Влияние применения экзогенной дцРНК против Y вируса картофеля на РНК интерференцию, неспецифический иммунитет и метаболизм поли(АДФ-рибозы) в растениях картофеля

В настоящее время активно разрабатываются методы ингибирования вирусной инфекции, индуцированные опрыскиванием растений препаратами специфических двуцепочечных РНК (дцРНК). Сотрудники Лаборатории функциональной геномики и протеомики растений, Лаборатории Молекулярной диагностики и Лаборатории молекулярных основ стрессоустойчивости растений ИБХ РАН совместно с коллегами из ООО «Дока-Генные Технологии» изучили вклад двух механизмов, индуцируемых дцРНК (специфической РНК-интерференции и неспецифического иммунитета), в противовирусную защиту растений картофеля при использовании дцРНК Y вируса картофеля.

Samarskaya VO, Spechenkova N, Markin N, Suprunova TP, Zavriev SK, Love AJ, Kalinina NO, Taliansky M

В работе показано, что экзогенное нанесение дцРНК-YВК на листья картофеля приводит к накоплению YВК-специфических малых интерферирующих РНК, маркера РНК интерференции, и транскриптов ряда генов, относящихся к неспецифическому иммунитету. Причем РНК интерференция является главным механизмом, обеспечивающим устойчивость растения к вирусной инфекции, поскольку неспецифический механизм защиты оказался не способным ингибировать репликацию неродственного YВК вируса – Х вируса картофеля. Кроме того, показано, что дцРНК-YВК способна увеличивать продукцию ключевого фермента, вовлеченного в метаболизм поли(АДФ-рибозы) – поли(АДФ-рибоза) гликогидролазы, предполагаемого позитивного регулятора ответа на биотический стресс. Разработка подходов, способных объединить выявленные механизмы, является перспективной для повышения уровня защиты растений от вирусных инфекций.

Результаты исследования опубликованы в журнале International Journal of Molecular Sciences.

15 августа 2022 года