Разработана методика, позволяющая использовать перестройку гена альфа цепи Т-клеточного рецептора для мониторинга минимальной остаточной болезни при лейкозе

Мониторинг минимальной остаточной болезни (МОБ) является одним из наиболее важных диагностических тестов при терапии острого и хронического лимфобластного лейкоза. В настоящий момент используется несколько методов для определения МОБ, наиболее чувствительным из которых является определение и мониторинг клональных перестроек в иммуноглобулиновых генах, характерных для опухолевых клеток. Высокая чувствительность, вплоть до 1 опухолевой клетки на миллион, достигается путём использования высокопроизводительного секвенирования нового поколения (Illumina).

До недавнего времени для мониторинга МОБ использовали 6 генов суперсемейства иммуноглобулиновых рецепторов (IGH, IGK, IGL, TRB, TRD и TRG), в то время как ген TRA, кодирующий альфа цепь Т-клеточного рецептора, не использовался. В данной работе группой учёных из Лаборатории сравнительной и функциональной геномики совместно с коллегами из НМИЦ ДГОИ им. Д. Рогачёва и Масарикового Университета была разработана методика для определения клональных перестроек и их последующего мониторинга в последнем из иммуноглобулиновых генов. Применённый подход основан на сочетании мультиплексной ПЦР, высокопроизводительного секвенирования и оригинального протокола анализа данных, который позволяет корректировать количественные перекосы, возникающие в ходе амплификации. Методика опробована на 112 образцах пациентов с острым лимфобластным лейкозом или лимфомой и показано, что около половины образцов имеют характерные перестройки гена TRA. Введение нового гена в протокол мониторинга МОБ поможет существенно повысить его достоверность и снизить число пациентов, для которых не удалось обнаружить хотя бы одну характеристическую перестройку. Разработанный метод также может быть использован для анализа репертуаров Т-клеточных рецепторов в образцах для которых РНК недоступна. Исследование опубликовано в журнале British Journal of Haematology.

27 декабря 2019 года