Laboratory of molecular toxinology

Department of molecular bases of neurosignalization

Head: Yuri Utkin, D.Sc
utkin@ibch.ru+7(495)336-65-22

snake venoms, toxins, new proteins, isolation, properties, Nicotinic acetylcholine receptor

The Laboratory carries out the fundamental studies on the molecular structures of animal venoms' components as well as molecular mechanisms of action of animal venoms and their components. Toxins are used as the main instrument for investigation of mechanisms of the nervous system function and of the nerve impulse transduction, in particular. As a result of expansion of interests and tasks of the Laboratory, the studies of the venoms which affect the hemostasis have been initiated in recent years.

The Laboratory of molecular toxinology cooperates with several foreign groups and laboratories. Thus, the study of various receptors and search for new toxins are carried out jointly with Ruhr University Bochum (Germany, Ruhr-Universität Bochum). Besides, the toxins are studied in cooperation with Belarusian scientists (Institute of Physiology, National Academy of Sciences of Belarus), who studied the effect of neuroactive compounds from venoms on the development of tumors (Ehrlich carcinoma is used as a tumor model). Of particular interest is the cooperation with the specialists from Vietnam (The Institute of Applied Materials Science, Ho Chi Minh City), research on toxins of Vietnamese animals is carried out together with the Vietnamese scientists. Also the Laboratory of molecular toxinology has good relations with the Indian scientists.

In addition to the traditionally studied neurotoxins currently the Laboratory explores the peptides and proteins that affect blood clotting. Scientists are involved in the study of their structure and the determination of biological properties. In addition, the staff of the Laboratory, together with colleagues from the branch of Institute of Bioorganic Chemistry (Pushchino) investigates hypotensive peptides which have been found in the venom of a Burmese viper Azemiops feae. The Department of molecular bases of neurosignaling carries out preclinical studies on the peptide of this poisonous snake which interacts with the cholinergic receptors and is positioned as a local muscle relaxant. This is the reason why in the future it can be used for treatment of a number of diseases, where the local muscle relaxation is necessary.

The Laboratory has been organized in 2009 and together with the Laboratory of ligand-receptor interactions constitutes the Department of molecular bases of neurosignaling. The complementary methods of structural neurobiology allow the laboratories to carry out investigations in close cooperation. 

  • Conducting the fundamental studies on the molecular structures of animal venoms' components as well as molecular mechanisms of action of animal venoms and their components.
  • Exploring the peptides and proteins that affect blood clotting, studying their structure and the determination of biological properties.

As a result, more than three dozen of proteins with new structural and functional properties were isolated and characterized recently.

Thus, several new toxins were found during the study of Naja kaouthis cobra venom. In particular, for the first time a glycosylated three-fingered toxin – cytotoxin 3 from Naja kaouthia venom was found. So far it is the only glycosylated three-fingered toxin. It was demonstrated that glycosylation resulted in substantial decrease of toxin cytotoxicity. We have shown that so called weak toxins which were well know for many years are capable to interact with nicotinic acetylcholine receptors. Although acting only at micromolar concentrations, weak toxins have an advantage of being practically nontoxic while producing a long lasting effect. Moreover these toxins allosterically interact with muscarinic acetylcholine receptors. A disulfide bound dimers of three-fingered toxins were also found in the Naja kaouthia venom for the first time. It was shown that such a dimerization results in the change of biological activity of toxins forming dimer.

Crystal structure of alpha-cobratoxin dimer (Osipov et al., (2012) J. Biol. Chem. 287(9), 6725-6734.)

