Научные достижения ИБХ РАН в 2023 году

На заседании Ученого Совета ИБХ РАН 27 декабря 2023 г. были представлены результаты научной деятельности подразделений Института за 2023 год. Вашему вниманию предлагается презентация директора А.Г. Габибова, а также список  достижений, поданных подразделениями на сайте.

достижения ИБХ, отчёт

Гончарук С.А.

Итоговая презентация директора Института А.Г. Габибова

• Скачать в формате PDF
  • Публикационная активность отделов и лабораторий представлена на 27 декабря 2023г. Напоминаем, что актуальная статистика всегда доступна на сайте.

Отдел пептидно-белковых технологий

Лаборатория биокатализа (Габибов А.Г.)

Применение модифицированных-Т клеток пациента, несущих химерный антигенный рецептор (CAR) получило широкое распространение. Однако данный революционный подход имеет существенные ограничения из-за возможности возникновения цитокинового шторма. Имеется настоятельная потребность обеспечить отмену эффекта CAR -Т в случае нежелательной реакции. Мы показывали, что специфичность и активность Т-клеток, направленных на опухоль, с CAR, состоящим из антитела с остатком лизина, который каталитически образует обратимую ковалентную связь с гаптеном 1,3-дикетона, может регулироваться концентрацией низкомолекулярных адапторов, субстратов каталитического CAR – Т. Этот адаптер избирательно связывается с гаптеном и выбранным опухолевым антигеном через низкомолекулярный связыватель, идентифицированный с помощью библиотеки, кодируемой ДНК. Таким образом, адаптер контролирует образование ковалентной связи между каталитическим антителом и гаптеном, а также привязку CAR Т-клеток к опухолевым клеткам и, следовательно, цитотоксичность и специфичность цитотоксических Т-клеток, как мы показываем in vitro. и у мышей с ксенотрансплантатами рака простаты. Такие низкомолекулярные переключения цитотоксичности и специфичности Т-клеток посредством антиген-независимого «универсального» CAR могут улучшить контроль и профиль безопасности клеточной иммунотерапии на основе CAR.

1. Stepanov AV, Xie J, Zhu Q, Shen Z, Su W, Kuai L, Soll R, Rader C, Shaver G, Douthit L, Zhang D, Kalinin R, Fu X, Zhao Y, Qin T, Baran PS, Gabibov AG, Bushnell D, Neri D, Kornberg RD, Lerner RA 2023 Control of the antitumour activity and specificity of CAR T cells via organic adapters covalently tethering the CAR to tumour cells. Nat Biomed Eng

Группа масс-спектрометрии (Зиганшин Р.Х.)

Идентификация интерактома МВР и особенностей его презентации при аутоиммунной нейродегенерации

Полученные данные позволяют предположить, что основный белок миелина (MBP) может рекрутировать и регулировать активность множества белковых факторов, что согласуется как с инклюзивной ролью MBP в целостности миелиновой оболочки, так и с новой ролью ферроптоза в развитии аутоиммунных нейродегенераций, связанных с нарушением миелинизации. Предсказание сродства HLA класса I к пептидам МВР при его разрушении протеасомами с различным каталитическим фенотипом показало, что защитные аллели при рассеянном склерозе (РС) HLA-A*44 и -B*35 являются высокоаффинными , тогда как РС-ассоциированные аллели HLA-A*23, -A*24, -A*26 и -B*51, как правило, обладают умеренным сродством. Продукты защитной аллели HLA-A*44 могут связывать пептид QDENPVVHFF и его дезамидированную форму в нескольких регистрах с беспрецедентно высокой аффинностью, что, возможно, связано с истощением репертуара аутореактивных цитотоксических Т-клеток при негативной селекции в тимусе, а также с индукцией CD8+ регуляторных Т-клеток, специфичных к энцефалитогенному пептиду MBP.

1. Saratov GA, Vladimirov VI, Novoselov AL, Ziganshin RH, Chen G, Baymukhametov TN, Konevega AL, Belogurov AA, Kudriaeva AA 2023 Myelin Basic Protein Fragmentation by Engineered Human Proteasomes with Different Catalytic Phenotypes Revealed Direct Peptide Ligands of MS-Associated and Protective HLA Class I Molecules. Int J Mol Sci 24 (3) 2091
  2. Smirnova EV, Rakitina TV, Ziganshin RH, Saratov GA, Arapidi GP, Belogurov AA, Kudriaeva AA 2023 Identification of Myelin Basic Protein Proximity Interactome Using TurboID Labeling Proteomics. Cells 12 (6) 944

Лаборатория химии протеолитических ферментов (Смирнов И.В.)

Лаборатория молекулярной онкологии (Донцова О.А.)

Кристаллическая структура бактериальной олигопептидазы В в закрытом состоянии: сходство и различие между ферментами бактерий и простейших

Методом рентгеноструктурного анализа получена пространственная структура бактериальной олигопептидазы В (двухдоменного трипсино-подобного фермента, играющего ключевую роль в резистентности бактерий к антибактериальным пептидам не литического титпа) из Serratia proteamaculans (SpOpB) в комплексе с ковалентным ингибитором. Показано, что в каталитически-активной (закрытой) конформации субстрат связывающий карман и переходное тетраэдрическое состояние SpOpB имеют архитектуру типичную для пролилолигопептидаз (РОР). Однако способ стабилизации собранной каталитической триады, которая необходима для успешного гидролиза и осуществляется при участии аминокислотных остатков регуляторного b-пропеллерного домена, отличается от того, который был ранее описан для ряда РОР и протозойных ОрВ. С помощью биоинформатического анализа было установлено, что стабилизация каталитической триады в закрытой конформации по протозойному или бактериальному (SpOpB-подобному) типу характерна для всех бактериальных ОрВ. Работа опубликована журнале International Journal of Molecular Sciences, при поддержке гранта РНФ 21-74-20154.

1. Petrenko DE, Karlinsky DM, Gordeeva VD, Arapidi GP, Britikova EV, Britikov VV, Nikolaeva AY, Boyko KM, Timofeev VI, Kuranova IP, Mikhailova AG, Bocharov EV, Rakitina TV 2023 Crystal Structure of Inhibitor-Bound Bacterial Oligopeptidase B in the Closed State: Similarity and Difference between Protozoan and Bacterial Enzymes. Int J Mol Sci 24 (3) 2286

,

Лаборатория химии протеолитических ферментов (Смирнов И.В.)

Группа масс-спектрометрии (Зиганшин Р.Х.)

Разработка живых агентов биоконтроля для борьбы с устойчивостью к антибиотикам на дрожжей, продуцирующих АМП танатин

Глобальное распространение устойчивости к антибиотикам знаменует конец эры обычных антибиотиков. Человечеству нужны новые молекулярные инструменты для борьбы с патогенными бактериями. Антимикробные пептиды АМП обладают различными механизмами действия на бактериальные клетки. Более того, в доклинических исследованиях сообщалось об эффективности АМП, продемонстрировавшей низкий уровень формирования резистентности. Танатин представляет собой небольшой бета-шпильчатый антимикробный пептид с бактериально-специфичным механизмом действия, что предопределяет его низкую цитотоксичность по отношению к эукариотическим клеткам. Это делает танатин исключительным кандидатом для разработки новых антибиотиков. В данной работе был создан штамм продуцент рекомбинантного танатина (rThan) в дрожжах Pichia Pastoris, что наделяет последние антибактериальными свойствами. Оптимизированные условия экспрессии и очистки обеспечивают высокий уровень продукции (до 20 мг/л) rThan из культуральной среды. rThan проявляет широкий спектр активности в отношении болезнетворных бактерий, как и его химически синтезированный аналог. Разработанный подход открывает новые возможности для разработки AMP и создания живых агентов биоконтроля для борьбы с устойчивостью к антибиотикам.

На рисунке представлены схема получения и анализа антимикробной активности штамма дрожжей, продуцирующих АМП танатин, и профиль активности по отношению к репортерному штамму E.coli ΔTolC.

1. Pipiya SO, Kudzhaev AM, Mirzoeva NZ, Mokrushina YA, Ziganshin RH, Komlev AS, Petrova PE, Smirnov IV, Gabibov AG, Shamova OV, Terekhov SS 2023 Bioengineering the Antimicrobial Activity of Yeast by Recombinant Thanatin Production. Antibiotics (Basel) 12 (12) 1719

Лаборатория микрофлюидных технологий для биомедицины (Тоневицкий А.Г.)

Изоформа 4 рецептора CD44 способствует метастазированию колоректального рака посредством регуляции ангиогенеза, гипоксии, окислительного фосфорилирования и EMT

Подавляющее большинство летальных исходов при колоректальном раке (КРР) обусловлено образованием метастазов в удаленных от первичной опухоли органах. В наших исследованиях была изучена роль изоформ рецептора CD44 в процессе метастазирования КРР. Сначала было показано, что в опухолях пациентов с КРР преимущественно экспрессируются изоформы 3 и 4 CD44. При этом высокая экспрессия изоформы 4 ассоциирована с низкой выживаемостью пациентов, эпителиально-мезенхимальной трансформацией клеток опухоли и снижением окислительного фосфорилирования (OxPhos); тогда как высокая экспрессия изоформы 3 ассоциирована с противоположными событиями. В ксенотрансплантантных опухолях КРР у животных, как и в опухолях пациентов, в основном экспрессировались изоформы 3 и 4 CD44. Обе изоформы преобладали в паранекротических областях опухолей с высоким уровнем гипоксии. Нокдаун CD44 приводил к снижению количества метастазов у животных. В ксенотрансплантированных опухолях с нокдауном CD44 наблюдалось стимулирование ангиогенеза, что сопровождалось снижением экспрессии HIF-1α (основного маркера гипоксии) и CEACAM5, и увеличением экспрессии E-кадгерина. Также наблюдался значительно более высокий уровень экспрессии митохондриальных генов и генов OxPhos. Важно, что гены, экспрессия которых изменялась в результате нокдауна CD44 в ксенотрансплантированных опухолях, значительно и статистически значимо перекрывались с генами, коррелирующими с экспрессией изоформы 4 CD44 (но не изоформы 3) у пациентов, что подтверждает значимость изоформы 4 CD44 в стимулировании метастазирования.

1. Maltseva DV, Tonevitsky AG 2023 RNA-binding proteins regulating the CD44 alternative splicing. Front Mol Biosci 10 1326148
  2. Everest-Dass A, Nersisyan S, Maar H, Novosad V, Schröder-Schwarz J, Freytag V, Stuke JL, Beine MC, Schiecke A, Haider MT, Kriegs M, Elakad O, Bohnenberger H, Conradi LC, Raygorodskaya M, Krause L, von Itzstein M, Tonevitsky A, Schumacher U, Maltseva D, Wicklein D, Lange T 2023 Spontaneous metastasis xenograft models link CD44 isoform 4 to angiogenesis, hypoxia, EMT and mitochondria-related pathways in colorectal cancer. Mol Oncol
  3. Novosad VO 2023 Identification of Significant RNA-Binding Proteins in the Process of CD44 Splicing Using the Boosted Beta Regression Algorithm. Dokl Biochem Biophys 510 (1) 99–103
  4. Novosad VO, Maltseva DV 2023 The RNA-Binding Proteins OAS1, ZFP36L2, and DHX58 Are Involved in the Regulation of CD44 mRNA Splicing in Colorectal Cancer Cells. Bull Exp Biol Med 175 (1) 144–149

Отдел иммунологии

Лаборатория клеточных взаимодействий (Сапожников А.М.)

Проанализирована активация и дифференцировка циркулирующих Т-клеток и NK-клеток у пациентов с COVID-19 различной степени тяжести

Обнаружено, что у пациентов с COVID-19 с летальным исходом снижена доля NKT-подобных клеток, что свидетельствует о потенциальной роли этой клеточной фракции в патогенезе COVID-19. Тяжелая форма течения COVID-19 сопровождалась снижением процента циркулирующих CD8+ Т-клеток, главным образом за счет гибели CD56— Т-клеток, и перераспределением состава субпопуляций NKT-подобных клеток с преобладанием более дифференцированных цитотоксических CD8+ Т-клеток. Прогрессия COVID-19 характеризовалась снижением процентного содержания Т-клеток, экспрессирующих активирующий рецептор NKG2D+ и ингибирующий рецептор NKG2A+ и повышением уровней экспрессии ингибирующего рецептора PD-1 и молекулы активации HLA-DR. Тяжелая форма COVID-19 была ассоциирована с координированным снижением доли NK-клеток экспрессирующих рецепторы активации NKG2D и CD16 и увеличением PD-1, что свидетельствовует об их истощении.

1. Vavilova JD, Ustiuzhanina MO, Boyko AA, Streltsova MA, Kust SA, Kanevskiy LM, Iskhakov RN, Sapozhnikov AM, Gubernatorova EO, Drutskaya MS, Bychinin MV, Novikova ON, Sotnikova AG, Yusubalieva GM, Baklaushev VP, Kovalenko EI 2023 Alterations in the CD56− and CD56+ T Cell Subsets during COVID-19. Int J Mol Sci 24 (10) 9047
  2. Ustiuzhanina MO, Vavilova JD, Boyko AA, Streltsova MA, Kust SA, Kanevskiy LM, Sapozhnikov AM, Iskhakov RN, Gubernatorova EO, Drutskaya MS, Bychinin MV, Zhukova OA, Novikova ON, Sotnikova AG, Yusubalieva GM, Baklaushev VP, Kovalenko EI 2023 Coordinated Loss and Acquisition of NK Cell Surface Markers Accompanied by Generalized Cytokine Dysregulation in COVID-19. Int J Mol Sci 24 (3) 1996

Лаборатория клеточных взаимодействий (Сапожников А.М.)

Проведена оценка влияния вакцины «Спутник V» на активирующие и ингибирующие рецепторы, маркеры активации и старения NK- и Т-клеток

Эффекты «Спутника V» оценивали путем сравнения образцов мононуклеаров до вакцинации, через три дня и три недели после второй дозы. Такой протокол вакцинации вызывал сокращение фракций стареющих CD57+ Т-клеток и HLA-DR-позитивных Т-клеток. Было зафиксировано временное увеличение активации NK-клеток и NKT-подобных клеток в зависимости от того, болели ли доноры COVID-19 до вакцинации. В NK-клетках наблюдалось кратковременное повышение уровня активирующих рецепторов NKG2D и CD16. В целом, результаты исследования говорят о том, что вакцина «Спутник V» не вызывает резких фенотипических перестроек в Т- и NK-клетках, хотя и вызывает их незначительную временную активацию.

1. Boyko AA, Ustiuzhanina MO, Vavilova JD, Streltsova MA, Kust SA, Siniavin AE, Astrakhantseva IV, Drutskaya MS, Kovalenko EI 2023 Phenotypic Changes in T and NK Cells Induced by Sputnik V Vaccination. Vaccines (Basel) 11 (6)

Лаборатория молекулярной иммунологии (Деев С.М.)

Прямое сравнение диагностической эффективности радиофармацевтических препаратов на основе скаффолдных белков [99mTc]Tc-ADAPT6 и [99mTc]Tc-(HE)3-G3 у больных с HER2-положительным раком молочной железы

В клиническом исследовании на 11 пациентках с HER2-положительным раком молочной железы проведено прямое сравнение адресных радиофармацевтических препаратов ([99mTc]Tc-ADAPT6 и [99mTc]Tc-(HE)3-G3) на основе HER2-специфичных скаффолдных белков (ADAPT6 и G3) и технеция-99m. Оба препарата продемонстрировали свою эффективность в отношении визуализации первичных HER2-позитивных опухолей молочных желез. При этом аккумуляция [99mTc]Tc-ADAPT6 имела более высокие показатели накопления для опухолей с разным HER2-статусом. Кроме того, препарат [99mTc]Tc-ADAPT6 показал значительно более высокое накопление в пораженных мягких тканях, что может являться преимуществом при визуализации небольших метастазов.

1. Bragina O, Chernov V, Schulga A, Konovalova E, Hober S, Deyev S, Sörensen J, Tolmachev V 2023 Direct Intra-Patient Comparison of Scaffold Protein-Based Tracers, [99mTc]Tc-ADAPT6 and [99mTc]Tc-(HE)3-G3, for Imaging of HER2-Positive Breast Cancer. Cancers (Basel) 15 (12) 3149

Лаборатория молекулярной тераностики (Мартынов В.И.)

Лаборатория молекулярной иммунологии (Деев С.М.)

Гибридная белково-пептидная система для селективного рН-зависимого связывания и фотодинамической деструкции раковых клеток

В настоящее время все большее внимание привлекает метод фотодинамической терапии (ФДТ) онкологических заболеваний. Однако применение ФДТ осложняется нежелательным воздействием солнечного света на здоровые ткани. Сотрудниками ИБХ РАН была получена гибридная белково-пептидная конструкция для селективного связывания и последующей фотодинамической деструкции раковых клеток. Был использован пептидный фрагмент в качестве модуля нацеливания, который рН-зависимо связывается c раковой клеткой. В качестве фотосенсибилизирующего компонента был использован мутант белка miniSOG, ковалентно связанный с пептидом. Показано, что такая белково-пептидная конструкция избирательно связывается с клетками HeLa при pH ниже 6,8 и уничтожает их при воздействии света. Полученные результаты демонстрируют возможность использования таких комплексов для адресной доставки и последующей высокоточной ФДТ рака.

1. Frolova AY, Pakhomov AA, Kakuev DL, Sungurova AS, Dremina AA, Mamontova ED, Deyev SM, Martynov VI 2023 Hybrid protein-peptide system for the selective pH-dependent binding and photodynamic ablation of cancer cells. J Photochem Photobiol B 249 112803

Отдел структурной биологии

Лаборатория моделирования биомолекулярных систем (Ефремов Р.Г.)

Примембранный цитоплазматический регион толл-подобных рецепторов - функционально-значимый элемент структуры

Толл-подобные рецепторы – ключевые участники врожденного иммунного ответа. Полного понимания механизмов работы TLR до сих пор нет. Это касается и структурной биологии TLR: эти рецепторы получается исследовать лишь в виде отдельных фрагментов, и не для каждой части белка есть необходимая информация, что в конечном счете не позволяет восстановить по кусочкам структуру полноразмерного TLR. Основываясь на данных ЯМР-спектроскопии были получены структуры трансмембранных и примембранных регионов. Оказалось, что примембранные регионы образуют ɑ-спираль, которая глубоко погружена внутрь мембраны, что также подтвердилось при компьютерном моделировании полученных структур. Функциональные исследования на клетках, выполненные коллегами из Китайской академии наук, совместно с данными биоинформатического анализа, позволили установить, что в данных регионах “закодированы” важные взаимодействия, необходимые для работы всего комплекса. Таким образом, примембранные участки являются активными участниками передачи сигнала.

1. Kornilov FD, Shabalkina AV, Lin C, Volynsky PE, Kot EF, Kayushin AL, Lushpa VA, Goncharuk MV, Arseniev AS, Goncharuk SA, Wang X, Mineev KS 2023 The architecture of transmembrane and cytoplasmic juxtamembrane regions of Toll-like receptors. Nat Commun 14 (1) 1503

Лаборатория биомолекулярной ЯМР-спектроскопии (Бочаров Э.В.)

Нейротрофиновый рецептор TrkB как мишень для антидепрессантов нового поколения

Депрессия - одна из актуальных проблем современности. Все больше исследователей утверждают, что депрессия обусловлена нарушением сигнализации нейротрофина BDNF, а его рецептор TrkB является дополнительной мишенью для целого ряда известных антидепрессантов. В ходе данной работы было установлено, что некоторые психоактивные вещества, которые очень эффективны в качестве антидепрессантов, также взаимодействуют с этим рецептором, причем с гораздо большим сродством. Однако, такие вещества обладают побочными эффектами (галлюцинации, изменение восприятия и др.) за счет связывания с другими нейрональными рецепторами. Таким образом, полученные данные дают основу для создания новых высокоэффективных антидепрессантов на основе описанных веществ, у которых будут исключены нежелательные проявления.

1. Moliner R, Girych M, Brunello CA, Kovaleva V, Biojone C, Enkavi G, Antenucci L, Kot EF, Goncharuk SA, Kaurinkoski K, Kuutti M, Fred SM, Elsilä LV, Sakson S, Cannarozzo C, Diniz CRAF, Seiffert N, Rubiolo A, Haapaniemi H, Meshi E, Nagaeva E, Öhman T, Róg T, Kankuri E, Vilar M, Varjosalo M, Korpi ER, Permi P, Mineev KS, Saarma M, Vattulainen I, Casarotto PC, Castrén E 2023 Psychedelics promote plasticity by directly binding to BDNF receptor TrkB. Nat Neurosci 26 (6) 1032–1041

Лаборатория биомолекулярной ЯМР-спектроскопии (Бочаров Э.В.)

Структура белка AstaP объясняет его способность связывать широкий набор каротиноидов

AstaP – группа каротиноид-связывающих белков, обнаруженных в микроводорослях. "Ядро" белка AstaP составляет домен FAS1, широко распространенный в различных организмах, от бактерий до человека. Ранее этот домен был описан только для белков клеточной адгезии. AstaPo1 – первый белок, для которого была обнаружена новая функция, которую может выполнять FAS1 домен: связывание каротиноидов. Совместно с группой "Белок-белковые взаимодействия" ФИЦ Биотехнологии РАН были изучены пространственная структура AstaPo1 и её связь с функцией белка. Оказалось, что AstaPo1 связывает астаксантин в гидрофобном туннеле, при этом длины туннеля не хватает, чтобы поместить туда всю молекулу. В результате, концевые "кольца" астаксантина находятся в водном окружении, а в “пасть” белка попадает только его “жирная” цепочка. Таким образом, взаимодействие между лигандом и AstaPo1 получается неспецифическим. Это объясняет широкий набор каротиноидов, которые связывает AstaPo1. В результате анализа трехмерной структуры и подвижности белка без астаксантина и в комплексе с ним, удалось предложить механизм, по которому AstaPo1 может связывать каротиноиды из мембраны клеток. В процессе предположительно участвует область молекулы, которая была названа "челюстью". Эта "челюсть”, состоящая из двух спиральных участков, может отсоединяться от остальной молекулы белка и, по-видимому, в состоянии погрузиться в мембрану и связать длинную цепочку каротиноида.

