History of Institute of bioorganic chemistry

Decision #57 M.M. Shemyakin The first Institute's building

The Institute was founded on February 20, 1959 with decision of Presidium of AS USSR and named as The Institute of natural compounds chemistry (INCC). New institute was situated in Moscow, on Vavilov street, 32 (ex-building of the Institute of mining AS USSR). M.M. Shemyakin became its first director.

Thats how started researches in chemistry of biopolymers (proteins and peptides, nucleic acids, carbohydrates, lipids, mixed polymers, etc.) and different natural and synthetic regulators of biological processes (antibiotics, vitamins, hormones, ferments) in Russia. In 60-s in INCC under M.M. Shemyakin and M.N. Kolosov leadership there were made numerous chemical researches on the most important antibiotics  chloramphenicol, tetracyclines, antibiotics of aurelic acids group and so on. At the same time research of more complex proteins started, that made base for development of new science  bioorganic chemistry. Exactly works of academician M.M. Shemyakin and scientists of INCC made chemistry of proteins and peptides being rapidly developed in our country. Also a novel method for determination of peptides and proteins amino-acid sequence by mass-spectrometry was developed and a new method of peptides synthesis on a polymer carrier was proposed (M.M. Shemyakin, Yu.A. Ovchinnikov, A.A. Kiryushkin, E.I. Vinogradova, A.I. Miroshnikov, Yu.B. Alakhov, V.M. Lipkin, Yu.B. Shvetsov, N.S. Wulfson, B.V. Rosinov, V.N. Bochkarev, V.M. Burikov (1966). Mass spectrometric determination of the amino-acid sequence of peptides. Nature 211 (5047), 361366). Abilities of these methods were demonstrated with synthesis of series of natural peptides (gramicidin S, angiotensin, etc.) and their analogs; later such a method was used by other researchers for synthesis of oligonucleotides. Works of M.M. Shemyakin and his colleagues devoted to problems of antibiotics research, especially monograph Chemistry of antibiotics published in 1949, 1953 and 1961, had great impact on development of antibiotics chemistry.

Colloquium in the laboratory Valinomycin

A number of very interesting works (19651975) must be marked out: they were devoted to a complex biological research of peptides containing residues of both amino acids and oxyacids  depsipeptides (this name was offered by M.M. Shemyakin and colleagues). Based on the developed in the Institute general scheme of synthesis of optically active depsipeptides, huge amount of different natural cyclodepsipeptides and their analogs were synthesized. Numerous researches permitted to ascertain, approve or disapprove structures of these natural compounds, which were offered before that.

Later, with different physicochemical methods such as NMR spectroscopy, which during that time was rapidly gaining importance, researches of spatial structure of depsipeptide antibiotics were conducted. Very important property was revealed: formation of steady complex with ions of alkaline metals and their transfer across the membrane of bacterial cell. Indeed, these works became the very first performed in molecular basics of different matters transportation through biological membranes. Later it became clear: analogous results were almost made in different foreign laboratories, but soviet scientists of the Institute finished first.

Results of this series of works were presented on different international conferences and after that they were summarized in reviews and monographs (for example, Membrane-active complexons, for which Yu.A. Ovchinnikov and V.T. Ivanov were rewarded in 1978 with Leninskaya award). Nowadays in front of the IBCh RAS sculpture of valinomycin in complex with potassium ion reminds us about fundamental meaning of depsipeptides.

IUPAC symposium in Riga, 1970 Moment of silence

In Riga in 1970, with academician M.M. Shemyakin and his colleagues hands on was conducted the 7th International symposium on chemistry of natural compounds (IUPAC), in its work world leaders of science were taking parts. For that time it became the largest conference in USSR, devoted to chemistry. But during this symposium M.M. Shemyakin suddenly passed away.

After his death Yu.A. Ovchinnikov  Shemyakins student, young and active academician,  became the leader of INCC. Due to his organization talent and sense of science, 70-s and80-s became breakthrough not only in national, but international physicochemical biology and biotechnology. Then the Institute was renamed in more modern way: the M.M. Shemyakin Institute of bioorganic chemistry.

Sequencing project participants Chemical structure of bacteriorhodopsin

In 1970-s  middle 1980-s in the Institute there were decoded primary structure of such important proteins as aspartate aminotransferase (the key enzyme of mammals nitrogen metabolism) and leucine-binding protein, different neurotoxins from snakes and spiders venoms, huge membrane chromoproteins  bacteriorhodopsin from halophilic bacteria and visual rhodopsin from bovine retina (1981)  and completely finished structural analysis of the largest (for those days) known protein  DNA-dependent RNA-polymerase. Determination of amino-acid sequence of bacteriorhodopsin has been continuing in severe competition between the Institute and the Labaratory of Nobelist G. Khorana (USA), and priority was on our side. This work became the first decoding of chemical structure of the membrane protein.

