Отдел «Учебно-научный центр»

Отдел «Учебно-научный центр»

Научно-исследовательские подразделения

Руководитель: Овчинникова Татьяна Владимировна, д. х. н., профессор
ovch@ibch.ru+7(495)336-44-44, +7(495)995-55-57#2062

учебный центр, антимикробные пептиды, пептаиболы, антибиотики

Одним из приоритетых направлений деятельности ИБХ РАН является подготовка высококлассных молодых специалистов для физико-химической биологии и биотехнологии. С этой целью в 1982 году академиком Ю.А. Овчинниковым в Институте был организован специализированный Учебный центр, который стал первым учебно-научным центром в нашей стране, объединившем в себе усилия академического института и ряда высших учебных заведений Российской Федерации в деле воспитания молодого поколения исследователей в областибиоорганической химии, физико-химической биологии и биотехнологии. Подробно с образовательной деятельностью УНЦ ИБХ РАН можно ознакомиться на сайте ИБХ РАН в разделе "Обучение". Помимо огромной учебной работы  Отдел ведёт большую научно-исследовательскую работу по изучению функций и свойств нового класса антибиотиков на основе природных антимикробных пептидов.

Тема НИР:«Конструирование лекарственных средств нового поколения на основе природных пептидных антибиотиков — молекулярных факторов врожденного иммунитета»
Руководитель темы: зав. отделом «Учебно-научный центр» Т. В. Овчинникова

В настоящее время медицина столкнулась с проблемой устойчивости патогенов к используемым в клинике антибиотикам, которые уже не всегда обеспечивают контроль над возбудителями инфекционных заболеваний. Стремительный рост резистентных бактериальных инфекций диктует необходимость поиска принципиально новых лекарств. Исследования Учебно-научного центра ИБХ РАН нацелены на комплексное структурно-фукциональное изучение новых природных пептидных антибиотиков, исследование механизмов их действия как молекулярных факторов врожденного иммунитета, разработку технологий получения их рекомбинантных и синтетических аналогов, предклинические испытания и создание на их основе антибиотиков нового поколения.

Выявление многообразных биологических функций эндогенных антимикробных пептидов (АМП) показывает, что эти природные антибиотики обладают способностью инактивировать широкий спектр микроорганизмов, в том числе бактерии, грибы, простейшие, оболочечные вирусы, и являются перспективными молекулами для создания новых антибиотических средств. АМП как молекулярные факторы системы врожденного иммунитета служат медиаторами фагоцитарных, воспалительных и стрессорных процессов. Учитывая наличие антибиотической и иммуномодулирующей активностей у природных АМП, многие зарубежные фармацевтические компании (в США, Канаде, Франции, Нидерландах и др.) приступили к созданию нового класса антибиотиков на их основе. Успешные клинические испытания прошли пептидные антибиотики для лечения сепсиса, менингита, пневмонии, язвенной болезни желудка, диабетической стопы, кандидоза, мукозита, гингивита, акне, импетиго, а также для заживления ожогов и ран, осложненных вторичной инфекцией.

Исследования Учебно-научного центра ИБХ РАН направлены на поиск, выделение, изучение структуры, биологических свойств и молекулярных механизмов действия природных пептидных антибиотиков, разработку биотехнологических способов их получения и проведение предклинических испытаний. Объектами исследований являются АМП бактериального, грибкового, растительного и животного происхождения, в том числе из бактерий Bаcillus licheniformis, грибов Emericellopsis salmocynnemata и Emericellopsis minima, чечевицы Lens culinaris, морского червя Arenicola marina, медузы Aurelia aurita, осетра Acipencer guldenstadti, черепахи Emys orbicularis, жабы Bufo bufo gargarisans и др. В частности, из целомоцитов морского кольчатого червя Arenicola marina были выделены новые пептиды, обладающие ярко выраженной антимикробной активностью в отношении грамположительных и грамотрицательных бактерий, а также дрожжевых грибков и названные ареницинами. Определенная нами полная первичная структура зрелых ареницинов и генов их предшественников позволяет сделать вывод о выявлении нами пептидов нового семейства, не принадлежащих ни к одной из известных ранее групп АМП. Создана эффективная технология гетерологичной экспрессии, получены штаммы-продуценты, разработаны методики выделения и очистки генно-инженерных ареницинов. На оригинальную структуру ареницинов и биотехнологический способ их получения получены патенты РФ. Параллельно продолжаются фундаментальные исследования механизма действия ареницинов, проводятся детальное исследование их биологической активности и предклинические испытания на животных моделях. Продолжаются поиск и структурно-функциональные исследования других природных пептидных антибиотиков. Исследуемые вещества являются оригинальными и патентоспособными. Конечной целью проекта является создание линейки прототипов новых эффективных лекарственных средств на основе природных пептидных антибиотиков и биотехнологической платформы для их получения.