1. Kornilov FD, Slonimskiy YB, Lunegova DA, Egorkin NA, Savitskaya AG, Kleymenov SY, Maksimov EG, Goncharuk SA, Mineev KS, Sluchanko NN 2023 Structural basis for the ligand promiscuity of the neofunctionalized, carotenoid-binding fasciclin domain protein AstaP. Commun Biol 6 (1) 471

Лаборатория химии метаболических путей (Ямпольский И.В.)

Новая среда для получения функционально-активных мембранных белков методом бесклеточного синтеза

Изучение мембранных белков представляет собой одну из актуальных задач современной биологии и медицины. Ключевая проблема при работе с этими объектами - это получение функционально-активного белка в растворимом состоянии. В рамках работы было предложено использовать для этих целей бесклеточный синтез в присутствии мембранного миметика - бицелл на основе новых "сверхмягких" детергентов Facade. Оказалось, что такая среда не оказывает влияния на аппарат транскрипции/трансляции и при этом способна эффективно имитировать мембранное окружение. Уровень экспрессии модельного мембранного белка, родопсина, в такой системе в несколько раз превышал выход белка при использовании классических бицелл на основе более "жестких" детергентов CHAPS или DHPC, и оказался сравним с выходами белка в случае липид-белковых нанодисков.

1. Goncharuk MV, Vasileva EV, Ananiev EA, Gorokhovatsky AY, Bocharov EV, Mineev KS, Goncharuk SA 2023 Facade-Based Bicelles as a New Tool for Production of Active Membrane Proteins in a Cell-Free System. Int J Mol Sci 24 (19)

Лаборатория биомолекулярной ЯМР-спектроскопии (Бочаров Э.В.)

Разработан метод «конформационного фильтра» для экспериментальной верификации теоретических структурно-динамических ансамблей белков на примере протеазы NS2B/NS3pro вируса Денге

Отсутствие достоверной детальной информации о конформации белкового комплекса приводит к сложностям и даже невозможности разработки таргетных терапевтических соединений. Для решения задачи нами был разработан метод «конформационного фильтра», комбинирующий релаксационные данные ЯМР о подвижности основной и боковых цепей белков с молекулярной динамикой для идентификации конформационных ансамблей, доминирующих в растворе. Апробация метода была проведена на примере протеазы NS2B/NS3pro вируса Денге, димерный комплекс которой может формировать «открытые» или «закрытые» конформационные наборы. Результаты ЯМР показали превалирование «закрытого» конформационного ансамбля в растворе, в то время как ошибочное использование «открытой» конформации, индуцированной неспецифическими контактами в кристалле, в течении десятилетия служило препятствием для разработки лекарственных средств от лихорадки Денге (в зоне риска заболевания которой, по данным ВОЗ, находится половина населения мира). Таким образом, разработанный подход позволяет однозначно идентифицировать истинные конформационные ансамбли белков, что необходимо для надёжной разработки лекарственных средств.

1. Agback T, Lesovoy D, Han X, Lomzov A, Sun R, Sandalova T, Orekhov VY, Achour A, Agback P 2023 Combined NMR and molecular dynamics conformational filter identifies unambiguously dynamic ensembles of Dengue protease NS2B/NS3pro. Commun Biol 6 (1) 1193

Лаборатория биомолекулярной ЯМР-спектроскопии (Бочаров Э.В.)

Разработаны методики, повышающие качество и разрешение ЯМР-спектров посредством исключения расщепления сигналов на скалярных константах спин-спинового взаимодействия

Спектроскопия ядерного магнитного резонанса стала одним из основных инструментов в биохимии и медицине. Хотя константы спин-спинового взаимодействия содержат важную структурную информацию, они также могут понижать разрешение в спектрах. Был разработан новый подход, который использует свойство Ханкеля экспоненциального ЯМР-сигнала для достижения широкополосной гомоядерной развязки, который не только эффективно повышает разрешение, но также сохраняет чувствительность и подавляет спектральные артефакты в ЯМР-спектрах. Кроме того, для достижения широкополосной гомоядерной развязки была разработана нейросеть глубокого обучения с архитектурой «WaveNet». Качество реконструкции ЯМР-спектров новыми методами было продемонстрировано на примерах трёх глобулярных белков: Убиквитина (8.6 kDa), Азурина (14 kDa) и Мальта (44 kDa).

1. Qiu T, Jahangiri A, Han X, Lesovoy D, Agback T, Agback P, Achour A, Qu X, Orekhov V 2023 Resolution enhancement of NMR by decoupling with the low-rank Hankel model. Chem Commun (Camb) 59 (36) 5475–5478
  2. Jahangiri A, Han X, Lesovoy D, Agback T, Agback P, Achour A, Orekhov V 2022 NMR spectrum reconstruction as a pattern recognition problem. J Magn Reson 346 107342

Лаборатория моделирования биомолекулярных систем (Ефремов Р.Г.)

Разнообразие структурно-динамических свойств и эффектов мембранного окружения объясняет особую функциональную роль трансмембранных доменов в подсемействе инсулиновых рецепторов

Рецепторные тирозинкиназы (RTK) InsR, IGF1R и IRR подсемейства инсулиновых рецепторов играют важную роль в сигнальных путях широкого спектра физиологических процессов в организме человека и напрямую связаны со многими патологиями, включая нейродегенеративные заболевания. Обладая высокой гомологией последовательностей и структур, рецепторы существенно различаются по своей локализацией, экспрессией и функциям. В данной работе с помощью ЯМР-спектроскопии высокого разрешения и компьютерного моделирования, обнаружено, что конформационная изменчивость трансмембранных доменов и их взаимодействие с окружающими липидами существенно различаются между представителями подсемейства. Поэтому мы полагаем, что в наблюдаемом многообразии структурно-динамической организации и механизмов активации рецепторов InsR, IGF1R и IRR следует учитывать гетерогенное и высокодинамичное мембранное окружение. Этот мембранно-опосредованный контроль передачи сигналов рецепторов открывает перспективу для разработки новых таргетных методов лечения заболеваний, связанных с дисфункцией рецепторов подсемейства инсулина.

1. Bershatsky YV, Kuznetsov AS, Idiatullina AR, Bocharova OV, Dolotova SM, Gavrilenkova AA, Serova OV, Deyev IE, Rakitina TV, Zangieva OT, Pavlov KV, Batishchev OV, Britikov VV, Usanov SA, Arseniev AS, Efremov RG, Bocharov EV 2023 Diversity of Structural, Dynamic, and Environmental Effects Explain a Distinctive Functional Role of Transmembrane Domains in the Insulin Receptor Subfamily. Int J Mol Sci 24 (4)

Лаборатория моделирования биомолекулярных систем (Ефремов Р.Г.)

Структурный механизм ингибирования онкоканала TRPV6 природными малыми молекулами

Кальций-селективный ионный канал TRPV6 является ключевым участником клеточной пролиферации, его избыточная экспрессия наблюдается при самых тяжелых видах рака у человека. Несмотря на свою фармакологическую ценность, блокаторы TRPV6 природного происхождения до сих пор не изучали. В работе выявлены структурные аспекты взаимодействия TRPV6 с природными малыми молекулами-ингибиторами: фитоэстрогеном генистеин (gen) и фитоканнабиноидом тетрагидроканнабиварин (THCV). Путем совместного применения экспериментальных и вычислительных методов показано, что gen, связываясь с TRPV6, работает как поровый блокатор, изменяющий структуру проводящей поры канала. Тогда как THCV не блокирует пору, а действует как аллостерический ингибитор, связываясь с TRPV6 в порталах, соединяющих пору с мембранным окружением. На основании данных молекулярного моделирования предложен наиболее вероятный путь связывания THCV c TRPV6. Описанные молекулярные механизмы открывают новые возможности в разработке противораковых препаратов.

Работа выполнена в сотрудничестве с лаб. А. Соболевского (Колумбийский университет, Нью-Йорк, США)

1. Neuberger A, Trofimov YA, Yelshanskaya MV, Khau J, Nadezhdin KD, Khosrof LS, Krylov NA, Efremov RG, Sobolevsky AI 2023 Molecular pathway and structural mechanism of human oncochannel TRPV6 inhibition by the phytocannabinoid tetrahydrocannabivarin. Nat Commun 14 (1) 4630
  2. Neuberger A, Trofimov YA, Yelshanskaya MV, Nadezhdin KD, Krylov NA, Efremov RG, Sobolevsky AI 2023 Structural mechanism of human oncochannel TRPV6 inhibition by the natural phytoestrogen genistein. Nat Commun 14 (1) 2659

Лаборатория моделирования биомолекулярных систем (Ефремов Р.Г.)

Тетрамеризация трансмембранных доменов РТК с патологической мутацией способствует активации рецептора

Методами in silico исследован гипотетический механизм активации рецепторной тирозинкиназы PDGFRA путем олигомеризации, индуцированной ТМ мутацией V536E. Показано, что, в отличие от белка дикого типа, мутантная форма образует стабильный компактный тетрамер с повышенной подвижностью С-концевых областей, способствуя перестройке киназных доменов в асимметричное состояние. Реалистичность предложенных моделей ТМ тетрамеров подтверждена путем реконструкции полноразмерного рецептора в тетрамерной конфигурации. Полученные результаты показывают, что мутация V536E может не только модулировать аллостерическую коммуникацию в рецепторе, но также активировать его в результате индуцированной ТМ агрегации, при которой достигается высокая локальная концентрация киназных доменов и повышается вероятность спонтанной реакции автофосфорилирования.

1. Polyansky AA, Efremov RG 2023 On a mechanistic impact of transmembrane tetramerization in the pathological activation of RTKs. Comput Struct Biotechnol J 21 2837–2844

Лаборатория оптической микроскопии и спектроскопии биомолекул (Феофанов А.В.)

Отдел биоинженерии (Кирпичников М.П.)

spFRET-микроскопия* в электрофорезном геле: исследование структуры нуклеосом и их комплексов с белками

Впервые продемонстрирована применимость spFRET-микроскопии для анализа структуры нуклеосом и их комплексов с белками в полиакриламидном геле после разделения реакционной смеси методом электрофореза в нативных условиях. Показано, что нативный электрофорез минимально влияет на конформацию нуклеосом и других супрамолекулярных комплексов; полиакриламидный гель не влияет на спектральные характеристики донор-акцепторной пары флуорофоров Су3-Су5. Валидация метода:
- FRET-профили мононуклеосом (а значит и структура нуклеосом) одинаковы в растворе и в геле;
- масштабная реорганизация нуклеосом белковым комплексом FACT сходным образом детектируется при анализе FRET-профилей в растворе и в геле.

Исследование методом spFRET-микроскопии в геле компактных динуклеосом показало, что для динуклеосом характерны не менее двух долгоживущих конформаций, между которыми существует динамическое равновесие. spFRET-микроскопия в геле значительно повышает информативность структурных исследований за счет разделения сложных реакционных смесей в процессе электрофореза и анализа биохимически гомогенных супрамолекулярных комплексов без их выделения из геля.

*spFRET-микроскопия - микроскопия одиночных частиц на основе Фёрстеровского резонансного переноса энергии.

Работа выполнена в сотрудничестве с учеными из Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова и Онкологического центра Фокс Чейз (США).

1. Stefanova ME, Volokh OI, Chertkov OV, Armeev GA, Shaytan AK, Feofanov AV, Kirpichnikov MP, Sokolova OS, Studitsky VM 2023 Structure and Dynamics of Compact Dinucleosomes: Analysis by Electron Microscopy and spFRET. Int J Mol Sci 24 (15)

Лаборатория моделирования биомолекулярных систем (Ефремов Р.Г.)

Адаптация катепсина L к кислой среде методами компьютерного дизайна — путь к лечению целиакии

Целиакия — непереносимость глютена — недуг, которому подвержено около 1% населения, вынужденных соблюдать обременительную диету под угрозой аутоиммунного воспаления, болей в желудке и даже развития рака. Избавлением мог бы стать прием с пищей препарата пептидаз, способных расщеплять в желудке глютеновые PQ-богатые пептиды. Хорошим кандидатом является протеиназа мучного хрущака катепсин L, однако она неустойчива в кислой среде: желудок насекомых отличается от нашего. В этой работе с использованием молекулярной динамики (МД) мы предположили, что одной из причин потери активности катепсином L при pH = 2 может быть дестабилизация конформации активного центра, в частности ключевого остатка His 275. Чтобы скорректировать это, мы спроектировали мутантную форму с заменой V277A, как восстановившую стабильность в расчетах МД, так и приобретшую in vitro стабильность при кислых pH. Мутантная форма катепсина L запатентована и может стать прототипом перорального лекарства от целиакии.

1. Chugunov AO, Dvoryakova EA, Dyuzheva MA, Simonyan TR, Tereshchenkova VF, Filippova IY, Efremov RG, Elpidina EN 2023 Fighting Celiac Disease: Improvement of pH Stability of Cathepsin L In Vitro by Computational Design. Int J Mol Sci 24 (15)

Отдел геномики и постгеномных технологий

Лаборатория структуры и функций генов человека (Чернов И.П.)

Пространственная структура хроматина гена KLF5 в клетках протоковой аденокарциномы поджелудочной железы

Протоковая аденокарцинома поджелудочной железы характеризуется неблагоприятным прогнозом и плохо поддается терапии. Моделью развития PDAC может служить ряд клеточных культур, отражающих различные степени дифференцировки и злокачественности (grade) опухоли. В частности, низкозлокачественные клетки характеризуются повышенной экспрессией гена KLF5. Мы исследовали пространственную организацию хроматина регуляторных областей гена KLF5 с использованием высокодифференцированных клеток Capan2 с высоким уровнем экспрессии KLF5 и слабо дифференцированных клеток MIA PaCa2 c низким уровнем экспрессии этого гена методом циркулярной идентификации конформации хромосомы (4C-seq). Показано, что число и распределение контактов регуляторной области KLF5 с другими областями хроматина существенно различаются для этих типов клеток. Найдена корреляция уровня экспрессии генов и числа контактов их последовательности с регуляторной областью KLF5, что указывает на согласованность их экспрессии. Для Capan2 характерно большое число контактов регуляторной области KLF5 с участком генома, содержащим кластер ассоциированных с аденокарциномой сайтов полиморфизма (SNP/indel). При повышении степени злокачественности клеток уменьшается общее число контактов промотора KLF5, понижается степень модификации гистона H3 и уровень экспрессии большинства окружающих KLF5 генов.

Лаборатория структуры и функций генов человека (Чернов И.П.)

Кластерные взаимодействия и биомолекулярные конденсаты как потенциальные мишени для универсальной супрамолекулярной противоопухолевой терапии.

Чрезвычайная вариабельность опухолей делает неэффективной молекулярно-таргетную терапию для большого количества пациентов. Мы выделили две надмолекулярные характеристики, общие для всех опухолей: наличие кластеров - молекулярных ансамблей, образующихся в межклеточном пространстве между взаимодействующими раковыми клетками с их микроокружением (синапсами) [1] и образование внутриклеточных безмембранных биомолекулярных конденсатов с характерными для опухолей особенностями. Эти две надмолекулярные структуры, характерные для большинства опухолей представляются наиболее универсальными мишенями для противоопухолевой терапии и могут лечь в основу перспективных стратегий опухолеспецифической терапии, использующей один или ограниченный набор универсальных агентов для лечения широкого спектра опухолей, хотя их разработка, естественно, потребует серьезных дополнительных исследований.

1. Cancers (Basel), 2020, 12(4), 806, doi.org/10.3390/cancers12040806

1. Alekseenko I, Kondratyeva L, Chernov I, Sverdlov E 2023 From the Catastrophic Objective Irreproducibility of Cancer Research and Unavoidable Failure of Molecular Targeted Therapies to the Sparkling Hope of Supramolecular Targeted Strategies. Int J Mol Sci 24 (3) 2796

Лаборатория регуляторной транскриптомики (Ажикина Т.Л.)

Транскрипционная адаптация микобактерий к холодовому стрессу

Впервые подробно проанализированы изменения транскриптома Mycobacterium smegmatis при холодовом стрессе; выявлены группы генов, определяющих успешную адаптацию микобактерий к низким температурам. Существенно расширена существующая аннотация регуляторных РНК M. smegmatis

1. Grigorov AS, Skvortsova YV, Bychenko OS, Aseev LV, Koledinskaya LS, Boni IV, Azhikina TL 2023 Dynamic Transcriptional Landscape of Mycobacterium smegmatis under Cold Stress. Int J Mol Sci 24 (16)
  2. Grigorov AS, Azhikina TL 2023 Bacterial Cold Shock Proteins as a Tool in Adaption to Stress. Russ. J. Bioorganic Chem. 49 (1) 19–27

Лаборатория молекулярных основ эмбриогенеза (Зарайский А.Г.)

WINEGRET: метод широкоформатного поиска новых/исчезнувших генов, ответственных за эволюционные преобразования

Накапливается все больше данных, что значительные фенотипические и физиологические преобразования в эволюции организмов могут быть связаны с потерей или возникновением целых генов. Целенаправленная широкоформатная идентификация таких генов оставалась из-за своей сложности до сих пор не решенной задачей. Сотрудники лаборатории молекулярных основ эмбриогенеза ИБХ РАН совместно с сотрудниками Института проблем передачи информации им. А.А. Харкевича впервые разработали эффективный метод решения этой задачи. Мы назвали этот метод WINEGRET, потому что, во-первых, созвучие этого названия со словом винегрет подчеркивает тот факт, что наш метод сложен из двух разнородных компонентов, а, во-вторых, слово WINEGRET состоит из первых букв слова в кратком англоязычном описании метода: Wide-scale Identification of Novel or Eliminated Genes Responsible for Evolutionary Transformations. В качестве доказательства принципа мы идентифицировали около 50 генов, участвующие в регенерации конечностей у рыб и амфибий, но отсутствующие у не способных к такой регенерации рептилий, птиц и млекопитающих. Разработанный метод предоставляет широкий диапазон возможностей для изучения взаимосвязи между утратой/появлением фенотипических и физиологических признаков и утратой/появление специфических генов в эволюции.

1. Lyubetsky VA, Rubanov LI, Tereshina MB, Ivanova AS, Araslanova KR, Uroshlev LA, Goremykina GI, Yang JR, Kanovei VG, Zverkov OA, Shitikov AD, Korotkova DD, Zaraisky AG 2023 Wide-scale identification of novel/eliminated genes responsible for evolutionary transformations. Biol Direct 18 (1) 45

Группа геномного анализа сигнальных систем клетки (Буздин А.А.)

Первое в мире сравнение скорости структурной и регуляторной эволюции на уровне отдельных генов человека и молекулярных путей

Сотрудники Группы геномного анализа сигнальных систем клетки приняли лидирующее участие в сравнении скорости структурной и регуляторной эволюции как на уровне единичных генов, так и на уровне внутриклеточных молекулярных путей.

Мутации могут быть синонимичными (не меняющими аминокислотного состава белка) и несинонимичными (приводящими к изменению аминокислотного состава белка). На оценке их соотношения и основан анализ, позволяющий выявлять гены с наиболее быстро или медленно эволюционирующими структурами белка.

Регуляторная эволюция связана с изменениями в регуляторных элементах генов, влияющих на их экспрессию. Даже у родственных видов с очень схожими последовательностями генома могут наблюдаться существенные различия в регуляции экспрессии. Эти особенности оказывают влияние на фенотипические характеристики и играют ключевую роль в процессах адаптации к окружающей среде.

Эволюция белоккодирующих генов имеет как структурные, так и регуляторные компоненты. Первый может быть оценен путем измерения соотношения несинонимичных и синонимичных нуклеотидных замен. Второй компонент может быть измерен как нормализованная доля мобильных генетических элементов, которые используются в качестве геномных регуляторов. Впервые мы параллельно охарактеризовали регуляторные и структурные эволюционные профили для 10 890 человеческих генов и 2972 молекулярных путей. Мы наблюдали ~0,1 корреляцию между структурными и регуляторными метриками на уровне генов, которая оказалась гораздо выше (~0,4) на уровне молекулярных путей. Для всех проанализированных генов и путей, мы разместили полученные данные в открытой базе данных RetroSpect. Мы также проанализировали эволюционную динамику шести основных сигнальных путей онкогенеза, связанных с двумя главными молекулярными осями: Notch/WNT/Hedgehog и AKT/mTOR/EGFR. У пути Hedgehog оба компонента развивались медленнее, тогда как у пути Akt структурная эволюция явно ускорена. В частности, в основных узловых точках пути: генных продуктах Akt и бета-катенина оба эволюционных компонента демонстрируют замедленную динамику, в то время как два основных регулятора Akt - TCL1 и CTMP, имели выдающиеся высокие темпы эволюции. Мы также отметили структурную консервативность серин/треониновых киназ и генов, связанных с метаболизмом гуанозина в раковой сигнализации: GPCRs, G-белков и малых регуляторных ГТФаз (Src, Rac, Ras); однако это было компенсировано ускоренной эволюцией их регуляторов.

Основной набор результатов был получен вместе со студентами и другими молодыми учеными в ходе проведения Сеченовского хакатона по биоинформатике. В исследовании также приняли участие сотрудники МФТИ, Европейской организации по исследованию и лечению рака (EORTC), компаний Oncobox и OmicsWay.

Рисунок 1. Эволюционная диаграмма молекулярного пути Akt человека. Интенсивность синего цвета отражает значение скорости регуляторной эволюции генов, размер узлов пропорционален усредненному показателю структурной эволюции. Узлы, в которых отсутствует информация о dN/dS и структурных показателях эволюции, показаны в виде ромбов. Узлы, в которых отсутствуют значения показателя регуляторной эволюции, показаны желтым.

1. Zakharova G, Modestov A, Pugacheva P, Mekic R, Savina E, Guryanova A, Rachkova A, Yakushov S, Alimov A, Kulaeva E, Fedoseeva E, Kleyman A, Vasin K, Tkachev V, Garazha A, Sekacheva M, Suntsova M, Sorokin M, Buzdin A, Zolotovskaia MA 2023 Distinct Traits of Structural and Regulatory Evolutional Conservation of Human Genes with Specific Focus on Major Cancer Molecular Pathways. Cells 12 (9)

Отдел молекулярной нейроиммунной сигнализации

Отдел молекулярной нейроиммунной сигнализации (Цетлин В.И.)

Лаборатория биологических испытаний (Дьяченко И.А.)