  • Several neurotoxic proteins were isolated from viper venoms. Thus two heterodimeric phospholipases A2 possessing presynaptic activity were isolated from Nikolski’s viper venom. From puff adder Bitis arietans venom, we isolated and characterized the novel protein bitanarin that reversibly blocks nAChRs. Bitanarin is the first described phospholipase A2 that contains 14 disulfide bonds within a single polypeptide chain, and thus it represents a new structural type of phospholipases A2 by both the length of polypeptide chain and the number of cysteine residues. Bitanarin possesses the neurotoxic properties unique for phospholipases A2: it binds to nicotinic acetylcholine receptors and blocks acetylcholine-elicited current. On the other hand, bitaranin is the first competitive acetylcholine receptor blocker possessing phospholipase A2 activity.
  • Several new proteins affecting hemostasis were also isolated from snake venoms and characterized. Thus, a new metalloproteinase oxiagin was isolated from Naja oxiana cobra venom. Oxiagin was found to inhibit the classical pathway of the complement system by preventing the formation of C3-convertase. To achieve it, oxiagin binds to IgG on the surface of sheep erythrocytes sensitized with rabbit antibodies, thus, preventing the interaction of component C2 (without its inactivation) with immobilized C4b. A new anticoagulant phospholipase A2 have been isolated from the venom of the Egyptian cobra Naja haje. The protein retards fibrin clot formation by inhibiting thrombin. This protein is the first thrombin inhibitor found in the venoms of the Elapidae family and a first example of new structural type of polypeptide thrombin inhibitors.
NamePositionContacts
Daria Barkova
Yuri Utkin, D.Scdepart. dir.utkin@ibch.ru+7(495)336-65-22
Aleksej Osipov, Ph.D.s. r. f.osipov@mx.ibch.ru+7(495)336-65-22
Irina Shelukhina, Ph.D.s. r. f.shelukhina.iv@yandex.ru+7(495)330-73-74
Vladislav Starkovj. r. f.vladislavstarkov@mail.ru+7(495)336-65-22
Vladimir Kostj. r. f.
Andrei SiniavinPhD stud.andreysi93@ya.ru
Evgeniia GorbachevaPhD stud.eogorbacheva@gmail.com
Alexandra Garifulinat. q. - lab. as.
Nikita Timofeeveng.
Tat'jana Andreevares. eng.+7(495)330-73-74

Former members:

Anna Ramazanovaj. r. f.lamsi@mail.ru
Ekaterina Spirovaeng.

Selected publications (show all)

Loading...

Yuri Utkin

  • Russia, Moscow, Ul. Miklukho-Maklaya 16/10 — On the map
  • IBCh RAS, build. 31, office. 606
  • Phone: +7(495)336-65-22
  • E-mail: utkin@ibch.ru

The first recombinant viper three finger toxins - antagonists of the nicotinic acetylcholine receptors of muscle and neuronal types (2018-11-30)

One of the main components of the venom of the snakes from the Elapidae family are three finger toxins, which possess various types of biological activity, including inhibition of synaptic transmission by blocking the nicotinic acetylcholine receptors. So far, three finger toxins have not been found in the venom of the Viperidae snakes, although the mRNA encoding these toxins has been found in the venom glands of snakes from this family. Genes encoding two three-finger toxins TFT-AF and TFT-VN, nucleotide sequences of which were earlier determined by cloning cDNA from venom glands of vipers Azemiops feae and Vipera nikolskii, respectively, were expressed for the first time in E. coli cells. The biological activity of these toxins was studied by electrophysiological techniques, calcium imaging, and radioligand analysis. We have shown for the first time that viper three-finger toxins are antagonists of nicotinic acetylcholine receptors both of neuronal and muscle type.

Ehrlich carcinoma growth is inhibited by nerve growth factor and cobra venom factor (2017-11-26)

When studying the effect of cobra venom components on mice inoculated with Ehrlich carcinoma, we have established for the first time that the nerve growth factor (NGF) from cobra venom and the cobra venom factor (CVF) suppressed tumor growth. However, the antitumor effect of NGF depended on the status of the immune system and disappeared when the complement system was depleted; the disturbance of the inflammatory response also abolished the antitumor effect of NGF.

