Взаимодействие между клетками, расположенными в различных зонах опухоли, повышает агрессивность глиобластомы

Сотрудники Лаборатории мембранных и биоэнергетических систем совместно с коллегами из университета Алабамы (UAB) исследовали гетерогенность клеток глиобластомы внутри опухолей пациентов. Авторы продемонстрировали, что популяции клеток в центре и на периферии опухоли отличаются друг от друга по спектру чувствительности к терапии, скорости пролиферации, инвазивности и уровню экспрессии генов.

Bastola S, Pavlyukov MS, Yamashita D, Ghosh S, Cho H, Kagaya N, Zhang Z, Minata M, Lee Y, Sadahiro H, Yamaguchi S, Komarova S, Yang E, Markert J, Nabors LB, Bhat K, Lee J, Chen Q, Crossman DK, Shin-Ya K, Nam DH, Nakano I

Обнаруженные различия стабильно сохранялись in vitro в нейросферах, выделенных из разных участков опухоли. Исследование межклеточных взаимодействий показало, что клетки в центре опухоли выделяют растворимый белок CD109, стимулирующий агрессивный фенотип клеток на периферии опухоли. Авторы продемонстрировали, что данный сигнальный путь может быть блокирован с помощью низкомолекулярного ингибитора белка HDAC1.

Рис. 1. Механизм коммуникации клеток, расположенных в центре и на периферии глиобластомы.

Работа опубликована в журнале Nature Communications.

1 октября 2020 года