Мощные агонисты никотиновых холинорецепторов (нАХР) α7-типа c анальгетической активностью – новые аналоги D-6-бромгипафорина (Hyp)

Успехом завершилась длительная и кропотливая работа Отдела по характеристике нового оригинального агониста α7 никотинового холинорецептора (нАХР) – D-6-бромгипафорина (Hyp) из морских организмов, начатая совместно с ТИБОХ ДВО РАН около десяти лет назад. Морские организмы содержат целые комбинаторные библиотеки низкомолекулярных веществ с уникальной биологической активностью. Однако для получения соединений с улучшенными свойствами в Отделе были проведены работы по конструированию и синтезу аналогов Hyp, приведшие к созданию соединения с высоким сродством к рецептору, составившим 610 нМ, что является хорошим результатом для малой молекулы. В тестах in vivo ряд синтезированных аналогов проявил противоотечную, противовоспалительную и анальгетическую активность, что создает задел для разработки новых противовоспалительных и анальгетических препаратов.

1. Ivanov IA, Siniavin AE, Palikov VA, Senko DA, Shelukhina IV, Epifanova LA, Ojomoko LO, Belukhina SY, Prokopev NA, Landau MA, Palikova YA, Kazakov VA, Borozdina NA, Bervinova AV, Dyachenko IA, Kasheverov IE, Tsetlin VI, Kudryavtsev DS 2023 Analogs of 6-Bromohypaphorine with Increased Agonist Potency for α7 Nicotinic Receptor as Anti-Inflammatory Analgesic Agents. Mar Drugs 21 (6) 368

Лаборатория молекулярной токсинологии (Уткин Ю.Н.)

,

Отдел молекулярной нейроиммунной сигнализации (Цетлин В.И.)

,

Лаборатория нейроиммунных процессов (Шелухина И.В.)

,

Отдел биологических испытаний (Мурашев А.Н.)

Лаборатория биологических испытаний (Дьяченко И.А.)

Защитная роль никотиновых холинорецепторов при реперфузионном повреждении миокарда

Имеющиеся данные указывают на то, что активация никотиновых ацетилхолиновых рецепторов (нАХР) может уменьшить повреждение сердца в результате ишемии и последующей реперфузии. Ранее этот эффект был показан для агонистов нАХР α7-подтипа. Нами проведено исследование двух новых синтетических D-аналогов 6-бромогипафорина, являющихся избирательными агонистами α7 нХР, на модели ишемии миокарда у крыс. Обнаружено, что введение аналога, содержащего нитро группу, на первой минуте реперфузии приводило к статистически достоверному снижению размера инфаркта. Полученные данные свидетельствуют о перспективности аналогов гипафорина для разработки препаратов, уменьшающих неблагоприятные последствия инфаркта миокарда. Мы также изучили действие агонистов α4β2 нАХР цитизина и варениклина — препаратов, применяемых для лечения никотиновой зависимости, и обнаружили, что они значительно уменьшают реперфузионное повреждение миокарда, причем варениклин обеспечивает большую защиту. Дигидро-β-эритроидин, антагонист α4β2-нАХР, а также метилликаконитин, антагонист α7- и α6β2-содержащих нАХР, предотвращали защитное действие варениклина. Это может свидетельствовать о том, что эффект варениклина опосредуется α4β2, а также рецепторами, содержащими α7 и/или α6β2. Наши результаты указывают на новый путь использования цитизина и варениклина в качестве кардиопротекторов.

1. Shaykhutdinova ER, Severyukhina MS, Kholoshenko IV, Gondarenko EA, Shelukhina IV, Kryukova EV, Ismailova AM, Sadovnikova ES, Dyachenko IA, Murashev AN, Tsetlin VI, Utkin YN 2023 Anti-smoking drugs cytisine and varenicline reduce cardiac reperfusion injury in rat model of myocardial ischemia. Biochimie
  2. Osipov AV, Averin AS, Shaykhutdinova ER, Dyachenko IA, Tsetlin VI, Utkin YN 2023 Muscarinic and Nicotinic Acetylcholine Receptors in the Regulation of the Cardiovascular System. Russ. J. Bioorganic Chem. 49 (1) 1–18
  3. Shaykhutdinova ER, Kondrakhina AE, Ivanov IA, Kudryavtsev DS, Dyachenko IA, Murashev AN, Tsetlin VI, Utkin YN 2022 Synthetic Analogs of 6-Bromohypaphorine, a Natural Agonist of Nicotinic Acetylcholine Receptors, Reduce Cardiac Reperfusion Injury in a Rat Model of Myocardial Ischemia. Dokl Biochem Biophys 503 (1) 47–51

Лаборатория нейрорецепторов и нейрорегуляторов (Козлов С.А.)

Открыты новые пептидные блокаторы никотиновых холинорецепторов (нАХР) в морской анемоне Metridium senile, структурно представляющие собой необычный вариант ингибиторного цистинового узла (ICK)

Из яда морской анемоны Metridium senile, показавшего анти-холинергическую активность, выделено 4 новых пептида (Ms11a-1/4), имеющих низкую гомологию с известными структурами и взаимодействующих с определенными подтипами никотиновых ацетилхолиновых рецепторов. Наиболее активный из них (Ms11a-3) показал ингибирующее сродство порядка 200 нМ в отношении мышечного подтипа рецептора электрического ската и нейронального α9α10 рецептора крысы в тестах связывания и по анализу функциональной активности. ЯМР анализ Ms11a-2 и Ms11a-3 токсинов установил, что они относятся к новому варианту ингибиторного цистинового узла (ICK) с удлиненной петлей между 5-м и 6-м цистеинами и, таким образом, являются уникальными по структуре блокаторами определенных подтипов никотиновых холинорецепторов.

1. Kasheverov IE, Logashina YA, Kornilov FD, Lushpa VA, Maleeva EE, Korolkova YV, Yu J, Zhu X, Zhangsun D, Luo S, Stensvåg K, Kudryavtsev DS, Mineev KS, Andreev YA 2023 Peptides from the Sea Anemone Metridium senile with Modified Inhibitor Cystine Knot (ICK) Fold Inhibit Nicotinic Acetylcholine Receptors. Toxins (Basel) 15 (1) 28

Лаборатория оксилипинов (Безуглов В.В.)

Механизмы функциональной селективности неклассического каннабиноидного рецептора GPR55 в регуляции апоптоза и пролиферации раковых клетках

Неклассический каннабиноидный рецептор GPR55, способный активировать как пролиферацию, так и апоптоз. является многообещающей мишенью для терапевтического вмешательства с целью лечения некоторых типов рака, экспрессирующих этот рецептор. Однако его практическое использование требует четкого понимания механизма функциональной селективности рецепторана уровне клеточной мембраны. Мы впервые обнаружили решающую роль взаимодействия каннабиноидных рецепторов GPR55 и CB2 с образованием гетеродимера для про-пролиферативной активности агонистов GPR55. Это открывает перспективы для разработки новых противораковых препаратов с двойным действием на оба рецептора, но противоположным образом. Установлено, что рецептор GPR18, но не CB1, дополнительно участвует в реализации про-апоптотического эффекта докозагексаеноилдофамина (DHA-DA). Субъединица Ga13 усиливает цитотоксичность, опосредованную GPR55, но мало влияет на стимуляцию пролиферации.

1. Akimov MG, Gretskaya NM, Dudina PV, Sherstyanykh GD, Zinchenko GN, Serova OV, Degtyaryova KO, Deyev IE, Bezuglov VV 2023 The Mechanisms of GPR55 Receptor Functional Selectivity during Apoptosis and Proliferation Regulation in Cancer Cells. Int J Mol Sci 24 (6)

Лаборатория нейроиммунных процессов (Шелухина И.В.)

,

Лаборатория молекулярных инструментов для нейробиологии (Василевский А.А.)

Новые ингибиторы α9α10 никотиновых ацетилхолиновых рецепторов (нАХР) среди олигоаргининов и соединений, структурно-подобных полиаминам

В нашем Отделе ранее было показано, что окта-аргинин (R8) ингибирует α9α10 нАХР и подавляет невропатическую боль. В настоящей работе мы проверили, могут ли быть эффективными ингибиторами α9α10 нАХР другие поликатионные соединения, содержащие амино- и/или гуанидиновые группы, и протестировали активность “цикло” R8, серии биогенных полиаминов (путресцин, спермидин и спермин), С-метилированных аналогов спермина, агматина и его аналогов, а также ацилполиамина аргиотоксина-636 из яда паука. Их ингибирующая активность в отношении нАХР мышечного типа, α7 и α9α10 была определена с помощью радиолигандного анализа, электрофизиологии и кальциевого имиджинга. “Цикло”R8 также эффективно ингибировал α7 и α9α10 нАХР (IC50 = 13 и 62 нМ), как и исходный пептид R8. Биогенные полиамины, а также агматин и его аналоги проявляли низкую активность в отношении нАХР мышечного типа, α7 и α9α10. Активность данных соединений возрастала с увеличением длины цепи. Аргиотоксин-636, который содержит полиаминовую последовательность и концевую гуанидиновую группу, показал высокую активность в отношении α9α10 нАХР (IC50 ≈ 200 нМ). Таким образом, олигоаргинины и аналогичные поликатионные соединения, эффективно ингибирующие α9α10 нАХР, могут служить основой для разработки обезболивающих при невропатической боли.

1. Ojomoko LO, Kryukova EV, Egorova NS, Salikhov AI, Epifanova LA, Denisova DA, Khomutov AR, Sukhov DA, Vassilevski AA, Khomutov MA, Tsetlin VI, Shelukhina IV 2023 Inhibition of nicotinic acetylcholine receptors by oligoarginine peptides and polyamine-related compounds. Front Pharmacol  (14) 1327603

Отдел биоинженерии

Лаборатория биоинженерии нейромодуляторов и нейрорецепторов (Люкманова Е.Н.)

«Зеркальный» родопсин и другие ретинальные белки: новые механизмы функционирования

Микробные родопсины – интегральные мембранные белки, содержащие хромофор ретиналь и осуществляющие светозависимый транспорт ионов через мембрану или другие функции. Интерес к ним объясняется перспективами использования в биомедицинских технологиях с целью светоиндуцируемой регуляции клеточных процессов. Нами сконструированы системы экспрессии рекомбинантных ретинальных белков в клетках бактерий, включая «зеркальный» протеородопсин Sphingomonas paucimobilis, проявляющий активность при низких значениях рН, ксантородопсин Salinibacter ruber, протеородопсин Exiguobacterium sibiricum. Проведены структурно-функциональные исследования, позволяющие уточнить уникальные детали функционирования этих белков в различных условиях (совместно с МГУ, МФТИ).

1. Petrovskaya LE, Siletsky SA, Mamedov MD, Lukashev EP, Balashov SP, Dolgikh DA, Kirpichnikov MP 2023 Features of the Mechanism of Proton Transport in ESR, Retinal Protein from Exiguobacterium sibiricum. Biochemistry (Mosc) 88 (10) 1544–1554
  2. Okhrimenko IS, Kovalev K, Petrovskaya LE, Ilyinsky NS, Alekseev AA, Marin E, Rokitskaya TI, Antonenko YN, Siletsky SA, Popov PA, Zagryadskaya YA, Soloviov DV, Chizhov IV, Zabelskii DV, Ryzhykau YL, Vlasov AV, Kuklin AI, Bogorodskiy AO, Mikhailov AE, Sidorov DV, Bukhalovich S, Tsybrov F, Bukhdruker S, Vlasova AD, Borshchevskiy VI, Dolgikh DA, Kirpichnikov MP, Bamberg E, Gordeliy VI 2023 Mirror proteorhodopsins. Communications Chemistry 6 (1) 88
  3. Petrovskaya LE, Lukashev EP, Mamedov MD, Kryukova EA, Balashov SP, Dolgikh DA, Rubin AB, Kirpichnikov MP, Siletsky SA 2023 Oriented Insertion of ESR-Containing Hybrid Proteins in Proteoliposomes. Int J Mol Sci 24 (8)
  4. Petrovskaya LE, Lukashev EP, Lyukmanova EN, Shulepko MA, Kryukova EA, Ziganshin RH, Dolgikh DA, Maksimov EG, Rubin AB, Kirpichnikov MP, Lanyi JK, Balashov SP 2023 Expression of Xanthorhodopsin in Escherichia coli. Protein J 42 (4) 408–420

,

Лаборатория мембранных и биоэнергетических систем (Шахпаронов М.И.)

Двойное нацеливание на молекулярные пути DR5 и VEGFR2 с помощью мультитаргетного гибридного белка подавляет рост и ангиогенез опухоли

Для двойного воздействия на злокачественные клетки и сосудистое микроокружение опухоли был разработан мультитаргетный гибридный белок SRH-DR5-B-iRGD, содержащий антиангиогенный VEGFR2-специфичный пептид SRH на N-конце и опухоле-специфичный пептид iRGD на С-конце рекомбинантного рецептор-селективного варианта цитокина TRAIL DR5-B, специфичного к рецептору DR5. Белок SRH-DR5-B-iRGD индуцировал DR5-опосредованную гибель опухолевых клеток, подавлял рост ксенографтов глиобластомы человека в иммунодефицитных мышах более чем на 80%, удвоил продолжительность жизни животных и ингибировал васкуляризацию опухоли. Таким образом, параллельное нацеливание на рецепторный комплекс VEGFR2/NRP-1/интегрин αvβ3 наряду с активацией рецептора DR5 обусловило выраженный двойной противоопухолевый и антиангиогенный эффект. Одновременное воздействие на молекулярные пути цитокина TRAIL и VEGF/VEGFR с помощью мультивалентного гибридного белка SRH-DR5-B-iRGD может послужить основой нового терапевтического подхода для лечения солидных опухолей.

На молекулу SRH-DR5-B-iRGD получен патент РФ №2801367 от 08.08.2023 и подана международная заявка PCT/RU2023/000214.

1. Isakova AA, Artykov AA, Plotnikova EA, Trunova GV, Khokhlova VА, Pankratov AA, Shuvalova ML, Mazur DV, Antipova NV, Shakhparonov MI, Dolgikh DA, Kirpichnikov MP, Gasparian ME, Yagolovich AV 2023 Dual targeting of DR5 and VEGFR2 molecular pathways by multivalent fusion protein significantly suppresses tumor growth and angiogenesis. Int J Biol Macromol 255 128096

,

Лаборатория оптической микроскопии и спектроскопии биомолекул (Феофанов А.В.)

Отдел биоинженерии (Кирпичников М.П.)

Флуоресцентные потенциал-зависимые калиевые каналы Kv1.1 и Kv1.3 с повышенной мембранной экспрессией: свойства и применения

Потенциал-зависимые калиевые каналы Kv1.1 и Kv1.3 участвуют в патогенезе неврологических, аутоиммунных и онкологических заболеваний и рассматриваются в качестве потенциальных мишеней при их лечении. Методами биоинженерии сконструированы генетически кодируемые флуоресцирующие в красной области каналы mKate2-Kv1.1 и mKate2-Kv1.3. Путем введения мутации S369T в канал Kv1.1 и удаления 52-х N-концевых остатков в канале Kv1.3 обеспечена повышенная экспрессия этих каналов в плазматической мембране клеток млекопитающих. Биоинженерные конструкции сохраняют характерные для природных каналов функциональную активность и способность к высокоаффинному взаимодействию с пептидными блокаторами из ядов скорпионов. Установлено, что хонготоксин 1, меченый флуорофором Atto488 (A-HgTx), блокирует каналы Kv1.1 и Kv1.3, образуя комплексы с константами диссоциации (Kd) 0,7 и 0,48 нМ, соответственно. Показано, что комбинация биоинженерных каналов, экспрессированных в клетках млекопитающих, с лигандом A-HgTx является надежной и удобной альтернативой электрофизиологическим и радиолигандным методам скрининга и оценки аффинности пептидных блокаторов каналов Kv1.1 и Kv1.3. Установлено, что открытие-закрытие каналов не влияет на аффинность взаимодействия с ними пептидных блокаторов.

1. Orlov NA, Kryukova EV, Efremenko AV, Yakimov SA, Toporova VA, Kirpichnikov MP, Nekrasova OV, Feofanov AV 2023 Interactions of the Kv1.1 Channel with Peptide Pore Blockers: A Fluorescent Analysis on Mammalian Cells. Membranes (Basel) 13 (7) 645
  2. Orlov NA, Ignatova AA, Kryukova EV, Yakimov SA, Kirpichnikov MP, Nekrasova OV, Feofanov AV 2022 Combining mKate2-Kv1.3 Channel and Atto488-Hongotoxin for the Studies of Peptide Pore Blockers on Living Eukaryotic Cells. Toxins (Basel) 14 (12) 858

Отдел биоинженерии (Кирпичников М.П.)

Новый механизм дерегуляции холинергической системы при болезни Альцгеймера

Болезнь Альцгеймера (БА) — широко распространенное нейродегенеративное заболевание, характеризующееся накоплением олигомерных токсичных форм β-амилоида (Аβ1-42) и дисфункцией холинергической системы в различных отделах головного мозга. Однако точные механизмы патогенеза БА и роль никотиновых ацетилхолиновых рецепторов (nAChR) в прогрессировании заболевания остаются неясными. Мы выявили снижение экспрессии ряда белков Ly6/uPAR, регулирующих nAChR, в мозжечке мышей 2xTg-AD (модель раннего AD) по сравнению с нетрансгенными мышами как на уровне мРНК, так и на уровне белка. Мы показали, что совместная локализация одного из них, нейромодулятора Lynx1, с α7-nAChR уменьшалась вблизи астроцитов мозжечка мышей 2xTg-AD, тогда как совместная локализация Aβ1-42 с присутствующим этим рецептором увеличивалась. Более того, в мозжечке мышей 2xTg-AD снижалась экспрессия противовоспалительного транскрипционного фактора KLF4, регулирующего транскрипцию генов Ly6/uPAR, тогда как экспрессия воспалительного цитокина TNF-α повышалась. Основываясь на этих данных, а также на наблюдаемой дегенерации астроцитов в мозжечке мышей 2xTg-AD, мы предполагаем механизм, посредством которого экспрессия белков Ly6/uPAR при патологии Aβ приводит к нарушению регуляции холинергической системы и, в частности, функции α7-nAChR в мозжечке. Это приводит к усилению нейровоспаления и дегенерации астроцитов мозжечка.

1. Bychkov ML, Isaev AB, Andreev-Andrievskiy AA, Petrov K, Paramonov AS, Kirpichnikov MP, Lyukmanova EN 2023 Aβ1-42 Accumulation Accompanies Changed Expression of Ly6/uPAR Proteins, Dysregulation of the Cholinergic System, and Degeneration of Astrocytes in the Cerebellum of Mouse Model of Early Alzheimer Disease. Int J Mol Sci 24 (19) 14852
  2. Bychkov ML, Kirichenko AV, Paramonov AS, Kirpichnikov MP, Lukmanova EN 2023 Accumulation of β-Amyloid Leads to a Decrease in Lynx1 and Lypd6B Expression in the Hippocampus and Increased Expression of Proinflammatory Cytokines in the Hippocampus and Blood Serum. Dokl Biochem Biophys 511 (1) 145–150

,

Группа химии пептидов (Азев В.Н.)

,

Отдел биологических испытаний (Мурашев А.Н.)

Лаборатория биологических испытаний (Дьяченко И.А.)

Синтетический пептид-миметик Oncotag для терапии эпидермоидной карциномы

Никотиновый ацетилхолиновый рецептор α7-типа (α7-nAChR) способствует росту и метастазированию солидных опухолей. Трехпетельный белок SLURP-1 из семейства Ly6/uPAR, является специфическим негативным модулятором α7-nAChR. В настоящей работе мы исследовали механизмы антипролиферативной активности рекомбинантного SLURP-1 в клетках эпидермоидной карциномы А431, а также активность SLURP-1 и синтетического пептида, имитирующий его петлю I (Oncotag) на модели эпидермоидной карциномы на ксенотрансплантате мышей. SLURP-1 ингибировал митогенные пути и факторы транскрипции в клетках А431, а его антипролиферативная активность зависела от α7-nAChR. Внутривенное введение мышам SLURP-1 или Oncotag в течение 10 дней подавляло рост опухоли и метастазирование, а также вызывало устойчивые изменения в экспрессии генов и микроРНК в опухолях. И SLURP-1, и Oncotag не продемонстрировали острой токсичности. Удивительно, но Oncotag приводил к более длительному подавлению проонкогенной передачи сигналов, снижению экспрессии проонкогенной миР-221 и повышению экспрессии белка KLF4, ответственного за контроль дифференцировки клеток. Аффинная очистка выявила взаимодействие SLURP-1 как с α7-nAChR, так и с EGFR, а также селективное взаимодействие Oncotag с α7-nAChR. Таким образом, селективное ингибирование α7-нАХР препаратами на основе Онкотаг может стать перспективной стратегией терапии рака.

1. Shlepova OV, Shulepko MA, Shipunova VO, Bychkov ML, Kukushkin ID, Chulina IA, Azev VN, Shramova EI, Kazakov VA, Ismailova AM, Palikova YA, Palikov VA, Kalabina EA, Shaykhutdinova EA, Slashcheva GA, Tukhovskaya EA, Dyachenko IA, Murashev AN, Deyev SM, Kirpichnikov MP, Shenkarev ZO, Lyukmanova EN 2023 Selective targeting of α7 nicotinic acetylcholine receptor by synthetic peptide mimicking loop I of human SLURP-1 provides efficient and prolonged therapy of epidermoid carcinoma in vivo. Front Cell Dev Biol 11 1256716

Основы избирательного действия мамбалгина на α-ENaC/ASIC1a/γ-ENaC каналы

α-ENaC/ASIC1a/γ-ENaC каналы специфичны для раковых клеток и рассматриваются в качестве терапевтической мишени для противораковой терапии. Мамбалгин из яда чёрной мамбы ингибирует канал α-ENaC/ASIC1a/γ-ENaC более эффективно, чем (ASIC1a)3. В случае (ASIC1a)3 мамбалгин взаимодействует с интерфейсом ASIC1a(+)/ASIC1a(−), а в случае α-ENaC/ASIC1a/γ-ENaC — с интерфейсом ASIC1a(+)/γ-ENaC(−). С помощью молекулярного моделирования, сайт-направленного мутагенеза и электрофизиологии были выявлены молекулярные основы для более избирательного взаимодействия с интерфейсом ASIC1a(+)/γ-ENaC(−) — было показано, что остатки “головы” мамбалгина взаимодействуют с γ-ENaC(−)-субъединицей более эффективно, чем с ASIC1a(−)-субъединицей.