Ф.И.О.ДолжностьКонтакты
Овчинникова Татьяна Владимировна, д. х. н., профессорЗав. отделомovch@ibch.ru+7(495)336-44-44, +7(495)995-55-57#2062
Патрушев Лев Иванович, д. б. н., профессорв.н.с.patrush@mail.ibch.ru
Баландин Сергей Владимирович, к. х. н.с.н.с.serb@ibch.ru+7(495)335-09-00
Стукачёва Елена Анатольевна, к. б. н.с.н.с.east@ibch.ru+7(495)336-46-00
Сычёв Сергей Владимирович, к. х. н.с.н.с.svs@ibch.ru+7(495)335-66-22
Тагаев Андрей Азисовичс.н.с.andtag@ibch.ru+7(495)335-42-00
Финкина Екатерина Ивановна, к. х. н.с.н.с.finkina@mail.ru+7(495)335-42-00
Шамборант Ольга Георгиевнас.н.с.osha@ibch.ru+7(495)336-46-00
Богданов Иван Владимирович, к. х. н.н.с.contraton@mail.ru+7(495)335-42-00
Болосов Илья Александровичн.с.bolosoff@gmail.com+7(495)3354200
Гурьянова Светлана Владимировна, к. б. н.н.с.svgur@mail.ru
Мельникова Дарья Николаевна, к. х. н.н.с.d_n_m_@mail.ru+7(495)3354200
Пантелеев Павел Валерьевич, к. х. н.н.с.alarm14@gmail.com+7(495)335-09-00
Алёшина Екатерина Федоровнаст. инж.educ@bibch.ru
Бойко Галина Алексеевнаст. инж.asping@ibch.ru+7(495)330-24-00
Есипов Дмитрий Станиславовичст. инж.desipov@gmail.com
Леонова Юлия Федоровнаст. инж.leonovajuf@yandex.ru+7(495)335-09-00
Свищёва Наталия Витальевнаст. инж.natasvi@mail.ru+7(495)335-42-00, +7(495)741-78-20
Симонова Татьяна Николаевнаст. инж.tsimonova@ibch.ru+7(495)335-66-22
Снежкова Леона Генриховна, к. х. н.ст. инж.cell6370@yandex.ru+7(495)335-66-22
Суханов Станислав Владимировичст. инж.ssv@ibch.ru+7(495)335-66-22
Антошина Дарья Витальевнаинженерriruka11@mail.ru
Сафронова Виктория Николаевнаинженерsaf-victorianik@yandex.ru
Чичерина Галина Александровнаинженерgalina.tchicherina@yandex.ru+7(495)336-46-00

Все публикации (показать избранные)

Загружаются...

