Молекулярный механизм индукции главной оси тела у бесчелюстных позвоночных может отличаться от механизма, описанного у челюстноротых

Значительная доля современных представлений о молекулярных механизмах индукции и формирования оси тела зародышей позвоночных основана на исследованиях классических лабораторных объектов - рыб, амфибий и млекопитающих. принадлежащих лишь к одной из двух больших групп современных позвоночных - челюстноротых. Гены семейства Noggin описаны у этих животных в качестве ключевых эмбриональных индукторов главной оси тела.

Ermakova GV, Kucheryavyy AV, Zaraisky AG, Bayramov AV

Для оценки консерватизма индукционного механизма в разных эволюционных линиях позвоночных в Лаборатории молекулярных основ эмбриогенеза были проведены исследования функциональной активности генов Noggin у миноги, как представителя другой, эволюционно наиболее древней группы позвоночных - бесчелюстных. Оказалось, что несмотря на консерватизм функциональных свойств исследуемых генов в экспериментах на амфибиях, у эмбрионов которых гены Noggin миноги способны индуцировать вторичные оси тела, аналогичного эффекта у эмбрионов самой миноги не наблюдается. Эти результаты могут указывать на различия механизмов индукции главной оси тела у челюстноротых и бесчелюстных, что открывает новые перспективы для исследований фундаментальных основ этого процесса.

Работа опубликована в журнале International Journal of Molecular Sciences.

Рисунок 1. Инъекция мРНК гена nogginB миноги в зародыш шпорцевой лягушки (Xenopus laevis) индуцирует развитие полной вторичной оси тела, содержащей переднеголовные структуры и глаза (A, B), в то время как аналогичные инъекции мРНК nogginB в зародыши речной миноги (Lampetra fluviatilis) такой индукции не вызывают (C, D). Индукция вторичных осей тела у миног возможна, но наблюдалась только при инъекции мРНК wnt8a (E, F).

26 февраля