1. Lyukmanova EN, Zaigraev MM, Kulbatskii DS, Isaev AB, Kukushkin ID, Bychkov ML, Shulepko MA, Chugunov AO, Kirpichnikov MP 2023 Molecular Basis for Mambalgin-2 Interaction with Heterotrimeric α-ENaC/ASIC1a/γ-ENaC Channels in Cancer Cells. Toxins (Basel) 15 (10) 612

Отдел биоинженерии (Кирпичников М.П.)

Методами рентгеновской кристаллографии в цитоплазматической петле а7-nAChR человека определен сайт канонического узнавания белка 14-3-3

Никотиновые ацетилхолиновые рецепторы (нАХР) представляют собой лиганд-зависимые ионные каналы, состоящие из пяти гомологичных субъединиц. Гомопентамерный α7-нАХР, экспрессирующийся в головном мозге, участвует в регуляции нейрональной пластичности и памяти и подвергается фосфорилированию протеинкиназой А (ПКА). Здесь мы извлекли нативный α7-nAChR из мозга мыши, подтвердили его сборку с помощью крио-ЭМ и показали, что фосфорилирование с помощью PKA in vitro обеспечивает его взаимодействие с распространенным белком человеческого мозга 14-3-3ζ. Биоинформатический анализ сузил предполагаемый 14 -3-3-связывающий сайт вплоть до фрагмента внутриклеточной петли, содержащего Ser365 (Q361RRCSLASVEMS372), который, как известно, фосфорилируется in vivo.Мы реконструировали пептидный комплекс 14-3-3ζ/ICL и определили его структуру методом рентгеновской кристаллографии, что подтвердило зависимое от фосфорилирования Ser365 каноническое узнавание ICL с помощью 14-3-3.Предположен общий механизм регуляции nAChR путем фосфорилирования ICL и связывания 14-3-3, который потенциально влияет на активность nAChR, стехиометрию и поверхностную экспрессию.

1. Sluchanko NN, Kapitonova AA, Shulepko MA, Kukushkin ID, Kulbatskii DS, Tugaeva KV, Varfolomeeva LA, Minyaev ME, Boyko KM, Popov VO, Kirpichnikov MP, Lyukmanova EN 2023 Crystal structure reveals canonical recognition of the phosphorylated cytoplasmic loop of human alpha7 nicotinic acetylcholine receptor by 14-3-3 protein. Biochem Biophys Res Commun 682 91–96

Отдел молекулярной нейробиологии

Лаборатория нейрорецепторов и нейрорегуляторов (Козлов С.А.)

Разработаны хаотропные смеси для получение геномной ДНК из «проблемных микроорганизмов» для проведения ПЦР.

В лаборатории нейрорецепторов и нейрорегуляторов усовершенствовали метод получения образцов геномной ДНК из грибов для ПЦР-диагностики. Был проведен поиск специальных хаотропных смесей для получения высокоочищенных клеточных оболочек с ДНК за счет высокотемпературной экстракции РНК, белков и низкомолекулярных компонентов из биомассы дрожжей. Наиболее эффективной оказалась хаотропная смесь на основе 7М мочевины, 1% SDS, 100 мМ аммиака и 25 мМ цитрата натрия. Ее использование обеспечивало практически полное удаление РНК и липидов за 10 минут, и одностадийное получение ДНК-содержащих клеточных чехлов, которые можно сразу добавлять в реакционную смесь для ПЦР без дополнительной пробоподготовки. Разработанный подход перспективен для ПЦР-диагностики и таксономических исследований любых микроорганизмов с прочной клеточной стенкой.

1. Danilevich VN, Kozlov SA, Sorokin VV, Mulyukin AL 2023 Highly purified DNA-containing cell envelopes from fungi for direct use in PCR. Anal Chim Acta 1273 341528

Лаборатория нейрорецепторов и нейрорегуляторов (Козлов С.А.)

В яде среднеазиатского паука обнаружено более 200 новых пептидных молекул, многие из которых имеют уникальные структурные мотивы.

Сотрудники лаборатории нейрорецепторов и нейрорегуляторов ИБХ РАН в сотрудничестве с коллегами из ИНЭПХФ им. В.Л. Тальрозе ФИЦ ХФ РАН, используя комбинированный подход транскриптомики и протеомики, провели всесторонний анализ полипептидного состава яда среднеазиатского паука Tibellus oblongus. На основе анализа базы данных EST (Expressed Sequence Tags) была установлена аминокислотная последовательность 345 белков предшественников и 217 зрелых токсинов. Методами bottom-up протеомики в образце яда обнаружено 212 природных токсинов, а также подтверждены посттрансляционные модификации. Одновременное определение первичной структуры для такого количества токсинов из одного вида паука сделано впервые. Анализ первичной структуры показал, что часть молекул имеет характерную для токсинов пауков ICK (inhibitor cystine knot) организацию, однако значительная часть токсинов представляет новые структурные мотивы и не имеет известных гомологов. Все детектированные последовательности токсинов внесены в базу нуклеотидных последовательностей и доступны для поиска через базы данных Uniprot и GenBank.

1. Korolkova Y, Mikov A, Lobas A, Solovyeva E, Surin A, Andreev Y, Gorshkov M, Kozlov S 2023 Venom-gland transcriptomics and venom proteomics of the Tibellus oblongus spider. Sci Data 10 (1) 820

Группа нейрон-глиальной динамики (Браже А.Р.)

Митохондрии астроцитов вырабатывают оксид азота из нитрита для модуляции мозгового кровотока во время гипоксии мозга

В условиях низкого содержания кислорода поддержка доставки кислорода в мозг осуществляется за счёт увеличения мозгового кровотока. Однако механизмы, лежащие в основе расширения мозговой сосудистой сети, вызванного гипоксией, до конца не изучены. Было показано, что астроциты накапливают нитрит и, в ответ на гипоксию, вырабатывают оксид азота посредством митохондриального восстановления нитрита молибденсодержащим ферментом сульфитоксидазой. Эти данные свидетельствуют о том, что астроциты могут модулировать мозговой кровоток в соответствии с оксигенацией тканей головного мозга посредством митохондриальной выработки оксида азота.

Настоящая работа выполнена в рамках сотрудничества с британскими учёными.

1. Christie IN, Theparambil SM, Braga A, Doronin M, Hosford PS, Brazhe A, Mascarenhas A, Nizari S, Hadjihambi A, Wells JA, Hobbs A, Semyanov A, Abramov AY, Angelova PR, Gourine AV 2023 Astrocytes produce nitric oxide via nitrite reduction in mitochondria to regulate cerebral blood flow during brain hypoxia. Cell Rep 42 (12) 113514

Группа нейрон-глиальной динамики (Браже А.Р.)

Различия между кальциевыми ответами нейронов и астроцитов соматосенсорной коры на локомоцию

Локомоция вызывает согласованную работу элементов активной среды мозга (brain active milieu). Ca2+ активность (изменение внутриклеточной концентрации ионов Ca2+, [Ca2+]i) в нейронах преимущественно возникает за счет входа ионов Ca2+ в клетку через потенциал-зависимые Ca2+-каналы плазматической мембраны. В астроцитах же Сa2+ активность связана, в основном, с мобилизацией внутриклеточных запасов ионов Ca2+. Отличающиеся механизмы запуска Ca2+ активности в астроцитах и нейронах создают предпосылки для различий Са2+ ответов этих клеток на локомоцию. Мы проверили эту гипотезу, проведя визуализацию Ca2+ активности в астроцитах и нейронах соматосенсорной коры мышей, передвигающихся по «левитирующей» платформе. Мы обнаружили, что астроцитарная сома работает как интегратор Ca2+ активности. Так, при движении мыши Ca2+ активность начиналась в дистальных астроцитарных отростках, а затем распространялась к соме, где происходило увеличение Ca2+ сигнала и возникновение [Ca2+]i осцилляций. Ca2+ ответы астроцитов запаздывали на несколько секунд относительно начала локомоции, тогда как в нейронах [Ca2+]i повышалась практически одновременно с началом движения. Сравнение величин Ca2+ ответов на пары последовательных локомоторных эпизодов выявило, что для астроцитов характерна рефрактерность, проявляющаяся в значительном снижении Ca2+ ответа на второй эпизод локомоции. Таким образом, Сa2+ ответы нейронов и астроцитов соматосенсорной коры на локомоцию принципиально различаются. Функционально Ca2+ ответ нейронов отражает обработку сенсорной информации, поступающей в мозг при локомоции. Астроцитарная же Ca2+ динамика, по-видимому, обеспечивает метаболическую и гомеостатическую поддержку активной среды мозга.

1. Fedotova A, Brazhe A, Doronin M, Toptunov D, Pryazhnikov E, Khiroug L, Verkhratsky A, Semyanov A 2023 Dissociation Between Neuronal and Astrocytic Calcium Activity in Response to Locomotion in Mice. Function 4 (4) zqad019

,

Группа клеточной пластичности мозга (Попов А.В.)

Группа редокс-нейробиологии (Браже Н.А.)

Возрастные изменения в коре головного мозга человека приводят к изменению функций митохондрий и атрофии астроцитов

В данном исследовании были изучены сложные клеточные изменения, происходящие с возрастом в головном мозге человека. Исследование проводилось на ткани коры головного мозга человека в возрасте от 22 до 72 лет, и дало уникальную информацию о влиянии старения на астроциты и нейроны человека.

С возрастом происходит значительное снижение количества восстановленных цитохромов в астроцитах, что говорит об изменениях функций митохондрий. Примечательно, что в нейронах такого явления не наблюдалось, что подчеркивает клеточную специфичность процесса старения. Исследование выявляет изменения в соотношении белков и липидов в астроцитах и нейронах, подчеркивая сложность клеточных изменений, связанных со старением.

С возрастом также происходит атрофия астроцитов уменьшается количество их веточек, снижается объемная доля листочков, сокращается астроцитарный домен. Эти изменения коррелируют с функциональными изменениями, включающими в себя потерю связи между астроцитами через щелевые контакты и повышение входного сопротивления данных клеток.

Морфологические изменения коррелируют с увеличением количества глиального фибриллярного кислого белка (GFAP), и уменьшением эзрина, белка расположенного в астроцитарных листочках. Удивительно, но эти изменения в астроцитах не сопровождались значительными изменениями возбудимости нейронов или спонтанной тормозной постсинаптической передачи сигналов.

Представленное исследование уникально еще и потому, что результаты получены на клетках мозга человека, а не на животных. Полученные данные открывают путь к более глубокому пониманию процесса старения, учитывая реакции, специфичные для каждого типа клеток в активной среде мозга.

1. Popov A, Brazhe N, Morozova K, Yashin K, Bychkov M, Nosova O, Sutyagina O, Brazhe A, Parshina E, Li L, Medyanik I, Korzhevskii DE, Shenkarev Z, Lyukmanova E, Verkhratsky A, Semyanov A 2023 Mitochondrial malfunction and atrophy of astrocytes in the aged human cerebral cortex. Nat Commun 14 (14) 8380

Лаборатория молекулярных инструментов для нейробиологии (Василевский А.А.)

Лаборатория моделирования биомолекулярных систем (Ефремов Р.Г.)

Kalium 3.0 — исчерпывающая база данных природных, искусственных и меченых полипептидов, действующих на калиевые каналы

Ранее нами была создана исчерпывающая база данных токсинов скорпионов, действующих на калиевые каналы, получившая название Kalium. Затем она была расширена и включила все известные природные лиганды калиевых каналов пептидной природы. Теперь мы представляем третью версию Kalium 3.0, в которую добавлены искусственные и меченые полипептиды, включая данные о мутагенезе, получении радиоактивных и флуоресцентно-меченых аналогов. Проанализирована информация по более чем 1200 веществам, что в пять раз обогатило содержимое базы данных. Kalium 3.0 доступна по ссылке.

1. Krylov NA, Tabakmakher VM, Yureva DA, Vassilevski AA, Kuzmenkov AI 2023 Kalium 3.0 is a comprehensive depository of natural, artificial, and labeled polypeptides acting on potassium channels. Protein Sci 32 (11) e4776

Группа клеточной пластичности мозга (Попов А.В.)

Группа редокс-нейробиологии (Браже Н.А.)

Исследование окисления липидов мембран клеток при помощи серебряных плазмонных наноструктур

При помощи специально разработанных серебряных плазмонных наноструктур было показано, что плазматическая мембрана эритроцитов демонстрирует признаки окислительного стресса у мышей содержащихся на диете с высоким содержанием жира, по сравнению с контролем. Предложенный метод позволяет оценивать окисление любых биологических мембран в том числе и искусственных биологических мембран и липосом. Это может быть использовано при исследовании различных функциональных и паталогических состояний организма.

1. Barshutina M, Doroshina N, Baizhumanov A, Nikelshparg E, Fedotova A, Popov A, Semyanov A, Yakubovsky D, Tselikov G, Luneva O, Kirilyuk I, Maksimov G, Volkov V, Arsenin A, Brazhe N, Novikov S 2023 SERS substrates based on rose petal replicas for the oxidative stress detection. Appl Surf Sci 626

Отдел молекулярной биологии и биотехнологии растений

Лаборатория молекулярной диагностики (Завриев С.К.)

Исследование филогенетического разнообразия грибов рода Fusarium и основных фузариотоксинов на территории России

С использованием методов биоинформатического анализа и секвенирования был разработан комплекс новых ДНК-маркеров с охарактеризованной последовательностью нуклеотидов (SCAR-маркеры). Эти маркеры были использованы для оценки филогенетического разнообразия токсинообразующих грибов рода Fusarium из различных регионов России, в частности, впервые на территории нашей страны были выявлены грибы видов F. coffeatum и F. commune. С помощью комбинации молекулярно-генетического и ВЭЖХ-анализа была показана высокая заражённость образцов зерна из некоторых регионов грибами F. graminearum, F. culmorum и F. avenaceum, а также микотоксином ДОН.

Лаборатория молекулярной биоинженерии (Мирошников К.А.)

Исследования новых бактериофагов патогенных бактерий и их литических ферментов. Установление структуры покровов патогенных бактерий на примере Klebsiella pneumoniae и Curtobacterium.

Рис. 1. Выделен фаг Curtobacterium MarsGL, ставший представителем новой группы умеренных фагов.

Рис. 2. Была впервые определена структура капсульного полисахариды K108 и обнаружен локус, содержащий гены белков биосинтеза этого полисахарида в геноме клинического изолята Klebsiella pneumoniae 1333/P225.

Рис. 3. Охарактеризованы деполимеразы хвостового шипа, кодируемые в геномах шести новых бактериофагов Acinetobacter baumannii. Установлен механизм специфического расщепления соответствующих капсульных полисахаридов.

Рис. 4. Впервые проведено детальное исследование структуры экзополисахаридов Curtobacterium flaccumfaciens.

1. Kasimova AA, Shneider MM, Evseev PV, Shelenkov AA, Mikhailova YV, Miroshnikov KA, Chebotar IV, Shagin DA 2023 The structure of Klebsiella pneumoniae K108 capsular polysaccharide is similar to Escherichia coli colanic acid. Int J Biol Macromol 244 125403
  2. Timoshina OY, Kasimova AA, Shneider MM, Matyuta IO, Nikolaeva AY, Evseev PV, Arbatsky NP, Shashkov AS, Chizhov AO, Shelenkov AA, Mikhaylova YV, Slukin PV, Volozhantsev NV, Boyko KM, Knirel YA, Miroshnikov KA, Popova AV 2023 Friunavirus Phage-Encoded Depolymerases Specific to Different Capsular Types of Acinetobacter baumannii. Int J Mol Sci 24 (10) 9100
  3. Evseev P, Lukianova A, Tarakanov R, Tokmakova A, Popova A, Kulikov E, Shneider M, Ignatov A, Miroshnikov K 2023 Prophage-Derived Regions in Curtobacterium Genomes: Good Things, Small Packages. Int J Mol Sci 24 (2) 1586

Лаборатория функциональной геномики и протеомики растений (Тальянский М.Э.)

,

Лаборатория молекулярных основ стрессоустойчивости растений (Митюшкина Т.Ю.)

Неканонический механизм РНК интерференции, индуцируемый экзогенной вирус-специфической дцРНК в растениях

Применение экзогенной двуцепочечной РНК (дцРНК) представляет собой новый нетрансгенный подход для защиты растений от вредителей и патогенов. Принято считать, что механизм подавления вирусной РНК, опосредованного дцРНК, аналогичен механизму естественной РНК-интерференции (РНКи). Однако прямых доказательств этого нет. Мы представляем данные по анализу глубокого секвенирования (NGS) малых РНК (мРНК) как индикаторов РНКи, индуцированных вирусом картофеля Y (PVY/YВК). B отличие от PVY-индуцированной продукции дискретных видов мРНК длиной 21 и 22 нт, внешнее введение дцРНК PVY приводило к генерации неканонического пула мРНК, которые присутствовали в виде фрагментов длиной ~18-30 нт; что указывает на неизвестный ранее неканонический путь биогенеза мРНК. Эти результаты могут иметь важное значение для дальнейших разработок в области защиты растений, опосредованной дцРНК.

1. Komarova T, Ilina I, Taliansky M, Ershova N 2023 Nanoplatforms for the Delivery of Nucleic Acids into Plant Cells. Int J Mol Sci 24 (23) 16665
  2. Samarskaya VO, Spechenkova N, Ilina I, Suprunova TP, Kalinina NO, Love AJ, Taliansky ME 2023 A Non-Canonical Pathway Induced by Externally Applied Virus-Specific dsRNA in Potato Plants. Int J Mol Sci 24 (21) 15769
  3. Samarskaya VO, Ryabov EV, Gryzunov N, Spechenkova N, Kuznetsova M, Ilina I, Suprunova T, Taliansky ME, Ivanov PA, Kalinina NO 2023 The Temporal and Geographical Dynamics of Potato Virus Y Diversity in Russia. Int J Mol Sci 24 (19) 14833
  4. Spechenkova N, Samarskaya VO, Kalinina NO, Zavriev SK, MacFarlane S, Love AJ, Taliansky M 2023 Plant Poly(ADP-Ribose) Polymerase 1 Is a Potential Mediator of Cross-Talk between the Cajal Body Protein Coilin and Salicylic Acid-Mediated Antiviral Defence. Viruses 15 (6)
  5. Spechenkova NA, Kalinina NO, Zavriev SK, Love AJ, Taliansky ME 2023 ADP-Ribosylation and Antiviral Resistance in Plants. Viruses 15 (1) 241

Лаборатория системного анализа белков и пептидов (Фесенко И.А.)

Роль регуляторных пептидов в формировании устойчивости растений к стрессовым факторам

Устойчивость растений, в первую очередь, сельскохозяйственных, к стрессовым факторам различной природы – один из наиболее значимых вопросов в биологии растений. Мы исследовали протеомный ответ при засухе у пшеницы и рапса и выявили изменения представленности белков, связанных с фотосинтезом, трансляцией, первичным метаболизмом и антиоксидантной защитой. Помимо этого, мы провели анализ транскриптомов растений разных таксономических групп в ответ на заражение патогенами с целью обнаружить пептиды, регулирующие иммунный ответ. Таким образом, у мха Physcomitrium patens и сельскохозяйственных растений Zea mays, Brassica napus и Solanum tuberosum мы обнаружили как представителей известных семейств пептидов, так и новые, ранее не аннотираванные пептиды, экспрессия генов которых меняется при заражении. Эти результаты планируется использовать в качестве основы для дальнейших функциональных исследований.

1. Sedlov IA, Fesenko IA 2023 Methods for Analysis of Interactome of Microproteins Encoded by Short Open Reading Frames. Russ. J. Bioorganic Chem. 49 (4) 717–730
  2. Mamaeva A, Lyapina I, Knyazev A, Golub N, Mollaev T, Chudinova E, Elansky S, Babenko VV, Veselovsky VA, Klimina KM, Gribova T, Kharlampieva D, Lazarev V, Fesenko I 2023 RALF peptides modulate immune response in the moss Physcomitrium patens. Front Plant Sci 14 1077301

Лаборатория экспрессионных систем и модификации генома растений (Долгов С.В.)

Создание устойчивых форм клонового подвоя косточковых культур 146-2 к вирусу шарки сливы путем интерференционного замалчивания гена факторов инициации трансляции eIF(iso)G и eIF(iso)E

Болезнь Шарка, вызываемая вирусом оспы сливы (PPV), является одним из самых вредоносных, карантинных вирусных заболеваний, поражающих косточковые культуры. Отсутствие естественной резистентности к вирусу у косточковых стало решающим фактором для применения методов генетической трансформации для получения устойчивых форм. Гены eIF(iso)4G и eIF(iso)4E кодируют факторы инициации трансляции, используемые в жизненном цикле PPV. В представленном исследовании изучено влияние сайленсинга этих генов методом РНК-интерференции на устойчивость растений подвоя вишни 146-2 (Prunus pumila L. x Prunus tomentosa Thunb) к болезни шарка. Для генетической трансформации растений созданы два вектора с самокомплементарными последовательностями фрагментов генов eIF(iso)4G и eIF(iso)4E. Экспрессионная кассета содержит сильный промотор гена персиковой рибулозы-1,5-бисфосфаткарбоксилазы/оксигеназы (RuBisCo), а также интрон и терминатор того же гена. Мы использовали вектор pMF1, содержащий рекомбиназу R и ген codA-nptII, что позволяет получать интрагенные растения, не содержащие маркеров. В экспериментах было получено восемь независимых трансгенных линий подвоя 146-2 (шесть линий со шпилькой к гену eIF(iso)4G и две линии со шпилькой к гену eIF(iso)4E). Их статус был подтвержден ПЦР и Саузерн-блоттингом. Сайленсинг генов eIF(iso)4G и eIF(iso)4E у трансгенных растений подтвержден количественной ПЦР. Наличие специфических малых интерферирующих (si) РНК было подтверждено методом Northern blotting. Растения всех трансгенных линий подвоя заражали ППВ методом прививки с зараженными почками. Результаты ИФА показали, что подавление гена eIF(iso)4G не приводило к повышению резистентности, в то время как подавление гена фактора eIF(iso)4E приводило к повышенной резистентности к PPV, и растения одной линии не проявляли признаков инфекции в течение трех лет после заражения. В работе продемонстрирован (перспективный) подход, при котором создание косточковых культур, устойчивых к вирусу оспы сливы, может быть достигнуто за счет подавления генов факторов инициации трансляции в клоновых подвоях

1. Mourenets L, Pushin A, Timerbaev V, Khmelnitskaya T, Gribkov E, Andreev N, Dolgov S 2023 Effect of Gene Silencing of Translation Initiation Factors eIF(iso)4G and eIF(iso)4E on Sour Cherry Rootstock Resistance to Sharka Disease. Int J Mol Sci 24 (1) 360

Группа лесной биотехнологии (Шестибратов К.А.)