Овчинникова Татьяна Владимировна

  • Москва, ул. Миклухо-Маклая, 16/10 — На карте
  • ИБХ РАН, корп. 32, комн. 610
  • Тел.: +7(495)336-44-44
  • Эл. почта: ovch@ibch.ru
  • Факс: +7 (495) 336-43-33

Новые антимикробные пептиды из лейкоцитов козы Capra hircus

В рамках работы по изучению антимикробных пептидов (АМП) животных, проводимой в Учебно-научном центре ИБХ РАН, были изучены биологические свойства новых защитных пептидов из лейкоцитов козы Capra hircus – α-спиральный пептид ChMAP-28 и пролин-богатый пептид mini-ChBac7.5Nα. В ходе работы были получены рекомбинантные аналоги природных АМП и изучен молекулярный механизм их действия. Показано выраженное синергическое действие защитных пептидов козы Capra hircus в отношении мультирезистентных бактерий. Присутствие ChMAP-28 препятствует возникновению устойчивости к пролин-богатым антимикробным пептидам, действующим на рибосому. Показана выраженная активность ChMAP-28 в отношении раковых клеток и предположен молекулярный механизм противоопухолевого действия пептида. По результатам исследования опубликованы две статьи в журналах Q1 и получен патент РФ.

Новые антимикробные пептиды из древних морских беспозвоночных

Совместно с: Лаборатория структурной биологии ионных каналов

В рамках работы по изучению антимикробных пептидов (АМП) животных, проводимой в Учебно-научном центре ИБХ РАН, были обнаружены новые защитные катионные пептиды из древних морских беспозвоночных – никомицины-1 и -2 из небольшой Арктической полихеты Nicomache minor и полифемузин III (PM III) из мечехвоста Limulus polyphemus, а также изучены их структурные и биологические свойства. В ходе работы были получены рекомбинантные аналоги природных АМП и изучена их пространственная структура. Никомицины обладают пространственной структурой, включающей амфипатическую N-концевую α-спираль и C-концевую петлю, состоящую из шести аминокислотных остатков и стабилизированную дисульфидной связью. Структура никомицина уникальна среди AMП полихет и сходна со структурой α-спиральных защитных AMП из кожи лягушек, содержащих С-концевой мотив Rana-box, также стабилизированный дисульфидным мостиком. Никомицин-1 проявляет выраженную активность в отношении грамположительных бактерий в субмикромолярных концентрациях. Предполагается, что механизм действия никомицина-1 связан с повреждением клеточной мембраны, а не с ингибированием процесса биосинтеза белка. Структурный анализ последовательности препроникомицинов показывает, что домен BRICHOS может принимать участие в биосинтезе не только β-шпилечных АМП полихет, но и α-спиральных пептидов, а именно, никомицинов. PM III представляет собой β-шпилечный АМП, который способен быстро повышать проницаемость цитоплазматической мембраны клеток лейкемии человека HL-60. Эксперименты с использованием проточной цитометрии с двойным окрашиванием аннексином V-FITC / пропидий йодидом показали, что ингибитор каспазы Z-VAD-FMK практически не влияет на действие пептида PM III. Полученные данные свидетельствуют о том, что PM III нарушает целостность плазматической мембраны и вызывает гибель клеток по механизму, предположительно, не связанному с апоптозом. По сравнению со своими природными изоформами – полифемузинами и тахиплезинами, PM III проявляет аналогичную или более низкую антибактериальную активность, но значительно более высокую цитотоксичность в отношении опухолевых и трансформированных клеточных линий человека в условиях in vitro.

Первые рекомбинантные трехпетельные токсины гадюк – антагонисты никотиновых холинорецепторов мышечного и нейронного типа

Совместно с: Лаборатория лиганд-рецепторных взаимодействий,  Лаборатория молекулярной диагностики,  Лаборатория молекулярной токсинологии

Одним из основных компонентов ядов змей семейства Elapidae являются трехпетельные токсины, которые обладают различными видами биологической активности, включая ингибирование синаптической передачи за счет блокирования холинорецепторов никотинового типа. Трехпетельные токсины до сих пор не обнаружены в ядах змей семейства Viperidae, хотя кодирующие их мРНК найдены в ядовитых железах змей этого семейства. Нами впервые проведена экспрессия в клетках E. coli генов двух трехпетельных токсинов TFT-AF и TFT-VN, последовательности которых установлены на основании последовательностей кДНК из ядовитых желез гадюк Azemiops feae и Vipera nikolskii, соответственно. Исследование биологической активности полученных токсинов проведено с помощью методов электрофизиологии, кальциевого имиджинга и радиолигандного анализа. Нами впервые показано, что трехпетельные токсины гадюк являются антагонистами никотиновых холинорецепторов как нейронного, так и мышечного типа.