A lot of the Institutes employees activities has been rewarded with national awards and orders, and in 1981, with decision of the Presidium of the Supreme Soviet USSR, IBCh AS USSR was rewarded with order of a Labour red banner.

Lecture of academician Ovchinnikov

On the directors  Yu.A. Ovchinnikov  initiative, education of new manpower for physicochemical biology and biotechnology was actively developing: there were created new subdepartmants in MSU, MIPT, MIFCT (nowadays  MSAFCT) and in some else. In 1982 on the base of these subdepartments in IBCh was founded specialized Educational and scientific center. For some last years of his life academician Yu.A. Ovchinnikov, in spite of a grave illness, has been hard working on fundamental textbook Bioorganic chemistry published in 1987. At the same year passed first (it became annual later) winter scientific school for young scientists, students and postgraduates in perspective areas of physicochemical biology and biotechnology.

Model of the current IBCh building FEBS-1984 conference FEBS conference opening

In 1984 the Institute moved to a new place occasion, to a new building with perfectly equipped laboratories. At the same year in Moscow very important scientific event happened: 16th Conference of Federation of European biochemical societies (FEBS).

Decision about Branch foundation Beginning of the Branch Opening of the Branch Branch building

In 1984 the Institute moved to a new place occasion, to a new building with perfectly equipped laboratories. At the same year in Moscow very important scientific event happened: 16th Conference of Federation of European biochemical societies (FEBS).

In 1979 with decision of the Presidium AS USSR in Pushchino (Moscow Region) there was founded the Branch of the IBCh AS USSR, and in 1988 building of new complex for this branch was finished, as well as the building of the station of artificial climate Biotron for large-scale tests on plants and laboratory of biological tests (Biocenter) for preclinical trials of the newest medicines.

In the making of bioorganic chemistry and physicochemical biology there were made all prerequisites for development of biotechnological industry  development of the newest effective medicines and crops. As culmination we may call creation in 1985 intersectorial scientific and technique complex BIOGEN (Yu.A. Ovchinnikov became a director), which comprised several scientific institutes and plant facilities which worked for national biotechnological production. They produced interferon α and γ, immunomodulators Likopid, Neoteam-NC, Seramil and so on. From 2003 on the base of the Institute they produce Russian recombinant human insulin  Insuran.

In 1988 Yu.A. Ovchinnikov has passed away. His heir as a new director of the Institute  became academician V.T. Ivanov. 90-s were hard time for a whole country and for national science. But in spite of all obstacles, research in different areas of physicochemical biology and biotechnology has been continuing: an absolutely new subject emerged  research of proteins fluorescence and creation and development of fluorescent tools for for different biomedical tasks. In collaboration with leading Institutes of Europe and USA there were made researches of transgenic plants, search for new methods of improving economic valuable properties of plants, started biological tests on new medicines that have been produced in the Institute.

18-Ovch75_tn.jpg

In 1992 the Institute was renamed in the memory of Yu.A. Ovchinnikov, there have been started regular readings devoted to him. In 2009 there has passed international conference, devoted to the 75th anniversary of academician Yu.A. Ovchinnikov, gathered in Moscow a lot of world-famous scientists, including Nobelists.

In spite of difficulties, the Institute of bioorganic chemistry is successfully continuing scientific work in the most actual areas of physicochemical biology and meeting the challenge of time.

История Института биоорганической химии

Постановление №57 М.М. Шемякин Первое здание Института

Институт биоорганической химии был образован 20 февраля 1959 г. постановлением Президиума Академии Наук СССР и первоначально назывался Институтом химии природных соединений (ИХПС). Новый институт разместился в г. Москве на улице Вавилова, в доме № 32 (бывшее здание Института горного дела АН СССР). Первым директором стал академик Михаил Михайлович Шемякин.