Выявлена и охарактеризована уникальная линия березы с геном GS, она может быть использована в качестве родительской формы для получения высокопродуктивных форм березы, пригодных для плантационного лесоразведения

Трансгенные растения березы (Betula pubescens) с геном глутаминсинтетазы сосны GS1 оценивали по уровням гормонов во время укоренения in vitro и распускания почек в условиях открытого грунта. В побегах трансгенных линий содержание индолуксусной кислоты (ИУК) было в 1,5–3 раза выше, чем у дикого типа. В корнях растений березы фосфинотрицин (ФФТ) оказывал противоположный эффект. ФФТ снижал содержание свободных аминокислот в листьях нетрансгенной березы, но повышал их содержание у растений со сверхэкспрессией GS. Трехлетний горшечный эксперимент с разной обеспеченностью N показал, что продуктивность трансгенной линии березы была достоверно выше, чем в контроле в условиях дефицита, но не избытка N. Доступность азота не повлияла на распускание почек весной четвертого года; однако распускание почек у трансгенных растений было задержано по сравнению с контролем. Содержание ИУК и абсцизовой кислоты (АБК) в почках растений березы в период покоя и распускания почек зависело как от доступности, так и от трансгенного статуса. Эти результаты позволяют лучше понять взаимодействие фитогормонов и питательных веществ в древесных растениях.

1. Lebedev VG, Korobova AV, Shendel GV, Shestibratov KA 2023 Hormonal Status of Transgenic Birch with a Pine Glutamine Synthetase Gene during Rooting In Vitro and Budburst Outdoors. Biomolecules 13 (12) 1734

Отдел химической биологии гликанов и липидов

Галектин-9 опосредует адгезию лимфоцитов к эндотелиальным клеткам

Ключевая стадия рекрутирования лейкоцитов в ответ на воспаление - прикрепление к эндотелиальным клеткам (ЭК). Галектин-9 клеток иммунной системы опосредует клеточную адгезию посредством связывания N-домена с лактозаминами ЭК. Однако, лактозаминов на ЭК мало, в то время как гликанов группы крови Н больше и они имеют на порядок большее сродство к С-домену галектина-9. Мы исследовали, возникает ли адгезия, опосредованная H-гликаном и галектином-9, между клетками Jurkat (лимфоцитарного происхождения, имеющими gal-9) и клетками EA.hy 926 (эндотелиального происхождения, имеющими гликан группы крови H). Действительно, клетки Jurkat прикреплялись к клеткам EA.hy 926 (в статике и динамике), а дефукозилирование последних отменяло адгезию. Восстановление исходного уровня Н-гликана путем встраивания его липидного конструкта возобновляло адгезию.

1. Rapoport EM, Ryzhov IM, Slivka EV, Korchagina EY, Popova IS, Khaidukov SV, André S, Kaltner H, Gabius HJ, Henry S, Bovin NV 2023 Galectin-9 as a Potential Modulator of Lymphocyte Adhesion to Endothelium via Binding to Blood Group H Glycan. Biomolecules 13 (8)

Анти-гликановые ксено-антитела, две истории

Анти-гликановые антитела против т.н. aGal-эпитопа, то есть антигена Gala1-3Galb1-4GlcNAc, являются первой причиной отторжения ксено-органов у человека. Трансгенная свинья, у которой нет этого эпитопа, не решила проблему ксенотрансплантации – по-видимому, существуют другие антитела с аналогичным эффектом. Поэтому, с помощью нашего гликанового эррея мы анализировали углеводный профиль антител у бабуинов до и после пересадки органов от трансгенной свиньи, и обнаружили высокую реактивность к дисахаридному фрагменту гиалуроновой кислоты (НА) – GlcAb1-3GlcNAc (НА2) после трансплантации, и существенно меньшую – по отношению к самой НА. Интересно, что дисахарид НА2 является нормальным метаболитом при распаде НА. Таким образом, ксенотрансплантация вызывает появление антител против НА и ее метаболита, что предполагает развитие метода улучшения результатов ксенотрансплантации путем элиминирования анти-НА2 антител.

Антитело-зависимое усиление (ADE) бактериальных инфекций происходит, когда блокирующие или ингибирующие антитела способствуют инфекции. У людей, ADE-эффект обнаружился для антител, вызывающих отторжение при ксенотрансплантации, то есть антител к Galα1-3Galβ1-4GlcNAc (αGal-эпитопу, см. текст выше). Интракорпоральная блокировка этих антител с помощью гликополимера у мышей увеличивала выживаемость при заражении грам-отрицательными бактериями. Кроме того, блокировка этих антител в сыворотке крови человека in vitro увеличивала ее бактерицидный потенциал по отношению к E. coli O86:B7, Klebsiella pneumoniae и Pseudomonas aeruginosa.

Эти результаты говорят о возможности предотвращать инфекционные заболевания путем удаления антител против αGal-эпитопа.

1. Olivera-Ardid S, Bello-Gil D, Perez-Cruz M, Costa C, Camoez M, Dominguez MA, Ferrero-Alves Y, Vaquero JM, Khasbiullina N, Shilova NV, Bovin NV, Mañez R 2023 Removal of natural anti-αGal antibodies elicits protective immunity against Gram-negative bacterial infections. Front Immunol 14 1232924

Лаборатория химии липидов (Водовозова Е.Л.)

Лаборатория углеводов (Бовин Н.В.)

Белковая корона противоопухолевых липосом, несущих лиганд селектинов Sialyl Lewis X, ослабляет взаимодействия с активированными эндотелиальными клетками в условиях биомоделирования микрососудистого русла

Показано, что противоопухолевые липосомы, оснащенные тетрасахаридным лигандом селектинов SiaLex, сохраняют способность к нацеливанию на активированные эндотелиоциты человека в динамических условиях микропотока при биомоделировании в микрофлюидном устройстве. Однако в потоке сыворотки крови уровень поглощения липосом клетками понижается. С помощью протеомного анализа и иммуноблоттинга липосом-белковых комплексов установлена корреляция между содержанием SiaLex в липосомах и некоторых аполипопротеинов в белковой короне липосом, в том числе апо-СI (одного из самых положительно заряженных белков кровотока) - вероятного неспецифического конкурента селектинов.

1. Onishchenko NR, Moskovtsev AA, Kobanenko MK, Tretiakova DS, Alekseeva AS, Kolesov DV, Mikryukova AA, Boldyrev IA, Kapkaeva MR, Shcheglovitova ON, Bovin NV, Kubatiev AA, Tikhonova OV, Vodovozova EL 2023 Protein Corona Attenuates the Targeting of Antitumor Sialyl Lewis X-Decorated Liposomes to Vascular Endothelial Cells under Flow Conditions. Pharmaceutics 15 (6) 1754

Отдел биомолекулярной химии

,

Лаборатория биоинформационных методов комбинаторной химии и биологии (Андреев Д.Е.)

Группа масс-спектрометрии (Зиганшин Р.Х.)

Определение структуры оксилюциферина у грибного комара рода Keroplatus (Diptera:Keroplatidae)

Сотрудниками ИБХ РАН совместно с коллегами из Коннектикутскиго Колледжа (CША) было проведено определение структуры оксилюциферина у грибных комаров рода Keroplatus. Была создана методика выделения оксилюциферина, позволившая минимизировать совыделение другого флуоресцентного вещества Keroplatus – рибофлавина. Было показано, что оксилюциферин представляет собой 3-гидроксикинуреновую кислоту. Помимо этого, в данном исследовании впервые были проведены тесты перекрестной реактивности “холодных” (содержащих активную люциферазу и люциферин) и “горячих” (содержащих люциферин, но не активную люциферазу) экстрактов Keroplatus и Orfelia. Результаты исследований указывает на наличие сходства между биолюминесцентными системами у представителей родов Orfelia и Keroplatus, однако механизмы излучения света у изученных представителей грибных комаров не идентичны. Результаты опубликованы в журнале Biochemical and Biophysical Research Communications.

1. Kotlobay AA, Dubinnyi MA, Kovalchuk SI, Makhin AP, Miturich VS, Lyakhovich MS, Fontaine DM, Southworth TL, Shmygarev VI, Yatskin ON, Branchini BR, Yampolsky IV, Kaskova ZM 2023 Structure elucidation of Keroplatus (Diptera:Keroplatidae) fungus gnat oxyluciferin. Biochem Biophys Res Commun 676 1–5

Группа масс-спектрометрии (Зиганшин Р.Х.)

Деазафлавин выступает кофактором, усиливающим биолюминесценцию дождевых червей Henlea

Сотрудниками ИБХ РАН в коллаборации с коллегами из Института Биофизики СО РАН (Красноярск) проведено исследование влияния на биолюминесценцию сибирских дождевых червей Henlea sp. двух низкомолекулярных активаторов – ActH и ActS. Выявлено, что максимум флуоресценции активаторов совпадает со спектром биолюминесценции, достигающим пика при 464 нм. Структуры ActH и ActS были исследованы с использованием масс-спектрометрии высокого разрешения (Orbitrap HRMS) с глубоким фрагментированием и методом ядерного магнитного резонанса 1D/2D с криопробами. Оказалось, что ActH представляет собой аналог рибофлавина, аналогичный кофактору F0 архей – 7,8-дидеметил-8-гидрокси-5-дезарибофлавин. ActS был определен как новое соединение, представляющее собой производное ActH, сульфатированное по гидроксилу 3'-рибитила. Была разработана и реализована новая стратегия синтеза ActH. Синтетический ActH был идентичен естественному и активировал биолюминесценцию Henlea sp. Мы предполагаем, что ActH и новый сульфатированный деазарибофлавин – ActS – либо излучают свет при биолюминесценции Henlea sp., либо принимают донор(ы) гидрида при окислении люциферина.

1. Petushkov VN, Vavilov MV, Ivanov IA, Ziganshin RH, Rodionova NS, Yampolsky IV, Tsarkova AS, Dubinnyi MA 2022 Deazaflavin cofactor boosts earthworms Henlea bioluminescence. Org Biomol Chem 21 (2) 415–427

Группа масс-спектрометрии (Зиганшин Р.Х.)

Полный синтез рацемического тиено[3,2‑f]тиохроментрикарбоксилата, люциферина из морских полихет Odontosyllis undecimdonta

Впервые нами разработан полный синтез рацемического люциферина Odontosyllis undecimdonta – тиено[3,2‑f]тиохроментрикарбоксилата, содержащего трициклический скелет с тремя атомами серы в разных электронных состояниях. Ключевое превращение основано на тандемной конденсации бифункционального тиолофосфоната, полученного при конденсации диметилацетилен-дикарбоксилата с бензотиофен-6,7-хиноном.

Представленный конвергентный подход позволяет за 11 стадий провести синтез целевого соединения с неописанным ранее конденсированным гетероциклическим ядром. Полученные данные позволили подтвердить химическую структуру люциферина Odontosyllis undecimdonta полученную методом 2D-ЯМР-спектроскопии.

1. Bolt YV, Dubinnyi MA, Litvinenko VV, Kotlobay AA, Belozerova OA, Zagitova RI, Shmygarev VI, Yatskin ON, Guglya EB, Kublitski VS, Baranov MS, Yampolsky IV, Kaskova ZM, Tsarkova AS 2023 Total Synthesis of Racemic Thieno[3,2-f]thiochromene Tricarboxylate, a Luciferin from Marine Polychaeta Odontosyllis undecimdonta. Org Lett 25 (26) 4892–4897

Отдел биоматериалов и бионанотехнологий

Лаборатория молекулярной биофизики (Олейников В.А.)

Лаборатория биомедицинских материалов (Марквичева Е.А.)

Визуализация 3-D ультраструктурного распределения противоопухолевых препаратов методом коррелятивной сканирующей Оптико-Зондовой НаноТомографии (ОЗНТ).

Разработан новый подход к трехмерному ультраструрному анализу распределений магнитных наночастиц (МНЧ) и противоопухолевого препарата доксорубицина в опухолевых тканях, основанный на использовании коррелятивной ОЗНТ. 3-D реконструкция распределений МНЧ и особенностей наноструктуры исследуемых тканей позволила выполнить количественную оценку параметров трехмерных распределений Si-Fe МНЧ введенных внутривенно и интратуморально в образцы опухолевых тканей меланомы мыши B16/F1. Коррелятивный анализ ультраструктуры клеток (3D-АСМ)* и наномасштабного распределения введенного доксорубицина (3D-TERS)** -рамановская спектроскопия с усилением на острие) в исследуемых клетках аденокарциномы молочной железы человека MCF-7 позволил выявить особенности проникновения и накопления препаратов в клетках. Разработанная технология с использованием принципов сканирующей ОЗНТ применима для исследования особенностей распределений различных флуоресцентных, плазмонных или магнитных нанопрепаратов в клетках и тканях.

1. Agapova OI, Efimov AE, Mochalov KE, Solovyeva DO, Gileva AM, Markvicheva EA, Yakovlev DV, Lyundup AV, Oleinikov VA, Agapov II, Gautier SV 2023 Correlative Fluorescent Scanning Probe Nanotomography Used to Study the Intracellular Distribution of Doxorubicin in MCF-7 Human Breast Adenocarcinoma Cells. Dokl Biol Sci 509 (1) 103–106
  2. Agapova OI, Efimov AE, Mochalov KE, Solovyeva DO, Svirshchevskaya EV, Klimentov SM, Popov AA, Oleinikov VA, Agapov II, Gautier SV 2022 Investigation of the Distribution of Magnetic Nanoparticles in Tumor Tissues by the Method of Scanning Magnetic Force Nanotomography. Dokl Biochem Biophys 504 (1) 115–117
  3. Mochalov KE, Solovyova DO, Efimov AE, Klinov DV, Oleinikov VA 2020 High-Performance, Reproducible Tip-Enhanced Raman Scattering Probes. TECH PHYS LETT+ 46 (11) 1084–1087

Лаборатория молекулярной биофизики (Олейников В.А.)

Эффективные покрытия фотонных кристаллов для оптических безмаркерных биосенсоров

Cовместно с Центром Технологий и Микрофабрикаций, ФНКЦ ФХМ им. Ю.М. Лопухина ФМБА России и СБМ Роспотребнадзора разработаны функциональные покрытия для фотонных кристаллов (ФК) - чувствительной поверхности оптических безмаркерных биосенсоров на основе производных декстрана. Осаждение и сорбцию биомолекул, а также факт биомолекулярных взаимодействий выявляют путем анализа изменения параметров распространения оптических мод на чувствительной поверхности биосенсора. Метод позволяет измерять молекулярные и клеточные аффинные взаимодействия в реальном времени путем независимой регистрации значений угла полного внутреннего отражения и угла возбуждения поверхностной волны на поверхности фотонного кристалла. Сорбционная способность разработанных покрытий – трехмерных полимерных матриц - продемонстрированы с использованием бычьего сывороточного альбумина (БСА) в качестве модельного белка, и низкомолекулярных биомолекул, таких как олигонуклеотиды, которая сопоставлена с сорбционной способностью контрольного чипа с планарной поверхностью. Использование разработанных покрытий для модификации чувствительного слоя позволила повысить чувствительность биосенсора, и изучать процесс связывания биомолекул в режиме реального времени.

1. Shakurov R, Sizova S, Dudik S, Serkina A, Bazhutov M, Stanaityte V, Tulyagin P, Konopsky V, Alieva E, Sekatskii S, Bespyatykh J, Basmanov D 2023 Dendrimer-Based Coatings on a Photonic Crystal Surface for Ultra-Sensitive Small Molecule Detection. Polymers (Basel) 15 (12)
  2. Sizova S, Shakurov R, Mitko T, Shirshikov F, Solovyeva D, Konopsky V, Alieva E, Klinov D, Bespyatykh J, Basmanov D 2022 The Elaboration of Effective Coatings for Photonic Crystal Chips in Optical Biosensors. Polymers (Basel) 14 (1) 152

Лаборатория полимеров для биологии (Генералова А.Н.)

Лаборатория биомедицинских материалов (Марквичева Е.А.)

Система нанофотоинициирования полимеризации под действием света ближнего ИК-диапазона спектра

Cовместно с коллегами из ФНИЦ «Кристаллография и фотоника» РАН была продемонстрирована эффективная стратегия полимеризации фотоотверждаемых композиций с использованием наноинициатора, активируемого светом из ближнего ИК-диапазона, на основе апконвертирующих наночастиц (UCNP). UCNPs, преобразующие бИК-излучение в УФ- и видимое, использовали для исследования механизма переноса энергии в паре донор-акцептор с коммерчески доступными фотоинициаторами (LAP и Irgacure 369). Было определено влияние механизма передачи энергии на пространственное разрешение получаемых структур, продемонстрировано фотоотверждение как диакрилата полиэтиленгликоля, так и эндогенных биополимеров (желатина и гиалуроновой кислоты).

1. Demina PA, Khaydukov KV, Sochilina AV, Rocheva VV, Ivanov AV, Akasov RA, Lin Q, Generalova AN, Khaydukov EV, 2023 Role of energy transfer in a nanoinitiator complex for upconversion-driven polymerization. Materials Today Advances 19

Лаборатория полимеров для биологии (Генералова А.Н.)

Лаборатория биомедицинских материалов (Марквичева Е.А.)

Апконвертирующие наночастицы для одновременной визуализации, химио- и фототермической терапии

Совместно с коллегами из ФНИЦ «Кристаллография и фотоника» РАН и НМИЦ онкологии имени Н.Н. Блохина были разработаны наноконструкции на основе агрегатов полимерных мицелл с апконвертирующими наночастицами (UCNP), наполненные доксорубицином, покрытые термочувствительным полимером (поли-N-винилкапролактамом) и наночастицами серебра. Продемонстрировано контролируемое высвобождение лекарственного препарата в ответ на нагрев, а также 5ти кратная в сравнении с контролем регрессия ксенотрансплантата рака молочной железы человека SK-BR-3 в результате перитуморального введения и последующего однократного воздействия ИК-излучением.

1. Demina PA, Khaydukov KV, Babayeva G, Varaksa PO, Atanova AV, Stepanov ME, Nikolaeva ME, Krylov IV, Evstratova II, Pokrovsky VS, Zhigarkov VS, Akasov RA, Egorova TV, Khaydukov EV, Generalova AN 2023 Upconversion Nanoparticles Intercalated in Large Polymer Micelles for Tumor Imaging and Chemo/Photothermal Therapy. Int J Mol Sci 24 (13) 10574

Лаборатория биомедицинских материалов (Марквичева Е.А.)

Эффективность трансфекции и высвобождение лекарственного средства зависят от производного ПЭГ в катионных липоплексах: оценка в 3D модели in vitro и in vivo

В Лаборатории биомедицинских материалов (рук. Марквичева Е.А.) совместно с коллегами из других институтов была изучена эффективность трансфекции и высвобождения лекарств из катионных липосом и липоплексов в зависимости от типа ПЭГ–производного в 2D и 3D моделях in vitro, а также в модели на мышах in vivo. В наноносители на основе OrnOrnGlu(C16H33)2 липопептидов были загружены ДНК плазмидой (pGL3) или siRNA (50-UTR фрагмент вируса гепатита С), а эффективность трансфекции с использованием таких наносистем была изучена с помощью люцеферазного теста или ПЦР, соответственно. Липоплексы с ДНК плазмидой, содержащие ПЭГ-производное b (6 mol % ПЭГ), были выбраны в качестве оптимальных наноносителей для экспериментов in vivo. Изучение биораспределения показало, что ПЭГ-липоплексы элиминировались из потока крови значительно медленнее, чем немодифицированные наноносители. Таким образом, использование липоплексов с оптимальным ПЭГ-производным b позволило улучшить эффективность трансфекции и обеспечить пролонгированное высвобождение лекарства, а разработанный подход является перспективным для создания новых препаратов на основе siRNA.

1. Gileva AM, Koloskova OO, Nosova AS, Vishniakova LI, Simonova VA, Kurbanova LA, Egorenkov EA, Smirnov VV, Budanova UA, Sebyakin YL, Suzina NE, Khaitov MR 2023 Transfection efficacy and drug release depends upon the PEG derivative in cationic lipoplexes: Evaluation in 3D in vitro model and in vivo. J Biomed Mater Res B Appl Biomater 111 (9) 1614–1628

Лаборатория иммунохимии (Бровко Ф.А.)

Геномный аанлиз токсикогенного потенциала консорциума Staphylococcus haemolyticus and Bacillus paranthracis выделенного из молока коров больный маститом в России.

Три устойчивых микробных консорциума, каждый состоящий из штаммов B. paranthracis и S. haemolyticus были выделены из молока больных маститом коров в трех географически удаленных регионах России. Состав консорциумов стабильно сохранялся при многократных пересевах на культуральные среды. Технологией мегасеквенирования отобранных образцов с последующим анализом генов способных участвовать в как процессах патогенеза так и в преодолении иммунного ответа макроорганизма показано: Стабильность может обеспечивается структурой биопленки сообщества. Вирулентность консорциума зависит от штаммов B. paranthracis. Выявлен ряд мутаций, не исключено, что мутация в гене cytK у бацилл влияет на способность консорциума вызывать мастит у коров.

1. Sokolov S, Brovko F, Solonin A, Nikanova D, Fursova K, Artyemieva O, Kolodina E, Sorokin A, Shchannikova M, Dzhelyadin T, Ermakov A, Boziev K, Zinovieva N 2023 Genomic analysis and assessment of pathogenic (toxicogenic) potential of Staphylococcus haemolyticus and Bacillus paranthracis consortia isolated from bovine mastitis in Russia. Sci Rep 13 (1) 18646

Группа молекулярной экологии (Трубецкая О.Е.)