Раскрыт механизм связывания и переноса липидов растительными липид-транспортирующими белками

Совместно с: Лаборатория биомолекулярной ЯМР-спектроскопии,  Лаборатория структурной биологии ионных каналов

Новые липид-транспортирующие белки (LTP) чечевицы, гороха и укропа были выделены и охарактеризованы в Учебно-научном центре ранее. В 2017 г. нами показана способность растительных LTP с различной эффективностью связывать и переносить широкий спектр липидных молекул. Установлено, что аффинность LTP по отношению к насыщенным и ненасыщенным жирным кислотам возрастает по мере уменьшения длины ацильных цепей.  Показано, что LTP эффективнее переносят анионный липид DMPG, чем цвиттерионный DMPC. Методами ЯМР-спектроскопии подтверждена более высокая аффинность LTP к анионным липидам и молекулам с небольшим размером гидрофобных цепей. Определена пространственная структура комплекса Lc-LTP2/LPPG. Установлено, что размер внутренней гидрофобной полости LTP увеличивается от 600 до 1000 А3 при связывании с липидами. Ацильные цепи LPPG или DMPG занимают пространство гидрофобной полости LTP, а головки липидов выступают наружу между α–спиральными участками Н1 и Н3. Другой вход в гидрофобную полость Lc-LTP2, ограниченный петлей между α–спиралями H2-H3 и С-концевым участком, играет важную роль во взаимодействии с поверхностью мембраны, участвует в поглощении липидов и определяет селективность LTP по отношению к лиганду. Полученные результаты впервые раскрывают механизм связывания и переноса липидов посредством LTP и углубляют понимание биологической роли растительных LTP.

Димеризация β-шпилечных антимикробных пептидов играет ключевую роль в проявлении цитотоксичности, но не антимикробной активности

Антимикробные пептиды ареницины были обнаружены нами ранее в целомоцитах морского кольчатого червя пескожила Arenicola marina. В 2017 г. исследована взаимосвязь структуры аналогов β-шпилечного антимикробного пептида ареницина-1 и их  биологической активности с целью поиска подходов, позволяющих снизить цитотоксичность природного пептида и создать терапевтически ценные препараты. Для этого с использованием методов сайт-направленного мутагенеза и гетерологической экспрессии в бактериальной системе был создан широкий спектр аналогов ареницина-1 (более 50 пептидов), различающихся по гидрофобности, суммарному заряду, длине цепи. Полученные данные указывают на то, что переход пептида в форму димера, а не его высокая гидрофобность является ключевым фактором, обуславливающим проявление цитотоксических свойств природным пептидом. Выраженная бактерицидная активность в отношении патогенных бактерий, в том числе, мультирезистентных штаммов, а также высокий терапевтический индекс позволяют рассматривать сконструированные аналоги ареницина в качестве перспективных прототипов антибиотиков нового поколения с широким спектром действия.

Science-Educational center

Scientific units

Head: Tatiana Ovchinnikova, D.Sc, professor
ovch@ibch.ru+7(495)336-44-44, +7(495)995-55-57#2062

Subject of the research:“Construction of new-age medicines on basis of peptide antibiotics — molecular factors of innate immunity”
Leader of the research: the director of ESC T.V. Ovchinnikova.

At the moment medicine faces with a problem of pathogens’ resistance to antibiotics. Intensive rising of resistant bacterial infections makes search of new medicines be necessary. Research at the SEC IBCh are targeted to a complex structural and functional study of new natural peptide antibiotics, mechanisms of their functioning as molecular factors of inherent immunity, to development of production technologies of their recombinant and synthetic analogs, to preclinical tests and design on their base of new-age antibiotics.

