Фосфолипазы А2 из ядов змей ингибируют репликацию ВИЧ

С начала эпидемии ВИЧ, длящейся более 30 лет, основной целью ученых была разработка эффективных методов профилактики и лечения ВИЧ-инфекции, в том числе и поиск новых соединений, обладающих высокой активностью против ВИЧ. Исследования, проведенные сотрудниками Отдела молекулярной нейроиммунной сигнализации ИБХ РАН и НИЦЭМ им. Н.Ф.Гамалеи, показали, что фосфолипазы А2 (PLA2) из змеиного яда обладают выраженным анти-ВИЧ эффектом.

Различные фосфолипазы ингибировали ВИЧ-1 на ранней стадии цикла репликации вируса. Высокая активность PLA2 при ингибировании образования синцитиев в системе с хронически-инфицированными ВИЧ клетками свидетельствует о том, что PLA2 эффективно блокируют связывание гликопротеина gp120 ВИЧ-1 с клеточными рецепторами CD4. Димерная PLA2 гадюки Никольского (Vipera nikolskii), проявившая наибольшую активность, блокировала адсорбцию ВИЧ-1 к пермиссивным клеткам, обладала вирулицидным эффектом и широким спектром антиретровирусной активности против различных высокопатогенных штаммов ВИЧ. Таким образом, выполненное исследование показало, что PLA2 из ядов змей могут рассматриваться как новые кандидаты при разработке лекарств против ВИЧ.

Работа опубликована в журнале International Journal of Molecular Sciences.

9 февраля 2022 года