Просвечивающая электронная микроскопия электрофоретических фракций природных почвенных гуминовых кислот – ключ к разгадке их структурной организации

Выявление внешних морфологических различий между гуминовыми кислотами (ГК) различного генезиса может стать поворотным моментом в понимании их экологических свойств и структурной организации. В настоящей работе впервые использован инновационный подход, заключающийся в первоначальном разделении препарата почвенной ГК на стабильные электрофоретические фракции, различающиеся по ряду физико-химических параметров и химическому составу, с последующим морфологическим анализом образцов методом просвечивающей электронной микроскопии (ПЭМ) с негативным контрастированием препаратов водным раствором уранилацетата. ПЭМ впервые выявила два типа (пути) формирования наночастиц ГК, основанные на:

I - агрегации базовых блоков - точечных частиц (d 2-3 нм) в мелкие кольцевые частицы (d 4-6 нм), которые в свою очередь являются строительными блоками более крупных морфологических структур (сфероидов, червеобразных частиц, длинных фибрилл и их пучков);

II - ассоциации длинных (С10-С30) амфифильных линейных насыщенных и ненасыщенных жирных кислот в каплевидные везикулярные образования.

Данное исследование дает представление о структурной организации почвенных наночастиц гуминовых кислот в виде супрамолекулярных (надмолекулярных) ассоциатов низкомолекулярных компонентов.

1. Trubetskaya OE, Selivanova OM, Rogachevsky VV, Trubetskoj OA 2023 Transmission electron microscopy of electrophoretic humic acids fractions obtained by coupling size exclusion chromatography-polyacrylamide gel electrophoresis: The next step to understanding structural organization of soil humic matter. Microchem J 193

Отдел геномики адаптивного иммунитета

Отдел геномики адаптивного иммунитета (Чудаков Д.М.)

,

Лаборатория методов иммуносеквенирования (Чудаков Д.М.)

,

Лаборатория сравнительной и функциональной геномики (Лебедев Ю.Б.)

,

Группа структурной организации Т-клеточного иммунитета (Британова О.В.)

Направленная деплеция TRBV9+ Т-клеток как иммунотерапия анкилозирующего спондилита

В предыдущих работах, мы идентифицировали TRBV9-содержащий мотив Т-клеточных рецепторов, ассоциированный с патогенезом анкилозирующего спондилита, псориатического артрита и острого увеита, а также HLA-B*27-презентированные бактериальные и селф-эпитопы. Здесь мы описываем доклинические испытания цитотоксических антител против TRBV9 на моделях приматов. Мы также описываем первую в мире анти-TRBV9 терапию анкилозирующего спондилита (болезни Бехтерева). Пациент достиг ремиссии в течение 3 месяцев и прекратил терапию анти-ФНО после 5 лет непрерывного применения. Полная ремиссия сохраняется в течение 4 лет, при этом ежегодно вводятся три дозы анти-TRBV9. Мы также наблюдаем значительное улучшение показателей индекса подвижности (BASMI). Описанный случай представляет собой первую в истории терапию аутоиммунного заболевания путем избирательной деплеции TRBV-подгруппы Т-лифмоцитов. Терапия анти-TRBV9 потенциально может быть применима при других спондилоартропатиях, ассоциированных HLA-B*27. В целом, такое таргетированное устранение основной причины заболевания без системной иммуносупрессии может представлять собой новое поколение безопасных и эффективных методов лечения аутоиммунных заболеваний.

1. Britanova OV, Lupyr KR, Staroverov DB, Shagina IA, Aleksandrov AA, Ustyugov YY, Somov DV, Klimenko A, Shostak NA, Zvyagin IV, Stepanov AV, Merzlyak EM, Davydov AN, Izraelson M, Egorov ES, Bogdanova EA, Vladimirova AK, Iakovlev PA, Fedorenko DA, Ivanov RA, Skvortsova VI, Lukyanov S, Chudakov DM 2023 Targeted depletion of TRBV9+ T cells as immunotherapy in a patient with ankylosing spondylitis. Nat Med

Лаборатория сравнительной и функциональной геномики (Лебедев Ю.Б.)

,

Отдел геномики адаптивного иммунитета (Чудаков Д.М.)

,

Лаборатория методов иммуносеквенирования (Чудаков Д.М.)

Новый тип бимодальной TRBD1-TRBD2 перегруппировки и ее вклад в комбинаторное разнообразие продуктов V(D)J рекомбинации.

Открыт новый тип структуры бета цепей Т-клеточных рецепторов (TRB), образуемый при рекомбинации D1-to-D2. Мы обнаружили бимодальное распределение соединений DD в составе зрелых генов TRB, указывающее на наличие двух активных сайтов рекомбинации, использование которых приводит к длинным или коротким перегруппировкам D-D области TRB локуса. Длинные TRB D-D перестройки реализуются в слиянии D1-D2 сегментов, которые войдут в состав зрелого TRB гена. Короткие приводят к элиминации D1-D2 участка из хромосомы. Оба типа D-D перестроек увеличивают комбинаторное разнообразие зрелых TRB генов. За короткими перегруппировками DD может следовать прямая рекомбинация V-to-J2. Длинные реаранжировки D-D могут далее рекомбинировать с генами J2 и V, образуя частичную реаранжировку D1-D2-J2, а затем полную реаранжировку V-D1-D2-J2. Мы показали, что зрелые TRB гены со структурой V-D1-D2-J2 присутствуют и экспрессируются в тысячах клонов Т-клеток памяти человека. Такие клоны обладают антигенной специфичностью и активно участвуют в развитии иммунного ответе.

1. Smirnova AO, Miroshnichenkova AM, Belyaeva LD, Kelmanson IV, Lebedev YB, Mamedov IZ, Chudakov DM, Komkov AY 2023 Novel bimodal TRBD1-TRBD2 rearrangements with dual or absent D-region contribute to TRB V-(D)-J combinatorial diversity. Front Immunol 14 1245175

Отдел «Учебно-научный центр» (Овчинникова Т.В.)

Ацидоцин A – нетипичный представитель семейства педиоцин-подобных бактериоцинов, обладающий широким спектром антимикробной активности и иммуномодулирующими свойствами

Исследована структура и биологическая активность ацидоцина A — бактериоцина из Lactobacillus acidophilus TK9201, относящегося к семейству педиоцин-подобных бактериоцинов (PLB). Несмотря на сходство с изученными представителями PLB на уровне вторичной структуры, ацидоцин A продемонстрировал значительно более широкий диапазон антибактериальной активности и меньшую специфичность действия. В отличие от большинства известных PLB, ацидоцин A проявил активность в отношении грамотрицательных бактерий и способность повышать проницаемость внешней и внутренней мембраны E. coli. Указанные эффекты сохранялись при внесении мутаций в консервативный «педиоциновый бокс». С помощью мультиплексного иммуноанализа показана индукция ацидоцином A синтеза ряда провоспалительных факторов и факторов роста в нормальных моноцитах человека.

1. Antoshina DV, Balandin SV, Bogdanov IV, Vershinina MA, Sheremeteva EV, Toropygin IY, Finkina EI, Ovchinnikova TV 2022 Antimicrobial Activity and Immunomodulatory Properties of Acidocin A, the Pediocin-like Bacteriocin with the Non-Canonical Structure. Membranes (Basel) 12 (12) 1253

Группа анализа структуры мембранных белков in silico (Чугунов А.О.)

Взаимодействие α-компонента лантибиотика лихеницидина с предшественником пептидогликана бактериальной клеточной стенки липидом II предопределяет его антимикробную активность

Исследован механизм действия лантибиотика лихеницидина, ранее выделенного из штаммов Bacillus licheniformis VK21 и B-511. С помощью ЯМР-спектроскопии в мицеллах DPC были получены убедительные доказательства того, что С-концевой мерсацидин-подобный сайт лихеницидина участвует во взаимодействии с липидом II. Эти данные были подтверждены моделированием методом МД. Контактная область липида II включает пирофосфатные и дисахаридные остатки вместе с первыми изопреновыми единицами бактопренола. МД-моделирование также показало возможность для формирования стабильного N-концевого низиноподобного комплекса, однако условия, необходимые для его реализации in vitro, остаются неизвестными.

1. Panina IS, Balandin SV, Tsarev AV, Chugunov AO, Tagaev AA, Finkina EI, Antoshina DV, Sheremeteva EV, Paramonov AS, Rickmeyer J, Bierbaum G, Efremov RG, Shenkarev ZO, Ovchinnikova TV 2023 Specific Binding of the α-Component of the Lantibiotic Lichenicidin to the Peptidoglycan Precursor Lipid II Predetermines Its Antimicrobial Activity. Int J Mol Sci 24 (2) 1332

Отдел «Учебно-научный центр» (Овчинникова Т.В.)

Обнаружены новые антимикробные пептиды (АМП) животных, обладающие высокой эффективностью противоинфекционного действия in vivo. Изучены механизм действия и терапевтический потенциал новых АМП.

Биоинформатический поиск BRICHOS-ассоциированных антимикробных пептидов (АМП) в транскриптоме морской полихеты Heteromastus filiformis позволил обнаружить 9 новых семейств защитных пептидов длиной от 18 до 91 аминокислотного остатка. Два пептида с низкой гомологией по отношению к известным АМП - α-спиральный амфифильный линейный пептид, состоящий из 28 а.о. (HfBRI-28), и β-шпилечный пептид, состоящий из 25 а.о. и имеющий уникальную структуру, стабилизированную двумя дисульфидными связями, - были получены и проанализированы как потенциальные антимикробные препараты. Было показано, что оба пептида способны эффективно убивать бактериальные клетки-мишени путём повреждения их мембран, однако кинетика данного процесса, а также спектр активности сильно отличалась. Благодаря низкой цитотоксичности в отношении клеток млекопитающих, а также высокой устойчивости к протеолитической деградации в сыворотке, пептид HfBRI-25 был выбран для дальнейших исследований in vivo на летальной мышиной модели инфекции Escherichia coli и способствовал 100% выживанию животных. Наличие высокой активности против уропатогенных штаммов Escherichia coli (UPEC), а также выраженная антибиопленочная активность позволяют рассматривать новый пептид HfBRI-25 как перспективное соединение для терапии инфекций мочевыводящих путей (ИМП), связанных с UPEC. В рамках направления по разработке новых противоинфекционных средств на основе β-шпилечных АМП нами был проведен рациональный дизайн модифицированных аналогов известного защитного пептида свиньи – протегрина-1. Скрининг биологической активности панели аналогов с единичными и двойными заменами а.о. в структуре пептида позволил отобрать соединение с пониженной токсичностью в отношении клеток человека, но сохраняющих значительный антибактериальный потенциал в отношении грамотрицательных патогенов (30-кратное увеличение терапевтического индекса). Данный эффект достигается за счет одной аминокислотной замены - V16R в С-концевой полуцепи, которая отвечает за олигомеризацию природного пептида. Анализ аналога [V16R] методом ИК-Фурье спектроскопии показал, что пептид не способен образовывать олигомерные структуры в среде, имитирующей мембрану, в отличие от пептида дикого типа. Кроме того, аналог [V16R] показал высокую эффективность на мышиной модели септицемии в качестве системного антибиотика.

1. Panteleev ЗМ, Safronova МТ, Duan S, Komlev AS, Bolosov IA, Kruglikov RN, Kombarova TI, Korobova OV, Pereskokova ES, Borzilov AI, Dyachenko IA, Shamova OV, Huang Y, Shi Q, Ovchinnikova TV 2023 Novel BRICHOS-Related Antimicrobial Peptides from the Marine Worm Heteromastus filiformis: Transcriptome Mining, Synthesis, Biological Activities, and Therapeutic Potential. Mar Drugs 21 (12) 639
  2. Bolosov IA, Panteleev PV, Sychev SV, Khokhlova VA, Safronova VN, Toropygin IY, Kombarova TI, Korobova OV, Pereskokova ES, Borzilov AI, Ovchinnikova TV, Balandin SV 2023 Design of Protegrin-1 Analogs with Improved Antibacterial Selectivity. Pharmaceutics 15 (8)
  3. Panteleev PV, Safronova VN, Kruglikov RN, Bolosov IA, Ovchinnikova TV 2023 Genomic Insights into Bacterial Resistance to Proline-Rich Antimicrobial Peptide Bac7. Membranes (Basel) 13 (4)

Лаборатория клеточных взаимодействий (Сапожников А.М.)

Изучение роли эпителиального барьера при реализации биологических функций кателицидина человека LL-37

Кателицидин человека LL-37 обладает антимикробной активностью против простейших, грибов, грам(+) и грам(-) бактерий и оболочечных вирусов. В экспериментах in vitro было показано, что LL-37 способен индуцировать выработку различных про- и противовоспалительных цитокинов и хемокинов различными типами клеток человека. Однако остается открытым вопрос, является ли такая индукция цитокинов физиологически значимой, поскольку в экспериментах in vitro LL-37 проявляет свои иммуномодулирующие свойства в концентрациях, значительно более высоких (>20 мкг/мл), чем те, которые наблюдаются в невоспалённых тканях (1–5 мкг/мл). В текущем исследовании мы оценивали проницаемость LL-37 через поляризованный монослой Caco-2 и показали, что этот пептид может проходить через монослой Caco-2 с низкой эффективностью, что указывает на его низкую абсорбцию в кишечнике. Было показано, что LL-37 в низких физиологических концентрациях (<5 мкг/мл) не способен напрямую активировать моноциты. Однако в присутствии поляризованного эпителиального монослоя Caco-2 LL-37 способен активировать моноциты посредством активации сигнального пути MAPK/ERK и индуцировать секрецию цитокинов, что было оценено на уровне белка с помощью мультиплексного анализа. Мы продемонстрировали, что LL-37 способен оказывать иммуномодулирующее действие in vivo в невоспалённых тканях при низких физиологических концентрациях. В данном исследовании мы выявили ключевую роль взаимодействия между эпителиальными и иммунными клетками в реализации иммуномодулирующих функций кателицидина человека LL-37, что может пролить свет на его физиологическое действие in vivo.

1. Bogdanov IV, Streltsova MA, Kovalenko EI, Sapozhnikov AM, Panteleev PV, Ovchinnikova TV 2023 Epithelial-Immune Cell Crosstalk Determines the Activation of Immune Cells In Vitro by the Human Cathelicidin LL-37 at Low Physiological Concentrations. Biomolecules 13 (9) 1316

Отдел «Учебно-научный центр» (Овчинникова Т.В.)

Иммуномодулирующее действие дефенсина гороха Psd1 в совместной культуре Caco-2/иммунные клетки при инфекции Candida albicans

Кандидоз — одно из наиболее распространенных грибковых заболеваний, которое может представлять угрозу для жизни лиц с иммунодефицитом, особенно в диссеминированной форме. Не только грибковая инвазия, но и фатальное инфекционное воспаление являются частыми причинами системного кандидоза. В этом исследовании мы исследовали in vitro иммуномодулирующие свойства противогрибкового дефенсина Psd1 гороха при инфекции Candida albicans. Используя ПЦР в реальном времени, было показано, что Psd1 ингибирует снижение антимикробного пептида HBD-2 и провоспалительных цитокинов IL-1 и IL-8 на уровне мРНК в эпителиальных клетках, вызванное инфекцией C. albicans. Используя совместную культуру Caco-2 и иммунных клеток для заражения грибком C. albicans и мультиплексный анализ xMAP, мы показали, что этот патогенный микроорганизм индуцирует выраженный защитный ответ хозяина, однако цитокиновый ответ был разным в присутствии дендритных клеток и моноцитов. Мы обнаружили, что Psd1 в низкой концентрации (2 мкМ) оказывает выраженное иммуномодулирующее действие в совместной культуре Caco-2/иммунные клетки при грибковой инфекции. Таким образом, было предположено, что дефенсин Psd1 гороха может быть эффективным средством при лечении кандидоза не только благодаря его противогрибковой активности, но и благодаря его способности модулировать защитный иммунный ответ при заражении.

1. Bogdanov IV, Fateeva SI, Voropaev AD, Ovchinnikova TV, Finkina EI 2023 Immunomodulatory Effects of the Pea Defensin Psd1 in the Caco-2/Immune Cells Co-Culture upon Candida albicans Infection. Int J Mol Sci 24 (9)

,

Лаборатория химии липидов (Водовозова Е.Л.)

Исследование связывания и транспорта лигандов липид-транспортирующим белком чечевицы Lc-LTP2: роль Lys61 и Lys81, расположенных на противоположных входах в гидрофобную полость

Липид-транспортирующие белки (LTP) реализуют свои функции в растениях благодаря способности связывать и транспортируют различные лиганды. Структуры многих LTP были изучены, однако механизмы связывания и транспорта лигандов до сих пор до конца не исследованы. В данной работе мы изучили роль в этих процессах Lys61 и Lys81, расположенных вблизи «верхнего» и «нижнего» входов в гидрофобную полость Lc-LTP2 чечевицы, соответственно. С помощью сайт-направленного мутагенеза мы показали, что оба аминокислотных остатка играют ключевую роль в связывании липидов с белком. В экспериментах с липосомами, нагруженными кальцеином, мы продемонстрировали, что оба вышеупомянутых остатка лизина участвуют во взаимодействии белка с модельными мембранами. По данным флуоресцентной спектроскопии и смещения зонда ТНС, оба аминокислотных остатка необходимы для способности белка переносить липиды между мембранами. Таким образом, мы предположили, что основные аминокислотные остатки, расположенные у противоположных входов в гидрофобную полость Lc-LTP2 чечевицы, играют важную роль в исходном белок-лигандном взаимодействии как в растворе, так и во взаимодействии с мембраной.

1. Melnikova DN, Bogdanov IV, Potapov AE, Alekseeva AS, Finkina EI, Ovchinnikova TV 2023 Molecular Insight into Ligand Binding and Transport by the Lentil Lipid Transfer Protein Lc-LTP2: The Role of Basic Amino Acid Residues at Opposite Entrances to the Hydrophobic Cavity. Biomolecules 13 (12) 1699

Отдел функционирования живых систем

Отдел функционирования живых систем (Донцова О.А.)

Амфипатические фотогенераторы синглетного кислорода обладают противовирусной активностью широкого спектра

Амфипатические нуклеозидные и ненуклеозидные производные пентациклического ароматического углеводорода перилена известны как мощные нецитотоксичные противовирусные препараты широкого спектра действия. Были синтезированы и изучены 3-метил-5-(перилен-3-илэтинил)-урацил-1-уксусная кислота и её амиды, периленилэтинилфенолы, была осуществлена модификация липофильной части молекулы путём введения 4-, 8- и 12-углеродных алкилов в положение 9(10) остатка перилена. Соединения демонстрируют выраженную (от наномолярной до микромолярной) активность in vitro против вируса клещевого энцефалита (TBEV), вируса желтой лихорадки (YFV), вируса чикунгунья (CHIKV), коронавируса 2, связанного с тяжёлым острым респираторным синдромом (SARS-CoV-2), вируса гриппа А (IAV), вируса герпеса типа 1 (HSV-1), вируса инфекционного перитонита кошек (FIPV), вируса везикулярного стоматита (VSV). Уникальное сочетание формы, обеспечивающей сродство к липидному бислою, и способности генерировать синглетный кислород делает перилен высокоэффективным скаффолдом против оболочечных вирусов. Противовирусная активность является светозависимой. Кроме того, эти соединения проявляют незначительную цитотоксичность, что подчеркивает их значительный потенциал для дальнейшего изучения точного механизма противовирусного действия, а также более широкие возможности и ограничения данного класса соединений. Результаты, полученные с алкилированными периленами, свидетельствуют о том, что производные с короткой алкильной цепью (бутил) обладают сильной противовирусной активностью, в то время как введение более длинных алкильных заместителей (n = 8 и 12) в периленэтинильный каркас приводит к резкому снижению противовирусной активности. Это явление, вероятно, связано с повышением липофильности соединений и их способностью образовывать нерастворимые агрегаты. Кроме того, молекулярно-динамические исследования показали, что алкилированные производные перилена располагаются преимущественно ближе к середине бислоя по сравнению с неалкилированными производными. Предсказанная вероятность поверхностного расположения коррелирует с противовирусной активностью, что позволяет предположить, что генерация синглетного кислорода происходит в приповерхностном слое мембраны, где периленовая группа более доступна для растворенного кислорода.

Устинов А.В., Коршун В.А., Никитин Т.Д., Красильников М.С., Мариевская К.А., Михновец И.Э., Брылёв В.А., Сапожникова К.А., Житлов М.Ю., Гуляк Е.Л. (Лаборатория молекулярного дизайна и синтеза), Алфёрова В.А. (Лаборатория антибиотикорезистентности), Чистов А.А., Аралов А.В. (Группа молекулярных инструментов для исследования живых систем), Панина И.С. (Группа анализа структуры мембранных белков in silico), Ефремов Р.Г. (Лаборатория моделирования биомолекулярных систем), Чумаков С.П. (Лаборатория молекулярной иммунологии), Кутяков С.В. (Лаборатория молекулярной тераностики), совместно с МГУ (биологический и химический факультеты), Федеральным научным центром исследований и разработки иммунобиологических препаратов им. М.П. Чумакова РАН (Институт полиомиелита), Научно-исследовательским институтом гриппа им. А.А.Смородинцева (Санкт-Петербург), Ветеринарным исследовательским институтом (Брно, Чехия), Масариковым университетом (Брно, Чехия), Центром биологии Чешской академии наук (Ческе-Будеёвице, Чехия).