Publications

  1. Osipov AV, Terpinskaya TI, Kuznetsova TE, Ryzhkovskaya EL, Lukashevich VS, Rudnichenko JA, Ulashchyk VS, Starkov VG, Utkin YN (2017). Cobra venom factor and ketoprofen abolish the antitumor effect of nerve growth factor from cobra venom. Toxins (Basel) 9 (9),
  2. Terpinskaya TI, Ulashchik VS, Osipov AV, Tsetlin VI, Utkin YN (2016). Suppression of Ehrlich carcinoma growth by cobra venom factor. Dokl Biol Sci 470 (1), 240–243
  3. Osipov AV, Terpinskaya TI, Kryukova EV, Ulaschik VS, Paulovets LV, Petrova EA, Blagun EV, Starkov VG, Utkin YN (2014). Nerve growth factor from cobra venom inhibits the growth of Ehrlich tumor in mice. Toxins (Basel) 6 (3), 784–795

Interaction of snake neurotoxins and alpha-conotoxin ImI with ionotropic receptors of the gamma-aminobutyric acid was discovered (2016-03-25)

For the first time it was found that snake venom neurotoxins and alpha-conotoxin inhibited currents induced by gamma-aminobutyric acid in GABA(A) receptors heterologously expressed in Xenopus oocytes. The degree of inhibition depended on the nature of the neurotoxin and the subunit composition of the receptor. The highest inhibitory activity had alpha-cobratoxin from  cobra Naja kaouthia. Inhibition is of a mixed competitive and noncompetitive type. Central polypeptide loop of alpha-cobratoxin played a major role in the interaction of the toxin with GABA(A) receptor.

Лаборатория молекулярной токсинологии

Отдел молекулярной нейроиммунной сигнализации

Руководитель: Уткин Юрий Николаевич, д. х. н.
utkin@ibch.ru+7(495)336-65-22

яды змей, токсины, выделение и свойства новых белков, Никотиновый холинорецептор

Лаборатория проводит фундаментальные исследования по изучению молекулярной структуры компонентов животных ядов и механизмов их действия. В качестве основного инструмента для исследований механизмов функционирования нервной системы и проведения нервных импульсов используются токсины. В результате расширения круга интересов и задач Лаборатории ее сотрудники изучают яды, которые не только воздействуют на нейрорецепторы, но и влияют на гемостаз.

Лаборатория молекулярной токсинологии сотрудничает с рядом зарубежных лабораторий и групп. Так, изучением различных рецепторов и поиском новых токсинов она занимается совместно с Рурским университетом (Ruhr-Universität Bochum, Германия). Кроме того, исследование токсинов проводится совместно с белорусскими учеными («Институт физиологии НАН Беларуси»), которые изучают влияние нейроактивных соединений ядов на развитие опухолей (в качестве модельной опухоли используется карцинома Эрлиха). Особый интерес представляет сотрудничество Лаборатории со специалистами из Вьетнама (Institute of Applied materials science, Хошимин), вместе с которыми изучаются яды вьетнамских животных. Также Лаборатория молекулярной токсинологии  налаживает связи с учеными из Индии.

Помимо традиционно изучаемых нейротоксинов Лаборатория исследует пептиды и белки, влияющие на свертываемость крови. Ученые занимаются установлением их структуры и определением биологических свойств. Кроме того, сотрудники Лаборатории вместе с коллегами из филиала ИБХ (г. Пущино) изучают снижающие кровяное давление пептиды, которые были найдены в яде бирманской гадюки Azemiops feae.  Отдел молекулярных основ нейросигнализации занимается доклиническими исследованиями одного из пептидов этой ядовитой змеи, который взаимодействует с холинорецепторами и позиционируется как местный миорелаксант. В будущем это позволит использовать его для лечения  ряда заболеваний, в которых существует необходимость в местном расслаблении мышц.

Лаборатория молекулярной токсинологии была создана в 2009 году. Вместе с Лабораторией лиганд-рецепторных взаимодействий она входит в состав Отдела молекулярных основ нейросигнализации, который, в свою очередь, возник вследствие  расширения круга задач существовавшей до этого Лаборатории рецепции нейропептидов. Имеющиеся у обеих Лабораторий взаимодополняемые методы структурной нейробиологии помогают сотрудникам проводить совместные исследования и наиболее эффективно выполнять главные задачи отдела.