Discovery of versatile biological functions of endogenous antimicrobial peptides (AMP) shows that these natural antibiotics are perspective molecules for creation of new antibiotics and have ability to inactivate a wide spectrum of microorganisms, including bacteria, fungi, protozoa, tunicary viruses. AMP as molecular factors of inherent immunity work as mediators of phagocytic, inflammatory and stress processes. In view of AMPs’ antibacterial and immunomodulatory activity presence, a lot of foreign pharmaceutical companies (in USA, Canada, France, the Netherlands, etc.) began creation of new antibiotics on their base. Successful clinical trials were passed by peptide antibiotics for treatments of sepsis, meningitis, pneumonia, gastric ulcer, candidiasis, mucositis, gingivitis, acne, impetigo and for healing of burns and wounds complicated with repeated infection.

Research at the ESC are aimed to discovery, purification, study of structure, biological characteristics and molecular mechanisms of natural peptide antibiotics’ action, development of methods of their production and to preclinical tests. Objects of research are bacterial, fungi, vegetable and animal AMPs, including those of bacteria Bаcillus licheniformis, fungi Emericellopsis salmocynnemata and Emericellopsis minima, lentil Lens culinaris, nereides Arenicola marina, jellyfish Aurelia aurita, sturgeon Acipencer guldenstadti, tortoise Emys orbicularis, toads Bufo bufo gargarisan, etc. Particularly, from coelomic cell of nereides Arenicola marina new peptides were extracted, which have high antibacterial activity in relation to gram-positive and gram-negative bacteria and yeast fungi; they were named “arenicins”. Determined by us full primary structure of processed arenicins and genes of their predecessors lets come to the conclusion that we revealed new family peptides, which don’t belong to any known family of AMP. A new effective technology of a heterologous expression was created, strain-producers were engineered, new methods of extraction and purification of genetically engineered arenicins were developed. Few patents of Russian Federation were acquired for original structure of arenicins and their production methods. At the same time fundamental research on arenicins activities are being continued, so as detailed study of their biological activity mechanisms and preclinical tests with animal models. Discovery, structural and functional research of other groups of peptide antibiotics are being continued too. The matters being under the study are original and patentable. The final aim of project is creation of new effective medicines’ prototypes series on base natural peptide antibiotics and biotechnological platform for their production.

NamePositionContacts
Tatiana Ovchinnikova, D.Sc, professorheadovch@ibch.ru+7(495)336-44-44, +7(495)995-55-57#2062
Ekaterina Finkina, Ph.D.s. r. f.finkina@mail.ru+7(495)335-42-00
Sergey Balandin, Ph.D.s. r. f.serb@ibch.ru+7(495)335-09-00
Elena Stukacheva, Ph.D.s. r. f.east@ibch.ru+7(495)336-46-00
Sergej Sychyov, Ph.D.s. r. f.svs@ibch.ru+7(495)335-66-22
Andrej Tagaevs. r. f.andtag@ibch.ru+7(495)335-42-00
Ol'ga Shamborants. r. f.osha@ibch.ru+7(495)336-46-00
Ivan Bogdanov, Ph.D.r. f.contraton@mail.ru+7(495)335-42-00
Svetlana Guryanova, Ph.D.r. f.svgur@mail.ru
Oksana Belogurova-Ovchinnikova, Ph.D.r. f.ovchox@gmail.com+7(910)4394341
Denis Kyzmin, Ph.D.r. f.denisk@list.ru
Daria Melnikova, Ph.D.r. f.d_n_m_@mail.ru+7(495)3354200
Pavel Panteleev, Ph.D.r. f.alarm14@gmail.com+7(495)335-09-00
Ilia Bolosovj. r. f.bolosoff@gmail.com+7(495)3354200
Anna Emelianovaj. r. f.annaemelyan@gmail.com
Olga Fursj. r. f.sokroventa@mail.ru
Daria SilantievaPhD stud.daria-silante@yandex.ru
Galina Chicherinaeng.+7(495)336-46-00
Ekaterina Aleshinaeng.
Mariana Marggraf (Kalashnikova)res. eng.thpcb92@mail.ru
Galina Boikopostgr. dir.asping@ibch.ru+7(495)330-24-00
Julija Leonovasen. eng.leonovajuf@yandex.ru+7(495)335-09-00
Natalija Svishevasen. eng.natasvi@mail.ru+7(495)335-42-00, +7(495)741-78-20
Leona Snezhkova, Ph.D.sen. eng.+7(495)335-66-22
Stanislav Sukhanovsen. eng.ssv@ibch.ru+7(495)335-66-22
Tat'jana Simonovasen. eng.tsimonova@ibch.ru+7(495)335-66-22
Elvira Sheremit'evasen. eng.kioschi@bk.ru+7(495)335-66-22
Dmitriy Esipovsen. eng.