1. Mikhnovets IE, Holoubek J, Panina IS, Kotouček J, Gvozdev DA, Chumakov SP, Krasilnikov MS, Zhitlov MY, Gulyak EL, Chistov AA, Nikitin TD, Korshun VA, Efremov RG, Alferova VA, Růžek D, Eyer L, Ustinov AV 2023 Alkyl Derivatives of Perylene Photosensitizing Antivirals: Towards Understanding the Influence of Lipophilicity. Int J Mol Sci 24 (22) 16483
  2. Mariewskaya KA, Gvozdev DA, Chistov AA, Straková P, Huvarová I, Svoboda P, Kotouček J, Ivanov NM, Krasilnikov MS, Zhitlov MY, Pak AM, Mikhnovets IE, Nikitin TD, Korshun VA, Alferova VA, Mašek J, Růžek D, Eyer L, Ustinov AV 2023 Membrane-Targeting Perylenylethynylphenols Inactivate Medically Important Coronaviruses via the Singlet Oxygen Photogeneration Mechanism. Molecules 28 (17) 6278
  3. Straková P, Bednář P, Kotouček J, Holoubek J, Fořtová A, Svoboda P, Štefánik M, Huvarová I, Šimečková P, Mašek J, Gvozdev DA, Mikhnovets IE, Chistov AA, Nikitin TD, Krasilnikov MS, Ustinov AV, Alferova VA, Korshun VA, Růžek D, Eyer L 2023 Antiviral Activity of Singlet Oxygen-Photogenerating Perylene Compounds Against SARS-CoV-2: Interaction with the Viral Envelope and Photodynamic Virion Inactivation. Virus Res 334 199158
  4. Chistov AA, Chumakov SP, Mikhnovets IE, Nikitin TD, Slesarchuk NA, Uvarova VI, Rubekina AA, Nikolaeva YV, Radchenko EV, Khvatov EV, Orlov AA, Frolenko VS, Sukhorukov MV, Kolpakova ES, Shustova EY, Galochkina AV, Streshnev PP, Osipov EM, Sapozhnikova KA, Moiseenko AV, Brylev VA, Proskurin GV, Dokukin YS, Kutyakov SV, Aralov AV, Korshun VA, Strelkov SV, Palyulin VA, Ishmukhametov AA, Shirshin EA, Osolodkin DI, Shtro AA, Kozlovskaya LI, Alferova VA, Ustinov AV 2023 5-(Perylen-3-ylethynyl)uracil as an antiviral scaffold: Potent suppression of enveloped virus reproduction by 3-methyl derivatives in vitro. Antiviral Res 209 105508

Лаборатория биокатализа (Габибов А.Г.)

CAR-тропные внеклеточные везикулы несут опухолеассоциированные антигены и модулируют функциональность CAR-Т-клеток

Внеклеточные везикулы опухолевого происхождения (EV) вносят активный вклад в метастазирование и иммуносупрессию в микроокружении опухоли. По крайней мере, некоторые из EV несут поверхностные молекулы опухоли, такие как опухолеассоциированные антигены (ТАА) и/или ингибиторы контрольных точек, и потенциально могут взаимодействовать с Т-клетками или CAR-Т-клетками. При контакте с Т-клетками EV могут изменить их фенотип и функции, запуская передачу сигналов через TCR или CAR. Мы предполагаем, что EV, обладающие ТАА на поверхности, вероятно, будут взаимодействовать с Т-клетками CAR, которые могут распознавать и связывать соответствующие ТАА. Это взаимодействие между EV и CAR T-клетками может изменить результат иммунотерапии рака на основе CAR T, поскольку оно должно влиять на CAR T-клетки. Кроме того, EV могут служить адъювантами и антигенными компонентами противоопухолевых вакцин. Были получены EV из линии клеток-предшественников лейкоза В-клеток (pre-B ALL) Nalm-6 и продемонстрировано, что распознавание и связывание CD19+ EV с Т-клетками CD19-CAR сильно зависит от присутствия антигена CD19. CD19+EV индуцируют секрецию провоспалительных цитокинов (IL-2 и IFN-y) и усиливают транскрипцию генов, связанных с активацией (IFNG, IFNGR1, FASLG, IL2) в Т-клетках CD19-CAR. Суперсемейство рецепторов фактора некроза опухоли (TNFRSF4 и TNFRSF9) и маркеры истощения Т-клеток (CTLA4, LAG3, TIM3 и PDCD1LG2) также активировались в Т-клетках CD19-CAR после инкубации с CD19+EV. Длительное культивирование CD19+ или PD-L1+EV с CD19-CAR Т-клетками приводило к усилению терминальной дифференцировки и функциональному истощению в соответствии с повышенной экспрессией PD-1, TIGIT, CD57. Таким образом, наши результаты показывают, что хроническое воздействие CD19+EV на CD19-CAR Т-клетки опосредует активацию и системное истощение антигенспецифическим образом, и этот негативный эффект сопровождается нарушением цитотоксической активности in vitro.

1. Ukrainskaya VM, Musatova OE, Volkov DV, Osipova DS, Pershin DS, Moysenovich AM, Evtushenko EG, Kulakovskaya EA, Maksimov EG, Zhang H, Rubtsov YP, Maschan MA, Stepanov AV, Gabibov AG 2023 CAR-tropic extracellular vesicles carry tumor-associated antigens and modulate CAR T cell functionality. Sci Rep 13 (1) 463

Лаборатория молекулярной иммунологии (Деев С.М.)

1. Mariewskaya KA, Krasilnikov MS, Korshun VA, Ustinov AV, Alferova VA 2023 Near-Infrared Dyes: Towards Broad-Spectrum Antivirals. Int J Mol Sci 24 (1) 188
  2. Chistov AA, Chumakov SP, Mikhnovets IE, Nikitin TD, Slesarchuk NA, Uvarova VI, Rubekina AA, Nikolaeva YV, Radchenko EV, Khvatov EV, Orlov AA, Frolenko VS, Sukhorukov MV, Kolpakova ES, Shustova EY, Galochkina AV, Streshnev PP, Osipov EM, Sapozhnikova KA, Moiseenko AV, Brylev VA, Proskurin GV, Dokukin YS, Kutyakov SV, Aralov AV, Korshun VA, Strelkov SV, Palyulin VA, Ishmukhametov AA, Shirshin EA, Osolodkin DI, Shtro AA, Kozlovskaya LI, Alferova VA, Ustinov AV 2023 5-(Perylen-3-ylethynyl)uracil as an antiviral scaffold: Potent suppression of enveloped virus reproduction by 3-methyl derivatives in vitro. Antiviral Res 209 105508
  3. Mikhnovets IE, Holoubek J, Panina IS, Kotouček J, Gvozdev DA, Chumakov SP, Krasilnikov MS, Zhitlov MY, Gulyak EL, Chistov AA, Nikitin TD, Korshun VA, Efremov RG, Alferova VA, Růžek D, Eyer L, Ustinov AV 2023 Alkyl Derivatives of Perylene Photosensitizing Antivirals: Towards Understanding the Influence of Lipophilicity. Int J Mol Sci 24 (22) 16483
  4. Mariewskaya KA, Gvozdev DA, Chistov AA, Straková P, Huvarová I, Svoboda P, Kotouček J, Ivanov NM, Krasilnikov MS, Zhitlov MY, Pak AM, Mikhnovets IE, Nikitin TD, Korshun VA, Alferova VA, Mašek J, Růžek D, Eyer L, Ustinov AV 2023 Membrane-Targeting Perylenylethynylphenols Inactivate Medically Important Coronaviruses via the Singlet Oxygen Photogeneration Mechanism. Molecules 28 (17) 6278
  5. Straková P, Bednář P, Kotouček J, Holoubek J, Fořtová A, Svoboda P, Štefánik M, Huvarová I, Šimečková P, Mašek J, Gvozdev DA, Mikhnovets IE, Chistov AA, Nikitin TD, Krasilnikov MS, Ustinov AV, Alferova VA, Korshun VA, Růžek D, Eyer L 2023 Antiviral Activity of Singlet Oxygen-Photogenerating Perylene Compounds Against SARS-CoV-2: Interaction with the Viral Envelope and Photodynamic Virion Inactivation. Virus Res 334 199158

,

Отдел молекулярной биологии и биотехнологии растений (Завриев С.К.)

,

Группа молекулярных инструментов для исследования живых систем (Аралов А.В.)

Сайт-специфическая модификация антител с помощью оксимного лигирования: флуоресцентные и цитотокcические иммуноконъюгаты

Антитела и их производные (scFv, Fabs и др.) представляют собой уникальный класс биомолекул, сочетающих селективность и способность к адресной доставке лекарств. В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений в этой области является разработка молекулярных диагностических средств и терапевтических агентов на основе антител, т.е. флуоресцентных конъюгатов и конъюгатов антитело-лекарство (ADC, antibody drug-conjugate). Чтобы решить эту задачу, необходимо совершенствовать методы модификации антител. Одной из перспективных стратегией является введение в антитело карбонильных групп, которые далее модифицируются с помощью биортогональной реакции. Мы провели систематический обзор литературы и обобщили методы получения карбонилсодержащих антител, их особенности, достоинства и недостатки. Также мы обобщили существующие на сегодняшний день способы модификации антител по карбонильным группам и области применения подобных конъюгатов.

Флуоресцентные антитела являются важным инструментом для молекулярной биологии и клинической диагностики. Наиболее распространенный способ их получения – модификация остатков лизина и цистеина. Этот метод приводит к высокой гетерогенности получаемых конъюгатов, а также может приводить к снижению аффинности меченых антител в случае, если модификация затрагивает участок связывания антигена. Вероятность этого возрастает с увеличением степени мечения. В нашей работе мы предложили методику синтеза сайт-специфических конъюгатов антитело-краситель с высокой степенью мечения без потери аффинности. Для осуществления этого были синтезированы два разветвленных триазидных линкера на основе оксиамина, которые затем использовались для оксимного лигирования по карбонилам окисленного периодатом моноклонального антитела к опухолевому антигену PRAME. В качестве контроля использовали два линейных моноазидных линкера на основе оксиамина аналогичной структуры. Далее эти антитела, меченые азидными линкерами, были конъюгированы с флуоресцентными красителями с помощью реакции безмедного клика (SPAAC). По сравнению с аналогами, полученными с использованием линейных линкеров, разветвленные конъюгаты обладали более высокой степенью мечения без потери сродства к антигену. Полезность методики была продемонстрирована на примере обнаружения белка PRAME на поверхности клетки методом проточной цитометрии.

Далее этот подход был применен к созданию терапевтических конъюгатов антитело-лекарство. В результате мы получили универсальный метод получения таких конъюгатов антител, применимый к любому антителу без использования генной инженерии. Также, как и для флуоресцентных антител, подход заключается в использовании периодатного окисления гликанов антитела с последующим мечением оксиаминовым линкером с азидом в качестве биоортогональной функциональной группы и катализируемым медью(I) алкин-азидным циклоприсоединением для конъюгации с цитотоксическим препаратом MMAE (monomethyl auristatin E). Введение в линкер флуоресцентных цианиновых красителей позволило определить соотношение препарата и антитела, т.е. степень мечения конъюгата. Полученный конъюгат продемонстрировал активность против PRAME-экспрессирующей раковой клеточной линии in vitro. Это первый пример конъюгата антитело-лекарство, нацеленного на PRAME.

1. Sapozhnikova KA, Gulyak EL, Brylev VA, Misyurin VA, Oreshkov SD, Alexeeva AV, Ryazantsev DY, Simonova MA, Ryabukhina EV, Popova GP, Tikhonova NA, Lyzhko NA, Barmashov AE, Misyurin AV, Ustinov AV, Alferova VA, Korshun VA 2023 Aminooxy Click Modification of a Periodate-Oxidized Immunoglobulin G: A General Approach to Antibody–Drug Conjugates with Dye-Mediated Expeditious Stoichiometry Control. Int J Mol Sci 24 (6) 5134
  2. Sapozhnikova KA, Gulyak EL, Misyurin VA, Simonova MA, Ryabukhina EV, Alexeeva AV, Tikhonova NA, Lyzhko NA, Popova GP, Misyurin AV, Ustinov AV, Korshun VA, Alferova VA, Ryazantsev DY, Brylev VA 2023 Branched Linkers for Site-Specific Fluorescent Labeling of Antibodies. Molecules 28 (1) 425
  3. Gulyak EL, Alferova VA, Korshun VA, Sapozhnikova KA 2023 Introduction of Carbonyl Groups into Antibodies. Molecules 28 (23) 7890

Лаборатория антибиотикорезистентности (Терехов С.С.)

Систематизация современных подходов к поиску и изучению механизма природных антибиотиков

Распространение антибиотикорезистентных штаммов патогенных микроорганизмов создает острую потребность в новых препаратах, особенно имеющих оригинальный механизм действия. Природные соединения являются перспективным источником таких молекул, однако проблема переоткрытия известных соединений при исследовании вторичных метаболитов микроорганизмов стоит очень остро. Был проведен систематический анализ литературы и обобщены современные подходы к скринингу штаммов-продуцентов, оценены достигнутые с их помощью результаты и выявлены ключевые направления дальнейшего развития области. Следует отметить, что классическая Ваксмановская платформа поиска антибиотиков по-прежнему лежит в основе современных подходов, однако на текущем уровне техники возможно существенное повышение ее производительности и эффективности на всех этапах исследования. Особенное значение как для поиска новых антибиотиков, так и для изучения уже известных антимикробных препаратов имеет детальное понимание их молекулярного механизма действия. С развитием как технической базы, так и методов обработки данных и изображений, многие физико-химические методы стали применятся для различения тонких фенотипических различий бактерий при воздействии антибиотиков, а также в результате развития резистентности к ним. Были обобщены последние достижения в области исследования чувствительности к антибиотикам с помощью различных сенсорных систем. Многие методы, успешно применяемые для исследования механизмов действия антибиотиков, имеют большой потенциал для адаптации к изучению антибиотикорезистентности.

1. Baranova AA, Tyurin AP, Korshun VA, Alferova VA 2023 Sensing of Antibiotic–Bacteria Interactions. Antibiotics (Basel) 12 (8) 1340
  2. Baranova AA, Alferova VA, Korshun VA, Tyurin AP 2023 Modern Trends in Natural Antibiotic Discovery. Life (Basel) 13 (5) 1073

Лаборатория молекулярной вирусологии (Рубцов Ю.П.)

Лаборатория молекулярной онкологии (Донцова О.А.)

Человеческий ядрышковый белок SURF6/RRP14 участвует в ранних этапах процессинга пре-рРНК

Биогенез рибосом требует строго контролируемой транскрипции и процессинга пре-рРНК, которая включает рибосомальные РНК, образующие ядро ​​больших и малых рибосомальных субъединиц. Ранние этапы процессинга пре-рРНК и сборки рибосомальных субъединиц требуют большого набора белков, которые осуществляют сворачивание и нуклеолитическое расщепление пре-рРНК в ядрышках. Структура и функции белков, участвующих в процессинге пре-рРНК, подробно изучены у почкующихся дрожжей S. cerevisiae. Функциональная характеристика их человеческих гомологов осложняется сложностью рибосом млекопитающих и повышенным количеством белковых факторов, участвующих в биогенезе рибосом. Было показано, что гомологи ядрышкового белка человека SURF6 из дрожжей и мыши, Rrp14 и Surf6, соответственно, участвуют в ранних стадиях процессинга пре-рРНК. Rrp14 работает как шаперон РНК в комплексе с белками Ssf1 и Rrp15. Нокдаун и сверхэкспрессия SURF6 человека были использованы для выяснения роли SURF6 на ранних этапах процессинга пре-рРНК в клеточных линиях человека HeLa и HTC116. Анализируя содержание предшественников рРНК в клетках со сниженным уровнем или сверхэкспрессией SURF6, мы продемонстрировали, что SURF6 человека участвует в созревании рРНК как из малых, так и из больших рибосомальных субъединиц. Изменения уровня SURF6, вызванные нокдауном или сверхэкспрессией белка, не приводят к гибели клеток HeLa в отличие от мышиных эмбриональных фибробластов, но существенно изменяют распределение клеток по фазам клеточного цикла. Нокдаун SURF6 как в раковых клетках человека HCT116 с нормальным уровнем p53, так и с дефицитом p53 приводит к удлинению фазы G0/G1 и укорочению фазы G2/M. Этот удивительный результат предполагает независимость p53 от эффектов SURF6 на клеточный цикл и возможные множественные функции SURF6. Наши данные указывают на переход с пути 1 на путь 2 биогенеза рРНК, вызванный нокдауном SURF6 и его вероятную связь с сигнальными каскадами, индуцируемыми антионкогеном p53.

Моралева А.А., Доброчаева К.Л., Рубцов Ю.П. (Лаборатория молекулярной вирусологии); Дерябин А.С., Рубцова М.П., Донцова О.А. (Лаборатория молекулярной онкологии

1. Moraleva A, Deryabin A, Kordyukova M, Polzikov M, Shishova K, Dobrochaeva K, Rubtsov Y, Rubtsova M, Dontsova O, Zatsepina O 2023 Human nucleolar protein SURF6/RRP14 participates in early steps of pre-rRNA processing. PLoS One 18 (7) e0285833

Лаборатория мембранных и биоэнергетических систем (Шахпаронов М.И.)

PTEN регулирует экспрессию своего псевдогена по механизму, зависимому от метилирования ДНК.

Дисфункция опухолевого супрессора PTEN задействована в патогенезе многих онкологических заболеваний. Помимо гена PTEN, человек и некоторые приматы обладают процессированным псевдогеном PTEN (PTENP1), который транскрибируется с образованием длинной некодирующей РНК lncPTENP1-S. Данный транскрипт выполняет онкосупрессорные функции при многих видах рака. Регуляция и функции PTEN и PTENP1 тесно взаимосвязаны, однако точный молекулярный механизм влияния этих двух генов друг на друга остается неясным. Мы обнаружили, что метилирование ДНК увеличивает экспрессию lncPTENP1-S в присутствии белка PTEN дикого типа, но снижает экспрессию lncPTENP1-S, если функциональный белок PTEN отсутствует. Дальнейшие эксперименты показали, что белок PTEN связывается с областью промотора псевдогена PTENP1 и ингибирует экспрессию lncPTENP1-S, если псевдоген не метилирован. Таким образом, был продемонстрирован механизм регуляции транскрипции lncPTENP1-S, основанный на метилировании CpG-островка псевдогена PTENP1 и активности белка PTEN.

1. Kovalenko TF, Yadav B, Anufrieva KS, Larionova TD, Aksinina TE, Latyshev YA, Bastola S, Shakhparonov MI, Pandey AK, Pavlyukov MS 2023 PTEN regulates expression of its pseudogene in glioblastoma cells in DNA methylation-dependent manner. Biochimie

Группа молекулярных инструментов для исследования живых систем (Аралов А.В.)

,

Лаборатория регуляторной транскриптомики (Ажикина Т.Л.)

Лаборатория лиганд-рецепторных взаимодействий (Кашеверов И.Е.)

Платформа на основе аптамера Манго позволяет отслеживать малую некодирующую РНК микобактерий в инфицированных макрофагах

Прогресс в исследованиях метаболизма, транспорта и функций РНК во многом зависит от систем молекулярной визуализации, в том числе включающих флуорогенный краситель и активирующую флуоресценцию метку на основе аптамера. Аптамеры семейства Манго, содержащие РНК G-квадруплекс и стабилизированные дуплексным/шпилечным каркасом, активируют флуоресценцию зеленого красителя TO1-биотин и выглядят перспективными для отслеживания внутриклеточных РНК. Мы разработали новую платформу на основе аптамера Манго для визуализации РНК в живых клетках. Ее ключевыми преимуществами являются возможность регулирования флуоресцентных свойств и применимость для визуализации небольших молекул РНК, требующих минимального размера метки. Первое преимущество обусловлено расширенной палитрой флуорогенных красителей, а второе - укороченным дуплексным каркасом. Пригодность разработанной платформы продемонстрирована на примере мечения малой некодирующей РНК Mycobacterium Tuberculosis. Система позволила визуализировать РНК в бактериях и инфицированных бактериями макрофагах.

1. Bychenko OS, Khrulev AA, Svetlova JI, Tsvetkov VB, Kamzeeva PN, Skvortsova YV, Tupertsev BS, Ivanov IA, Aseev LV, Khodarovich YM, Belyaev ES, Kozlovskaya LI, Zatsepin TS, Azhikina TL, Varizhuk AM, Aralov AV 2023 Red light-emitting short Mango-based system enables tracking a mycobacterial small noncoding RNA in infected macrophages. Nucleic Acids Res 51 (6) 2586–2601

Роль eIF4G2 в инициации в кэп-зависимой трансляции мРНК человека

Открытые рамки считывания upstream ORF являются особенностью эукариотических мРНК. Они регулируют трансляцию ORF различными способами: (1) отфильтровывают сканирующие рибосомы, или (2) позволяют инициировать нижестоящую трансляцию посредством сканирования или повторной инициации.

Установлено, что фактор элонгации eIF4G2участвует в сохранении трансляцию ORF, однако не существует доказательств об участии eIF4G2 в сканировании или повторной инициации трансляции.

Мы исследовали уникальную мРНК человека, которая кодирует два высококонсервативных белка (POLGARF с неизвестной функцией и POLG, каталитическую субъединицу митохондриальной ДНК-полимеразы) в перекрывающихся рамках считывания ниже регуляторной upstream ORF. Мы показываем, что upstream ORF обеспечивает трансляцию мРНК как POLGARF, так и POLG, зависящую от eIF4G2. Механически eIF4G2 усиливает как утечку сканирования, так и повторную инициацию, и, по-видимому, рибосомы могут приобретать eIF4G2 на ранних стадиях повторной инициации. Это подчеркивает роль eIF4G2 как многофункционального защитника сканирования, который заменяет eIF4G1 и облегчает движение рибосом, но не прикрепление рибосом к мРНК.

На рисунке представлена предполагаемая роль eIF4G2 в кэп-зависимой трансляции мРНК с помощью uORF. (А) Начальные этапы инициации трансляции происходят в соответствии с общепринятым механизмом Козака. (B) Роль eIF4G2 в утечке сканирования связана с частичной потерей eIF4G1, вызванной столкновениями сканирующего комплекса и рибосомы 80S внутри uORF. Благодаря взаимодействию с eIF4E eIF4G1 возвращается к m7G-кэпу, и роль геликазы затем берет на себя комплекс eIF4G2-eIF4A, тем самым обеспечивая утечку сканирования. (C) eIF4G2 также может способствовать повторной инициации на той же мРНК. eIF4G2 помогает посттерминирующей 80S рибосоме возобновить сканирование и, таким образом, способствует повторной инициации.

1. Shestakova ED, Tumbinsky RS, Andreev DE, Rozov FN, Shatsky IN, Terenin IM 2023 The Roles of eIF4G2 in Leaky Scanning and Reinitiation on the Human Dual-Coding POLG mRNA. Int J Mol Sci 24 (24) 17149

Отдел метаболизма и редокс-биологии

Группа редокс-биологии (Подгорный О.В.)

,

Лаборатория молекулярных технологий (Белоусов В.В.)

Хемогенетическое симулирование внутриклеточного окислительного стресса «стирает» память нервных клеток.

