Новые структурные данные позволили изучить механизм тепловой активации термочувствительных ионных каналов семейства TRP

Сотрудники Лаборатории моделирования бимолекулярных систем ИБХ РАН совместно с коллегами из Колумбийского университета (Нью-Йорк, США), Университета Иллинойса (Пеория, США) и Института физиологии Чешской академии наук (Прага, Чехия) выяснили структурные аспекты механизма температурной активации термочувствительных каналов на примере ионного канала TRPV3.

структурная биология, ионные каналы

Григоров А.С.

Nadezhdin KD, Neuberger A, Trofimov YA, Krylov NA, Sinica V, Kupko N, Vlachova V, Zakharian E, Efremov RG, Sobolevsky AI

TRPV3 – полимодальный рецептор, работающий, в том числе, как сенсор температуры в клетках кожи (кератиноцитах). Коллективу ученых впервые в мире удалось при помощи метода криоэлектронной микроскопии запечатлеть белок в закрытом, сенситизированном (переходном) и открытом состояниях. На основании структурных данных предложен молекулярный механизм термоактивации канала, который заключается в т.н. «конформационной волне» перестроек белка и его липидного окружения. Компьютерное моделирование TRPV3 позволило охарактеризовать проводимость канала в различных состояниях и проследить за динамикой липидов в т.н. «ваниллоидном кармане». Эти липиды, по-видимому, играют роль своеобразных «плавких предохранителей», регулирующих перестройки белка в ответ на изменение температуры. Работа опубликована в престижном журнале Nature Structural & Molecular Biology, а также была удостоена попадания на обложку номера.

12 августа 2021 года