All publications (show selected)

Loading...

Tatiana Ovchinnikova

  • Russia, Moscow, Ul. Miklukho-Maklaya 16/10 — On the map
  • IBCh RAS, build. 32, office. 610
  • Phone: +7(495)336-44-44
  • E-mail: ovch@ibch.ru
  • Fax: +7 (495) 336-43-33

Novel antimicrobial peptides from leucocytes of the goat Capra hircus

As part of the study of antimicrobial peptides (AMPs) from animal species, conducting at the Science-Educational Centre of the IBCh RAS, biological properties of novel host-defense cationic peptides from leucocytes of the goat Capra hircus – α-helical peptide ChMAP-28 and proline-rich peptide mini-ChBac7.5Nα – were studied. The peptides were expressed in the bacterial system, and their molecular mechanism of action was analyzed. The marked synergistic effect against extensively drug-resistant bacteria was displayed by the host-defense cathelicidins from the goat. ChMAP-28 prevents bacterial resistance to ribosome-targeting proline-rich antimicrobial peptides. The marked activity of ChMAP-28 against cancer cells was shown, molecular mechanism of anticancer action of the peptide was also proposed. Two papers were published in Q1 journals and the patent of the Russian Federation was obtained.

Novel antimicrobial peptides from ancient marine invertebrates

In collaboration with Laboratory of structural biology of ion channels

As a part of the study of antimicrobial peptides (AMPs) from animal species, conducting at the Science-Educational Centre of the IBCh RAS, novel host-defense cationic peptides from ancient marine invertebrates were found – nicomicin-1 and -2 from the small Arctic polychaeta Nicomache minor and polyphemusin III from the horseshoe crab Limulus polyphemus, and their structural and biological properties were studied. The peptides were expressed in the bacterial system, and their spatial structure was analyzed. Nicomicins are unique among polychaeta AMPs scaffolds, combining an amphipathic N-terminal α-helix and C-terminal extended part with a six-residue loop stabilized by a disulfide bridge. This structural arrangement resembles C-terminal Rana-box motif observed in the α-helical host-defense peptides isolated from frog skin. Nicomicin-1 exhibited strong in vitro antimicrobial activity against Gram-positive bacteria at submicromolar concentrations. The main mechanism of nicomicin-1 action is based on membrane damage but not on the inhibition of bacterial translation. The structural analysis of prepronicomicins reveals that the BRICHOS domain does not exclusively participate in biosynthesis of β-hairpin polychaeta AMPs, but could also be a part of precursor of α-helical AMPs, namely nicomicins. Polyphemusin III is β-hairpin AMP that caused fast permeabilization of the cytoplasmic membrane of human leukemia cells HL-60. Flow cytometry experiments for annexin V-FITC / propidium iodide double staining revealed that the caspase inhibitor, Z-VAD-FMK, did not abrogate disruption of the plasma membrane by polyphemusin III. Our data suggest that polyphemusin III disrupts the plasma membrane integrity and induces cell death that is apparently not related to apoptosis. In comparison to known polyphemusins and tachyplesins, polyphemusin III demonstrates a similar or lower antibacterial effect, but significantly higher cytotoxicity against human cancer and transformed cells in vitro.