Возрастная деменция и спорадические формы нейродегенеративных заболеваний, связанных со старением, таких, как болезнь Альцгеймера и болезнь Паркинсона, всегда сопровождаются окислительным стрессом нервных клеток. Однако, до сих пор нет ответа на ключевой вопрос – является ли окислительный стресс причиной этих нейропатологий или оказывается лишь явлением, возникшим на фоне заболевания. С помощью хемогенетического инструмента для продукции внутриклеточного пероксида водорода мы на уровне отдельных нейронов показали, что окислительный стресс снижает долговременную потенциацию, являющуюся одной из форм синаптической пластичности. Полученные нами результаты вероятно объяснят механизм возрастной деменции в отсутствие явной нейродегенерации.

1. Kalinichenko AL, Jappy D, Solius GM, Maltsev DI, Bogdanova YA, Mukhametshina LF, Sokolov RA, Moshchenko AA, Shaydurov VA, Rozov AV, Podgorny OV, Belousov VV 2023 Chemogenetic emulation of intraneuronal oxidative stress affects synaptic plasticity. Redox Biol 60 102604

Группа метаболических основ патологии (Билан Д.С.)

,

Отдел биоматериалов и бионанотехнологий (Олейников В.А.)

,

Отдел метаболизма и редокс-биологии (Белоусов В.В.)

Гипергликемия усугубляет последствия ишемического инсульта не через генерацию пероксида водорода (Н2О2)

Сахарный диабет является одним из значимых факторов риска ишемического инсульта головного мозга. Гипергликемия усугубляет патогенез инсульта, приводя к более обширному поражению нервной ткани. Логично предположить, что более масштабные повреждения ткани при ишемии должны как-то коррелировать со степенью выраженности окислительного стресса. H2O2 является важным, но не единственным представителем активных форм кислорода, участвующим в формировании окислительного повреждения. Мы впервые зарегистрировали динамику H2O2 в режиме реального времени в тканях головного мозга крыс при развитии ишемического инсульта в условиях гипергликемии. Для этого мы использовали высокочувствительный биосенсор HyPer7 и технологию оптоволоконного интерфейса. Мы показали, что высокий гликемический статус не влияет на генерацию H2O2 в ишемическом очаге ткани, однако при этом существенно усугубляет последствия патогенеза. Также впервые с помощью метода Рамановской микроспектроскопии мы показали, как резкое повышение уровня глюкозы в крови увеличивает относительное количество восстановленных цитохромов в митохондриальной электрон-транспортной цепи в нейронах у бодрствующих мышей.

1. Kotova DA, Ivanova AD, Pochechuev MS, Kelmanson IV, Khramova YV, Tiaglik A, Sudoplatov MA, Trifonova AP, Fedotova A, Morozova K, Katrukha VA, Sergeeva AD, Raevskii RI, Pestriakova MP, Solotenkov MA, Stepanov EA, Tsopina AS, Moshchenko AA, Shestopalova M, Zalygin A, Fedotov IV, Fedotov AB, Oleinikov V, Belousov VV, Semyanov A, Brazhe N, Zheltikov AM, Bilan DS 2023 Hyperglycemia exacerbates ischemic stroke not through increased generation of hydrogen peroxide. J Free Radic Biol Med 208 153–164

Группа метаболических основ патологии (Билан Д.С.)

Группа редокс-нейробиологии (Браже Н.А.)

Редокс-различия неонатальных и зрелых кардиомиоцитов в условиях гипоксии

Известный факт, что окислительный стресс играет ключевую роль в патогенезе ишемической болезни сердца. Однако редокс-механизмы, которые лежат в основе этого процесса, до конца не изучены. Мы исследовали редокс-состояние неонатальных и зрелых кардиомиоцитов крыс в условиях гипоксии. С помощью высокочувствительного биосенсора HyPer7 мы обнаружили, что гипоксия вызывает увеличение продукции H2O2 в зрелых кардиомиоцитах, тогда как в неонатальных клетках наоборот наблюдается снижение базового уровня H2O2 при тех же условиях. Это наблюдение коррелирует с нашими другими данными, полученными с помощью Рамановской спектроскопии, которые демонстрируют выраженную разницу в свойствах митохондриальной электрон-транспортной цепи зрелых и неонатальных клеток. Например, в зрелых кардиомиоцитах при гипоксии значительно увеличивается загрузка дыхательной цепи электронами, тогда как в неонатальных клетках такой эффект не наблюдается. При гипоксии в зрелых кардиомиоцитах значительно повышаются уровни тропонина Т, миоглобина и глицеральдегид-3-фосфатдегидрогеназы, причем в неонатальных клетках уровни этих белков не только не изменяются, но изначально отличаются меньшими значениями. С помощью биосенсора SypHer3s мы также оценили динамику рН. Примечательно, что оба типа клеток в условиях гипоксии демонстрируют выраженное снижение рН. Таким образом, ацидоз является более универсальным клеточным ответом на снижение кислорода.

1. Ivanova AD, Kotova DA, Khramova YV, Morozova KI, Serebryanaya DV, Bochkova ZV, Sergeeva AD, Panova AS, Katrukha IA, Moshchenko AA, Oleinikov VA, Semyanov AV, Belousov VV, Katrukha AG, Brazhe N, Bilan DS 2023 Redox differences between rat neonatal and adult cardiomyocytes under hypoxia. J Free Radic Biol Med

Отдел биотехнологии

Лаборатория биофармацевтических технологий (Есипов Р.С.)

Исследование гепарин-индуцированных структурных изменений фактора роста эндотелия сосудов VEGF165

Фактор роста эндотелия сосудов-А (VEGF-A) является критическим регулятором ангиогенеза в норме и при патологии. Мы изучили гепарин-индуцируемое изменение структурных и физико-химических свойств рекомбинантного человеческого VEGF165 (rhVEGF165). Методами химического сшивания (с использованием глутаральдегида) и динамического светорассеяния исследовано взаимодействие гепарина с rhVEGF165. Показано, что связывание этих молекул друг с другом приводит к увеличению гидрофобной поверхности rhVEGF165 и увеличению его способности к олигомеризации/агрегации. При помощи методов структурной биоинформатики (в т.ч. молекулярного докинга) была смоделирована полная структура димера VEGF165 и предложен молекулярный механизм, лежащий в основе функционирования гепарин-связанного VEGF165. Дальнейшие исследования гепарин-индуцируемых процессов с участием VEGF-A могут иметь практическое применение для производства новых биоматериалов с хорошо изученными и контролируемыми свойствами для их применения в терапии регенерации тканей.

1. Nemashkalova EL, Shevelyova MP, Machulin AV, Lykoshin DD, Esipov RS, Deryusheva EI 2023 Heparin-Induced Changes of Vascular Endothelial Growth Factor (VEGF165) Structure. Biomolecules 13 (1) 98

Лаборатория биосинтеза низкомолекулярных физиологически активных соединений (Константинова И.Д.)

,

Лаборатория биофармацевтических технологий (Есипов Р.С.)

Исследование аномалии в спектрах ЯМР N6-замещенных 2-хлораденозинов: решение загадки

При исследовании спектров ЯМР N6-замещенных 2-хлораденозинов обнаружена вторая структурная форма, составляющая до 30% от основной. Ранее этот факт фиксировали для подобных нуклеозидов, но природа возникновения этой формы не была до конца изучена. Выдвигались предположения об образовании иминоформы или некой затрудненной конформации вращения, но конкретной структуры предложено не было. Наша гипотеза предполагает, что наличие мини-формы обусловлено затрудненным вращением, вызванным образованием ранее не описанной нестандартной внутримолекулярной водородной связи между атомом N7 пурина и протоном N6CH заместителя. Наша концепция подтверждается наличием кросс-пика в спектре ЯМР 1H,15N-HMBC: от донора CH к акцептору N7, представленному в мини-форме, но не в основной форме.

Для подтверждения нашей гипотезы были синтезированы соединения, в которых отсутствует донор (CH) или акцептор (N7) водородной связи N6CH∙∙∙N7. Мини-форма отсутствовала в спектрах ЯМР этих соединений, что подтверждает предсказанную нами локализацию внутримолекулярной водородной связи.

1. Berzina MY, Eletskaya BZ, Kayushin AL, Dorofeeva EV, Lutonina OI, Fateev IV, Zhavoronkova ON, Bashorin AR, Arnautova AO, Smirnova OS, Antonov KV, Paramonov AS, Dubinnyi MA, Esipov RS, Miroshnikov AI, Konstantinova ID 2023 Intramolecular Hydrogen Bonding in N6-Substituted 2-Chloroadenosines: Evidence from NMR Spectroscopy. Int J Mol Sci 24 (11) 9697

Лаборатория инструментов для диагностики и терапии инфекционных заболеваний (Чернов А.С.)

Лаборатория инструментов для диагностики и терапии инфекционных заболеваний: Основные достижения за 2023 год

Выделен и охарактеризован бактериофаг Klebsiella K5, активный в отношении клинических изолятов K.pneumoniae с капсульным типом К21. Получена рекомбинантная деполимераза капсульного полисахарида фага К5, и исследована структура расщепления капсульного полисахарида под действием данного фермента. Подготовлен обзор научной литературы, посвященный молекулярным механизмам, вовлеченных в основные этапы регуляция теломеразы, и роли посттранскрипционных и посттрансляционных модификаций в биогенезе и функционировании теломеразы у дрожжей и позвоночных.

1. Lukianova AA, Shneider MM, Evseev PV, Egorov MV, Kasimova AA, Shpirt AM, Shashkov AS, Knirel YA, Kostryukova ES, Miroshnikov KA 2023 Depolymerisation of the Klebsiella pneumoniae Capsular Polysaccharide K21 by Klebsiella Phage K5. Int J Mol Sci 24 (24) 17288
  2. Shepelev N, Dontsova O, Rubtsova M 2023 Post-Transcriptional and Post-Translational Modifications in Telomerase Biogenesis and Recruitment to Telomeres. Int J Mol Sci 24 (5) 5027

Группа химии пептидов (Азев В.Н.)

Лаборатория биологических испытаний (Дьяченко И.А.)

Первые данные "активность-строение" для синтетических конструкций на основе амилоидогенного и интернализирующих пептидов

С целью поиска новых соединений обладающих антибактериальными свойствами осуществлен дизайн и химический синтез неприродных пептидных конструкций, представляющих собой конъюгаты интернализирующих (Tat, Antp) и амилоидогенных пептидов. Изучена биологическая активность ряда конструкций в отношении различных штаммов патогенных микроогранизмов. Значительная противомикробная активность по отношению к микроорганизмам P. aeruginosa, S. aureus, MRSA и E. coli проявлялась при наличии в структуре катионного пептида Tat. В тоже время, все изученные пептиды были активны по отношению к B. cereus.

1. Kravchenko SV, Domnin PA, Grishin SY, Vershinin NA, Gurina EV, Zakharova AA, Azev VN, Mustaeva LG, Gorbunova EY, Kobyakova MI, Surin AK, Fadeev RS, Ostroumova OS, Ermolaeva SA, Galzitskaya OV 2023 Enhancing the Antimicrobial Properties of Peptides through Cell-Penetrating Peptide Conjugation: A Comprehensive Assessment. Int J Mol Sci 24 (23) 16723

Группа молекулярной биотехнологии (Микулинская Г.В.)

Консервативный остаток триптофана L,D-пептидаз семейства M15: ключевой элемент в катализе

Биоинформатический анализ последовательностей ортологичных цинксодержащих пептидаз подсемейства М15_С выявил расположенный вблизи от активного центра строго консервативный остаток триптофана, не вовлеченный в формирование белкового кора. Сайт-направленный мутагенез этого остатка Trp114/109 на примере двух разных представителей семейства, l-аланоил-d-глутаматпептидаз бактериофагов Т5 (активируемый кальцием EndoT5) и RB49 (EndoRB49, лишенный ионной регуляции),а также дальнейший анализ 1H ЯМР спектров мутантов показали, что уменьшение объема остатка W→F→A влечет не только изменения в гидрофобном коре и активном центре, но и падение сродства к регуляторному Ca2+ у мутантов EndoT5. Неактивный мутант T5W114A лишен способности связывать субстрат. В целом, консервативный остаток Trp114/109 ввиду пространственных ограничений своей боковой цепи существенно влияет на формирование каталитически активной формы фермента и критически важен для катализа.

1. Mikoulinskaia GV, Prokhorov DA, Chernyshov SV, Sitnikova DS, Arakelian AG, Uversky VN 2023 Conservative Tryptophan Residue in the Vicinity of an Active Site of the M15 Family l,d-Peptidases: A Key Element in the Catalysis. Int J Mol Sci 24 (17)

Отдел биофотоники

Лаборатория генетически кодируемых молекулярных инструментов (Лукьянов К.А.)

Оптогенетика для сенсоров: флуоресцентное мечение эпигенетики гистонов "по требованию"

Генетически кодируемые флуоресцентные сенсоры могут нарушать физиологические процессы в живой клетке из-за своего постоянного присутствия и взаимодействия с соответствующими эндогенными мишенями. В данной работе было предложено новое решение данной проблемы на основе оптогенетической транслокации сенсора из компартмента, где мишень сенсора отсутствует, в целевой компартмент.

Эта стратегия была продемонстрирована на примере флуоресцентного сенсора эпигенетической модификации гистона H3K9me3. Созданные конструкции позволяли удерживать сенсор в цитозоле, избегая его взаимодействие с хроматином (левая панель). После освещения синим светом, сенсор транслоцировался в ядро и связывался с модифицированными гистонами (средняя панель). Светозависимая транслокация была полностью обратима – сенсор возвращался в цитозоль после прекращения облучения синим светом (правая панель).

1. Stepanov AI, Zhurlova PA, Shuvaeva AA, Sokolinskaya EL, Gurskaya NG, Lukyanov KA, Putlyaeva LV 2023 Optogenetics for sensors: On-demand fluorescent labeling of histone epigenetics. Biochem Biophys Res Commun 687 149174

Лаборатория генетически кодируемых молекулярных инструментов (Лукьянов К.А.)

Пространственная структура зеленого флуоресцентного белка BrUSLEE

Установлена кристаллическая пространственная структура (X-ray) яркого зеленого флуоресцентного белка BrUSLEE с временем жизни флуоресценции в экстремально коротком субнаносекундном диапазоне (FL~0.66 ns ). В микроскроскопии FLIM (fluorescence life time image microscopy) биомаркеры с разными FL используются для одновременной визуализации нескольких биообъектов в клетке.

Рис: Хромофор флуоресцентного белка BrUSLEE в ближайшем аминокислотном окружении.

1. Goryacheva E, Efremov R, Krylov N, Artemyev I, Bogdanov A, Mamontova A, Pletnev S, Pletneva N, Pletnev V 2023 Crystal Structure of Bright Fluorescent Protein BrUSLEE with Subnanosecond Fluorescence Lifetime; Electric and Dynamic Properties. Int J Mol Sci 24 (7) 6403

Пространственная структура FAB-фрагмента антитела к итерлейкину-2 человека

Рентгеноструктурным методом при разрешении 2.6 Å установлена пространственная структура FAB-фрагмента моноклонального антитела LNKB-2 к итерлейкину-2 человека (IL-2) в комплексе с антигенным нонапептидом. Антигенный пептид в спиральной форме располагается в полости, образованной гипервариабельными участками тяжелой и легкой цепей Fab-фрагмента и специфически связывается четырьмя Н-связями, одним солевым мостиком и гидрофобными взаимодействиями.

Рис: Пространственная (X-ray) структура FAB-фрагмента моноклонального антитела LNKB-2 к итерлейкину-2 человека (IL-2) с антигенным нонапептидом.

1. Goryacheva EA, Artemyev IV, Pletneva NV, Pletnev VZ 2023 Three-Dimensional Structure of Fab Fragment of Monoclonal Antibody LNKB-2 Complexed with Antigenic Nonaptide from Human Interleukin-2. Russ. J. Bioorganic Chem. 49 (1) 81–85

Лаборатория генетически кодируемых молекулярных инструментов (Лукьянов К.А.)

Пространственная структура флуоресцентного комплекса липокалина с хромофором.

Методом молекулярной механики установлена пространственная организация DiB3 – флуоресцентного нековалентного комплекса генно-инженерного варианта бактериального белка липокалина Blc с синтетическим GFP-подобным хромофором M739. По сравнению с кристаллической X-Ray структурой родственного комплекса DiB1, в структуре DiB3 установлено наличие альтернативного центра связывания хромофора М739.

Рис: Пространственная структура нековалентного флуоресцентного комплекса бактериального белка липокалина с хромофором (DiB3).

1. Goryacheva EA, Artemev IV, Arkhipova SF, Rossokhin AV, Gilvanov AR, Pletnev VZ, Pletnevа NV 2023 Alternative Chromophore Binding Sites in Noncovalent Fluorescent Complexes of Bacterial Lipocalin. Russ. J. Bioorganic Chem. 49 (5) 1159–1163

,

Группа химии природных соединений (Михайлов А.А.)

Новые фотохимические превращения не требующие катализаторов и фотоактиваторов

Открыта серия фотохимических превращений простых и доступных органических молекул. Реакции не требуют добавления никаких катализаторов и фотоактиваторов, что выгодно отличает такие реакции от большинства известных фотохимических реакций. Продукты найденных превращений трудно получить другими методами, что делает выявленные реакции перспективными для дальнейшего прикладного использования.

1. Zaitseva ER, Opryshko VE, Ivanov DS, Mikhaylov AA, Smirnov AY, Baranov MS 2023 Synthesis of chroman-annulated cyclopropanols via photoinduced intramolecular [2 + 1]-cycloaddition of 2-allyloxybenzaldehydes. Org Biomol Chem 21 (45) 9082–9085
  2. Baleeva NS, Smirnov AY, Zaitseva ER, Ivanov DS, Sokolov AI, Mikhaylov AA, Myasnyanko IN, Baranov MS 2023 Photoinduced [1,5]-hydride shift triggered cyclization. New J Chem

,

Отдел биофотоники (Лукьянов К.А.)

,

Лаборатория оптического биоимиджинга (Мишин А.С.)

Новые флуорогены для флуоресцентного мечения

Разработана серия новых флуорогенов пригодных для мечения живых систем. А именно: (1) обнаружена серия веществ селективно окрашивающих эндоплзматический ретикулум живых клеток; (2) предложен ряд флуорогенов для флуоресцентного мечения белка nanoLuc.

1. Perfilov MM, Zaitseva ER, Baleeva NS, Kublitski VS, Smirnov AY, Bogdanova YA, Krasnova SA, Myasnyanko IN, Mishin AS, Baranov MS 2023 Meta-CF3-Substituted Analogues of the GFP Chromophore with Remarkable Solvatochromism. Int J Mol Sci 24 (12) 9923
  2. Bogdanova YA, Zaitseva ER, Smirnov AY, Baleeva NS, Gavrikov AS, Myasnyanko IN, Goncharuk SA, Kot EF, Mineev KS, Mishin AS, Baranov MS 2023 NanoLuc Luciferase as a Fluorogen-Activating Protein for GFP Chromophore Based Fluorogens. Int J Mol Sci 24 (9) 7958

Отдел биологических испытаний

Лаборатория фармакокинетики (Зинченко Д.В.)

,

Лаборатория токсикологии in vitro (Наволоцкая Е.В.)

В C-концевой области белка кавеолин-3 находится последовательность аминокислотных остатков, кодирующих пептид, способный противодействовать экспериментальному аутоиммунному энцефаломиелиту, но не ревматоидному артриту, смоделированным у крыс

Локализован пептид pCav3, который способен подавлять симптомы экспериментального аутоиммунного энцефаломиелита крыс линии DA - утвержденной модели рассеянного склероза человека. Эффективность pCav3 сопоставима с известным иммуномодулятором иммунокортином. Оба пептида характеризуются значительной гомологией первичных структур. pCav3 и иммунокортин способны ингибировать пролиферацию лимфоцитов крыс DA, иммунизированных миелином хорды c IC50 = 0.42 μM (2.35 mcg/mL), что предопределяет терапевтический эффект. Был сделан вывод, что эффективность пептидов pCav3 и иммунокортина на модели ЭАЭ крыс DA практически идентичны, в то время, на как модель ревматоидного артрита у крыс SD, иммунокортин не оказывал влияния. Авторами сделан вывод, что рекомендации OECD в отношение использования линии крыс DA требуют ревизии, поскольку по нашим данным эффективность пептида в качестве терапевтического средства существенным образом зависит от типа ГКГ животных, используемых для получения модели того или иного аутоиммунного заболевания.

1. Danilkovich AV, Turobov VI, Palikov VA, Palikova YA, Shepelyakovskaya AO, Mikhaylov ES, Slashcheva GA, Shadrina TE, Shaykhutdinova ER, Rasskazova EA, Tukhovskaya EA, Khokhlova ON, Dyachenko IA, Ismailova AM, Zinchenko DV, Navolotskaya EV, Lipkin VM, Murashev AN, Udovichenko IP 2023 C-Terminal Region of Caveolin-3 Contains a Stretch of Amino Acid Residues Capable of Diminishing Symptoms of Experimental Autoimmune Encephalomyelitis but Not Rheumatoid Arthritis Modeled in Rats. Biomedicines 11 (10) 2855

НПП «Питомник лабораторных животных» (Телегин Г.Б.)

НПП «Питомник лабораторных животных» ФИБХ РАН: Основные достижения за 2023 год

Интрамедуллярное введение контрастного вещества «Омнипак» в спинномозговую жидкость крыс с модельной травмой спинного мозга в области позвонков L1-L2 приводит к накоплению контраста в кистозных полостях. Предложенный подход может оказаться перспективным терапевтическим протоколом для доставки лекарственных агентов при лечении спинальной травмы.

МРТ с диффузионно-тензорной визуализацией через 2 дня после травмы спинного мозга точно прогнозирует долговременное восстановление локомоторной функции у крыс. Такой подход позволит лучше отслеживать развитие спинальной травмы и объективно лучше оценивать влияние потенциальных терапевтических протоколов.

1. Telegin GB, Chernov AS, Malyavina EV, Minakov AN, Kazakov VA, Rodionov MV, Belogurov AA, Spallone A 2023 CSF – injected contrast medium enhances post-traumatic spinal cord cysts. An experimental study in rats. Eur Rev Med Pharmacol Sci 27 (13) 6132–6139