Транскрипционный фактор SOX9 клеточно-специфическим образом регулирует множество клеточных процессов и сигнальных путей при раке поджелудочной железы

Протоковая аденокарцинома поджелудочной железы является одним из самых смертоносных видов рака во всем мире. В большинстве случаев протоковой аденокарциномы поджелудочной железы наблюдается повышенная экспрессия гена SOX9. Авторы работы предположили, что повышенная экспрессия критического фактора развития поджелудочной железы SOX9 необходима для формирования и поддержания опухолевых фенотипов в клетках рака поджелудочной железы.

Было изучено шесть клеточных линий рака поджелудочной железы, которые характеризуются разными уровням дифференцировки и обладают специфическими онкогенными мутациями. Функциональная роль фактора SOX9 в клетках рака поджелудочной железы была исследована с помощью подавления его экспрессии методом РНК интерференции. Было обнаружено, что подавление экспрессии SOX9 в клеточных линиях приводит к специфическим для каждой клеточной линии изменениям в уровнях экспрессии эпителиальных и мезенхимальных белковых маркеров (CDH1, CDH3, KRT7, KRT18, KRT19, ZO-1, MUC1, CDH2, VIM, SNAI2 и др.). Кроме того, снижение экспрессии SOX9 оказывает специфическое влияние на экспрессию основных генов развития поджелудочной железы (HNF1A, GATA-4, GATA-6 и FOXA2). Наибольшее влияние даунрегуляция SOX9 оказала на уровни экспрессии белковых регуляторов клеточной пролиферации (CCND3, CDKN1A, CDKN1B и BIRC5). В трех из четырех исследованных клеточных линий подавление экспрессии SOX9 приводило к значительному снижению пролиферативной активности и активации проапоптотических каспаз в клетках. Полученные результаты свидетельствуют о том, что транскрипционный фактор SOX9 выполняет свои многочисленные функции плейотропного регулятора дифференцировки и потенциального промотора опухолевого роста клеточно-специфическим образом в клетках рака поджелудочной железы. Работа была выполнена сотрудниками Лаборатории структуры и функции генов человека и Группы генной иммуноонкотерапии ИБХ РАН и опубликована в журнале Biomedicines.

12 августа 2022 года