Так в нашей стране был дан старт исследованиям в области химии биополимеров (белково-пептидные вещества, нуклеиновые кислоты, углеводы, липиды, смешанные полимеры и т. д.) и различных природных и синтетических регуляторов биологических процессов (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты). В 60-е годы в ИХПС под руководством М.М. Шемякина и М.Н. Колосова проводились многочисленные работы по химическому изучению важнейших антибиотиков  хлорамфеникола, тетрациклинов, антибиотиков группы ауреоловой кислоты и многих других. Тогда же начались и исследования более сложных веществ белковой природы, что заложило основы для развития в нашей стране принципиально новой науки – биоорганической химии. По сути, именно работы академика М.М. Шемякина и сотрудников ИХПС послужили толчком к бурному развитию химии белково-пептидных веществ в СССР. Тогда же был разработан принципиально новый метод определения аминокислотной последовательности пептидов и белков методами масс-спектрометрии и предложен новый метод синтеза пептидов на полимерном носителе. Возможности методов были продемонстрированы синтезом ряда природных пептидов (грамицидин S, ангиотензин и др.) и их аналогов; впоследствии подобный метод использовался другими исследователями для синтеза олигонуклеотидов. Большое значение для развития химии антибиотиков имели обобщающие работы М.М. Шемякина и его коллег, посвящённые проблемам изучения антибиотиков, особенно монография «Химия антибиотиков», последовательно опубликованная в 1949, 1953 и 1961 гг.

Лабораторный коллоквиум Валиномицин

Особо стоит выделить целый класс очень интересных работ (1965–1975 гг.), посвящённых комплексному биологическому изучению пептидов, содержащих помимо аминокислот ещё и остатки оксикислот  депсипептидов (именно это название было предложено М.М. Шемякиным с коллегами). На основе разработанного в Институте общего пути синтеза оптически активных линейных депсипептидов было получено большое число различных циклодепсипептидов природного происхождения (споридесмолидов, энниатинов, валиномицина и др.) и их аналогов. Многочисленные исследования позволили установить, подтвердить или опровергнуть предполагавшиеся ранее структуры этих природных соединений.

Позднее различными физико-химическими методами, и, в частности, методами ЯМР-спектроскопии, приобретавшей в то время всё большее и большее значение, проводились исследования пространственной структуры депсипептидных антибиотиков. Было показано весьма важное свойство: образование устойчивых комплексов с ионами щелочных металлов и их перенос через мембрану бактериальной клетки. По сути, эти работы стали первыми исследованиями по изучению молекулярных основ транспорта различных веществ через биологические мембраны. Позднее выяснилось, что аналогичные результаты были уже на подходе в нескольких зарубежных лабораториях, но первыми пришли к финишу советские учёные Института химии природных соединений. Итоги этого цикла работ докладывались на различных международных конференциях и суммированы в ряде обзоров и монографий (например, «Мембрано-активные комплексоны», за которую в 1978 г. академик Ю.А. Овчинников и В.Т. Иванов были удостоены Ленинской премии). Сегодня о важности и фундаментальном значении депсипептидов нам напоминает скульптурная композиция, изображающая антибиотик валиномицин в комплексе с ионом калия, установленная перед центральным входом в ИБХ РАН.

Симпозиум в Риге Минута молчания

В 1970 г. в Риге при активном участии академика М.М. Шемякина и его сотрудников был проведён 7-й Международный симпозиум по химии природных соединений (ИЮПАК), в работе которого приняли участие ведущие мировые учёные в этой области. На тот момент эта встреча стала самой крупной конференцией по химии среди всех когда-либо проводившихся в Советском Союзе. Однако во время работы симпозиума внезапно умирает главный вдохновитель и президент симпозиума М.М. Шемякин.

После смерти академика М.М. Шемякина ИХПС возглавил его ученик, молодой и энергичный академик Юрий Анатольевич Овчинников. Благодаря его прекрасному организаторскому таланту и научному чутью, 70-е и 80-е годы стали прорывом не только в отечественной, но и в мировой физико-химической биологии и биотехнологии. Институту было присвоено новое, более актуальное на тот момент название, отражающее весь спектр проводимых исследований – Институт биоорганической химии имени академика М.М. Шемякина АН СССР.

Участники проекта по аспартатаминотрансферазе Первичная структура бактериородопсина

В 1970-х середине 1980-х гг. в Институте биоорганической химии была расшифрована первичная структура таких важнейших белков как аспартат-аминотрансфераза (ключевой фермент азотистого обмена млекопитающих) и лейцин-связывающий белок, различных нейротоксинов из ядов змей и пауков, крупных мембранных хромопротеинов  бактериородопсина из галофильных микроорганизмов и зрительного родопсина из сетчатки глаза быка (1981 г.),  а также завершён полный структурный анализ самого крупного из известных на тот момент белка  ДНК-зависимой РНК-полимеразы. Изучение аминокислотной последовательности бактериородопсина проходило в жесточайшей конкуренции с лабораторией лауреата Нобелевской премии Г. Кораны (США), и приоритет был на стороне советских учёных. Эта работа стала первым примером расшифровки химической структуры мембранного белка (1978 г.).