The first recombinant viper three finger toxins - antagonists of the nicotinic acetylcholine receptors of muscle and neuronal types

In collaboration with Laboratory of ligand-receptor interactions,  Laboratory of Molecular Diagnostics,  Laboratory of molecular toxinology

One of the main components of the venom of the snakes from the Elapidae family are three finger toxins, which possess various types of biological activity, including inhibition of synaptic transmission by blocking the nicotinic acetylcholine receptors. So far, three finger toxins have not been found in the venom of the Viperidae snakes, although the mRNA encoding these toxins has been found in the venom glands of snakes from this family. Genes encoding two three-finger toxins TFT-AF and TFT-VN, nucleotide sequences of which were earlier determined by cloning cDNA from venom glands of vipers Azemiops feae and Vipera nikolskii, respectively, were expressed for the first time in E. coli cells. The biological activity of these toxins was studied by electrophysiological techniques, calcium imaging, and radioligand analysis. We have shown for the first time that viper three-finger toxins are antagonists of nicotinic acetylcholine receptors both of neuronal and muscle type.

The mechanism of lipid binding and transfer by plant lipid-transfer proteins

In collaboration with Laboratory of biomolecular NMR-spectroscopy,  Laboratory of structural biology of ion channels

The lentil lipid transfer protein, designated as Lc-LTP2, was isolated from the Lens culinaris seeds. The protein belongs to LTP1 subfamily and consists of 93 amino acid residues. Its spatial structure contains four α-helices (H1-H4) and a long C-terminal tail. Here, we report the ligand-binding properties of Lc-LTP2. The fluorescent TNS binding assay revealed that the Lc-LTP2 affinity for saturated and unsaturated fatty acids was enhanced with a decrease in acyl chain length. Measurements of boundary potential in planar lipid bilayers and calcein dye-leakage in vesicular systems revealed preferential interaction of Lc-LTP2 with the negatively charged membranes. Lc-LTP2 more efficiently transferred anionic dimyristoyl-phosphatidylglycerol (DMPG) than zwitterionic dimyristoyl-phosphatidylcholine (DMPC). NMR experiments confirmed the higher affinity of Lc-LTP2 for anionic lipids and the ones with smaller volumes of hydrophobic chains. The acyl chains of the bound lyso-palmitoyl-phosphatidylglycerol (LPPG), DMPG, or dihexanoyl-phosphatidylcholine molecules occupied the internal hydrophobic cavity, while their head groups protruded into aqueous environment between H1 and H3 helices. The spatial structure and backbone dynamics of the Lc-LTP2/LPPG complex were determined. The internal cavity was expanded from ~600 to ~1000 А3 upon the protein ligation. Another entrance into the internal cavity, restricted by the H2-H3 interhelical loop and C-terminal tail, appeared to be responsible for the Lc-LTP2 attachment to the membrane or micelle surface and probably played an important role in the lipid uptake determining the ligand specificity. Our results confirmed previous assumption regarding the membrane-mediated antimicrobial action of Lc-LTP2 and afforded molecular insight into its biological role in the plant.

Dimerization of β-hairpin antimicrobial peptides plays a key role in the cytotoxicity but not in the antibacterial activity

In this investigation we performed the structure-activity relationship study of arenicin-1 to design less cytotoxic analogs of the peptide. More than 50 modified arenicin-1 analogs were obtained using methods of directed mutagenesis and heterologous expression in bacteria. The comparative evaluation of the impact of different biophysical parameters such as hydrophobicity, net charge, and β-hairpin length was carried out. Taken together, the obtained data suggest that dimerization rather than high hydrophobicity is the key reason of the cytotoxicity of natural β-hairpin antimicrobial peptide. The pronounced bactericidal activity against pathogens including extensively drug resistant ones as well as a wider therapeutic window makes arenicin analogs promising broad-spectrum antibacterial agents.