторную активность генов в составе различных комплексов.

18 мая 2021 года