Редокс-различия неонатальных и зрелых кардиомиоцитов в условиях гипоксии

Известный факт, что окислительный стресс играет ключевую роль в патогенезе ишемической болезни сердца. Однако почему неонатальные кардиомиоциты демонстрируют большую устойчивость к гипоксии по сравнению со зрелыми типами клеток?

Ivanova AD, Kotova DAKhramova YVMorozova KISerebryanaya DV, Bochkova ZV, Sergeeva ADPanova ASKatrukha IA, Moshchenko AAOleinikov VSemyanov ABelousov VVKatrukha AG, Brazhe NBilan DS

Команда ученых из ИБХ РАН, МГУ имени М.В. Ломоносова и других российских институтов исследовали отличия в редокс-состоянии неонатальных и взрослых кардиомиоцитов крыс в условиях гипоксии. С помощью высокочувствительного биосенсора HyPer7 авторы обнаружили, что гипоксия вызывает увеличение продукции пероксида водорода (H2O2) во взрослых кардиомиоцитах, тогда как в неонатальных клетках наоборот наблюдается снижение базового уровня H2O2 при тех же условиях. Это наблюдение коррелирует с другими данными, полученными авторами с помощью Рамановской спектроскопии, которые демонстрируют выраженную разницу в свойствах митохондриальной электрон-транспортной цепи взрослых и неонатальных клеток. В частности, в зрелых кардиомиоцитах при гипоксии значительно увеличивается загрузка дыхательной цепи электронами, тогда как в неонатальных клетках подобный эффект не наблюдается. Работа опубликована в журнале Free Radical Biology and Medicine.

4 декабря 2023 года