  • Проведение фундаментальнх исследований по изучению молекулярной структуры компонентов животных ядов и механизмов их действия.
  • Исследование пептидов и белков, влияющих на свертываемость крови, установление их структуры и определение биологических свойств. 

В результате работы выделено и охарактеризовано более трех десятков новых белков, обладающих уникальными структурными и функциональными характеристиками. 

  • При изучении яда кобры Naja kaouthia впервые обнаружено несколько новых токсинов. Так, выделен и охарактеризован первый и пока единственный гликозилированный трехпетельный токсин - цитотоксин 3. Установлено, что гликозилирование этого токсина приводит к существенному снижению его цитотоксичности. Также впервые показано, что давно известные «слабые» токсины способны взаимодействовать с никотиновыми холинорецепторами. При этом, обладая слабым сродством к рецептору, такие токсины связываются практически необратимо. Кроме того, эти токсины способны также аллостерически связываться с мускариновыми холинорецепторами. В яде этой же кобры впервые обнаружены ковалентные димеры трех-петельных токсинов. Показано, что такая димеризация вызывает изменение биологической активности токсинов, образующих димер.

Кристаллическая структура димера альфа-кобратоксина (Osipov et al., (2012) J. Biol. Chem. 287(9), 6725-6734.)

  • Несколько нейротоксичных белков выделено из ядов гадюк. Так, из яда гадюки Никольского выделена гетеродимерная фосфолипаза А2, проявляющая пресинаптическую нейротоксичность. Из яда африканской шумящей гадюки Bitis arietans выделен блокирующий никотиновый холинорецептор (нХР) белок с молекулярной массой 27,4 кДа. N-концевая последовательность этого белка, названного битанарином, гомологична N-концевым аминокислотным последовательностям фосфолипаз А2 из ядов змей, имеющих молекулярную массу около 14 кДа и не обладающих способностью блокировать холинорецепторы. С использованием метода радиолигандного анализа установлено взаимодействие битанарина с нХР мышечного и альфа7 типа, а также с ацетилхолин-связывающими белками моллюсков L. stagnalis и A. californica. По своей активности битанарин близок так называемым необычным или слабым трехпетельным токсинам из ядов кобр. Этот белок обладает также фосфолипазной активностью, сопоставимой с активностью фософлипаз А2 яда кобр. Битанарин представляет собой фосфолипазу А2 нового типа и является первой фософлипазой, для которой показано взаимодействие с нХР.
  • При исследовании компонентов ядов, воздействующих на гемостаз, также обнаружен ряд новых белков. Так, из яда кобры Naja oxiana выделена металлопротеиназа оксиагин, для которой впервые показан новый механизм ингибирования системы комплемента. В яде кобры Naja haje обнаружена фософлипаза А2, обладающая уникальной способностью ингибировать тромбин. Это – первый представитель нового структурного типа белковых ингибиторов тромбина.

Избранные публикации (показать все)

Загружаются...

Уткин Юрий Николаевич

  • Москва, ул. Миклухо-Маклая, 16/10 — На карте
  • ИБХ РАН, корп. 31, комн. 606
  • Тел.: +7(495)336-65-22
  • Эл. почта: utkin@ibch.ru

Первые рекомбинантные трехпетельные токсины гадюк – антагонисты никотиновых холинорецепторов мышечного и нейронного типа (2018-11-30)

Одним из основных компонентов ядов змей семейства Elapidae являются трехпетельные токсины, которые обладают различными видами биологической активности, включая ингибирование синаптической передачи за счет блокирования холинорецепторов никотинового типа. Трехпетельные токсины до сих пор не обнаружены в ядах змей семейства Viperidae, хотя кодирующие их мРНК найдены в ядовитых железах змей этого семейства. Нами впервые проведена экспрессия в клетках E. coli генов двух трехпетельных токсинов TFT-AF и TFT-VN, последовательности которых установлены на основании последовательностей кДНК из ядовитых желез гадюк Azemiops feae и Vipera nikolskii, соответственно. Исследование биологической активности полученных токсинов проведено с помощью методов электрофизиологии, кальциевого имиджинга и радиолигандного анализа. Нами впервые показано, что трехпетельные токсины гадюк являются антагонистами никотиновых холинорецепторов как нейронного, так и мышечного типа.