Деятельность многих сотрудников Института отмечена государственными наградами и премиями, а в 1981 году постановлением Президиума Верховного Совета СССР ИБХ им. М.М. Шемякина АН СССР был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Лекция академика Овчинникова

По инициативе директора ИБХ академика Ю.А. Овчинникова, активно развивалась профессиональная подготовка молодых специалистов для физико-химической биологии и биотехнологии: создавались базовые кафедры в МГУ, МФТИ, МИТХТ и ряде других ВУЗов. В 1982 году на базе этих кафедр в ИБХ был организован специализированный учебно-научный центр. В последние годы своей жизни академик Ю.А. Овчинников, несмотря на тяжёлую болезнь, кропотливо трудился над написанием фундаментального учебника «Биоорганическая химия», вышедшего в свет в 1987 г. В том же году прошла первая, ставшая впоследствии ежегодной, зимняя научная школа для молодых учёных, студентов и аспирантов по перспективным направлениям физико-химической биологии и биотехнологии.

Макет современного здания ИБХ Конференция ФЕБО-1984 Открытие ФЕБО

В 1984 г. состоялся торжественный переезд ИБХ им. М.М. Шемякина в новое здание с прекрасно оснащёнными лабораториями. В том же году в г. Москве состоялось знаменательное научное событие  16-я конференция Федерации Европейских биохимических обществ (FEBS).

14-Decision_tn.png Закладка первого камня Филиала Открытие здания Филиала Здание Филиала ИБХ в Пущине

В 1979 г. Распоряжением Президиума АН СССР № 120001194 от 25.07.1979 г. в городе Пущино Московской области был организован Филиал ИБХ им. М.М. Шемякина АН СССР, а в 1988 г. было завершено строительство комплекса зданий для филиала, станции искусственного климата БИОТРОН для проведения широкомасштабных исследований на растениях и лаборатории биологических испытаний (Биоцентра) для доклинических исследований новейших лекарственных препаратов.

Со становлением биоорганической химии и физико-химической биологии были созданы все предпосылки к развитию биотехнологической промышленности, разработке новейших эффективных лекарственных средств и выведению новых видов сельскохозяйственных культур. Кульминацией стало создание в 1985 г. межотраслевого научно-технического комплекса «БИОГЕН» (генеральным директором стал академик Ю.А. Овчинников), объединившего в себе ряд НИИ и промышленных предприятий, ориентированных на выпуск отечественной биотехнологической продукции. Было налажено производство интерферонов α и γ, иммуномодулирующих препаратов «Ликопид», «Неотим-NC», «Серамил» и многих других. Начиная с 2003 г., на опытном производстве Института при поддержке Правительства РФ и г. Москвы налажен выпуск отечественного генно-инженерного человеческого инсулина  препарата «Инсуран».

В 1988 г. скоропостижно умирает Ю. А. Овчинников. Его преемником на посту директора Института становится академик Вадим Тихонович Иванов. 1990-е годы были трудными для всей страны и особенно для отечественной науки. Но, несмотря на все препятствия, продолжались исследования по самым разным актуальным направлениям физико-химической биологии и биотехнологии, появилась совершенно новая интереснейшая тематика – изучение флуоресценции белков, а также создание и развитие флуоресцентных инструментов исследований для различных биомедицинских задач. В сотрудничестве с ведущими институтами Европы и США проводились исследования строения бактериофагов. В Филиале Института начались работы по изучению трансгенных растений, поиск новых приёмов улучшения хозяйственно-ценных признаков растений, стартовали биологические испытания создаваемых в Институте лекарственных препаратов.

Конференция по случаю 75-летия Ю.А. Овчинникова

В 1992 году Институту было присвоено имя академика Ю.А. Овчинникова, стали регулярно проводиться чтения, посвящённые его памяти. В 2009 году состоялась международная конференция, посвящённая 75-летию со дня рождения академика Ю. А. Овчинникова, собравшая в Москве многих учёных с мировыми именами, включая лауреатов Нобелевской премии.

Несмотря на трудности, Институт биоорганической химии продолжает успешно осуществлять научную деятельность по самым актуальным на сегодняшний день направлениям физико-химической биологии и отвечать современным вызовам времени.