Открыто подавление роста карциномы Эрлиха факторами яда кобры (2017-11-26)

При исследовании влияния компонентов яда кобры на привитую мышам карциному Эрлиха впервые установлено, что фактор роста нервов (NGF) яда кобры и фактор яда кобры (CVF) подавляют рост опухоли. При этом противоопухолевое действие NGF зависит от статуса иммунной системы и пропадает при истощении системы комплемента; нарушение воспалительного ответа также отменяет противоопухолевый эффект NGF.

Публикации

  1. Osipov AV, Terpinskaya TI, Kuznetsova TE, Ryzhkovskaya EL, Lukashevich VS, Rudnichenko JA, Ulashchyk VS, Starkov VG, Utkin YN (2017). Cobra venom factor and ketoprofen abolish the antitumor effect of nerve growth factor from cobra venom. Toxins (Basel) 9 (9),
  2. Terpinskaya TI, Ulashchik VS, Osipov AV, Tsetlin VI, Utkin YN (2016). Suppression of Ehrlich carcinoma growth by cobra venom factor. Dokl Biol Sci 470 (1), 240–243
  3. Osipov AV, Terpinskaya TI, Kryukova EV, Ulaschik VS, Paulovets LV, Petrova EA, Blagun EV, Starkov VG, Utkin YN (2014). Nerve growth factor from cobra venom inhibits the growth of Ehrlich tumor in mice. Toxins (Basel) 6 (3), 784–795

Проведен первый количественный протеомный анализ ядов змей двух различных семейств: гадюковых из рода Vipera (настоящие гадюки), обитающих на территории России, и аспидовых из рода Bungarus ( крайты), обитающих на территории Вьетнама. (2016-11-18)

Проведен первый количественный протеомный анализ ядов змей двух различных семейств: гадюковых из рода Vipera (настоящие гадюки), обитающих на территории России, и аспидовых из рода Bungarus ( крайты), обитающих на территории Вьетнама. При этом установлено, что яды разных видов змей сильно различаются по составу, а основными компонентами ядов гадюк являются фосфолипазы А2, содержание которых варьирует от 24 до 65%. Наибольшее количество фосфолипаз А2 (65%) содержится в яде гадюки Никольского. Очень большие различия в составе ядов обнаружены между двумя видами крайтов. Так, в яде многополосного крайта Bungarus multicinctus представлены в основном нейротоксины, составляющие более 70% яда. В то время как в состав яда ленточного крайта Bungarus fasciatus входят в основном фосфолипазы А2, составляющие более 70% яда. Выявленные различия следует учитывать при лечении укусов разными видами змей.

Открыто взаимодействие нейротоксинов змей и альфа-конотоксина с ионотропными рецепторами гамма-аминомасляной кислоты (2016-03-25)

Впервые установлено, что нейротоксины ядов змей и альфа-конотоксин ингибируют токи, индуцируемые гамма-аминомасляной кислотой в GABA(A) рецепторах, гетерологически экспрессированных в ооцитах Xenopus. Степень ингибирования зависит как от природы нейротоксина, так и от субъединичного состава рецептора. При этом наибольшей ингибирующей активностью обладает a-кобратоксин Naja kaouthia. Ингибирование имеет смешанный конкурентный и неконкурентный характер. Центральная полипептидная петля a-кобратоксина играет главную роль во взаимодействии токсина с GABA(A) рецептором.