Пресс-центр / новости / Наука /

Избранные в РАН сотрудники ИБХ рассказали о выборах и своих планах

Российская академия наук провела выборы новых членов Академии, которые были утверждены на общем собрании 28 октября. Среди выбранных кандидатур – три сотрудника ИБХ РАН. Звание академика РАН получили Александр Габибович Габибов и Вадим Маркович Говорун, звание члена-корреспондента РАН присудили Константину Анатольевичу Лукьянову. Новоиспеченные члены РАН рассказывают о том, какие обязанности они берут на себя в новом статусе и какой они хотят видят Академию в ближайшем будущем.

РАН, выборы

Пользователь

«Самые масштабные за всю историю нашей академии наук выборы. Это были первые выборы после объединения трех академий, с одной стороны, и мы не проводили выборы в течение пяти лет. Было выделено 518 вакансий – это очень много. Из них 184 академика и 334 член-корров», – прокомментировал президент РАН Владимир Фортов в один из выборных дней. Всего было подано 2 тысячи 273 заявки.

Главная обязанность членов Российской академии наук состоит в том, чтобы обогащать науку новыми достижениями. Так пишет Академия на своем сайте. Однако что, по мнению сотрудников Института биоорганической химии РАН, входит и должно входить в обязанности Академии и ее членов?

«Я считаю, что Академия должна набирать в свои ряды лучших ведущих ученых нашей страны, которые действительно сделали большой вклад в науку, – считает Александр Габибович, доктор химических наук, академик РАН, руководитель Лаборатории биокатализа ИБХ, заместитель директора. – С таким составом РАН будет замечательным экспертным сообществом. Я убежден, что Академия должна проводить экспертизу различных государственных проектов – от постройки моста до внедрения биотехнологических разработок. Россия – страна с богатыми научными традициями, этот потенциал экспертного сообщества должен применяться при решении важных государственных задач в полной мере. Прежде так и было, достаточно вспомнить участие Академии наук в развитии первых программ по ядерной энергетике и освоению космоса».

По мнению Александра Габибовича, чтобы добиться этих целей, для начала необходимо оставить все обиды и разногласия между государством, РАН и ФАНО за рамками реальных дел и дать возможность ученым выдвигать научно-организационные концепции, честно и непредвзято, и быть услышанными. Когда взаимопонимание будет достигнуто, нужно создать механизм взаимодействия между правительством страны и РАН.

«Может быть, я буду раскритикован своими коллегами, но я считаю, что экспертизы государственных проектов можно проводить бесплатно, ведь члены Академии и так получают финансовую поддержку в виде стипендии», – добавляет академик.

В повестку общих собраний РАН входит задача определения приоритетных направлений деятельности Академии для достижения целей ее деятельности. Как правило, члены Академии занимаются исследованиями в ведущих областях науки, которые затем могут быть выбраны как приоритетные для Академии.

«Поскольку все эти годы работы в ИБХ я занимался флуоресцентным имиджингом, я буду стараться поддерживать развитие этого направления в Академии, – говорит Константин Лукьянов, доктор биологических наук, член-корреспондент РАН, заведующий Лаборатории биофотоники ИБХ. – Сейчас оно находится не в основном потоке исследований, на передовой, как известно, – геномика, транскриптомика, протеомика и прочие подходы к массированному анализу молекул.  Надеюсь, с микроскопией произойдет то же самое: от последовательной визуализации отдельных белков мы придем к анализу сотен мишеней сразу. В настоящее время во флуоресцентной микроскопии происходит настоящая революция. Например, Нобелевскую премию 2014 года по химии дали за флуоресцентную микроскопию сверхвысокого разрешения, которая позволяет наблюдать за структурами в живой клетке с нанометровым разрешением – ранее это считалось принципиально невозможным. Появляющиеся микроскопы, программное обеспечение и флуоресцентные метки все вместе, я думаю, дадут возможность сделать технологический рывок в обозримом будущем, аналогичный секвенированию нового поколения».

«Прежде всего, Академия должна заниматься наукой. Сейчас в биологии и медицине мы являемся, скорее, догоняющей державой. Но если появится желание и будет выделено достаточное финансирование, мы сможем продвигать некоторые области науки и исследования, которые позволят России занять и удержать хорошие позиции в мире», – заключает Александр Габибов.

Кроме того, по мнению Александра Габибовича, члены Академии должны также заниматься преподавательской деятельностью и готовить следующее поколение ученых так, чтобы оно могло воспринимать новые мировые идеи в науке и не бояться действовать в новых условиях.

«Я рад, что правительство в последнее время делает большие шаги в области молодежной политики: молодым ученым выделяют отдельные гранты с высокими показателями по сравнению со «взрослыми» грантами, отводят отдельные места при выборах в Академию, проводят конкурсы и делают многое другое», – комментирует Александр Габибович.

Члены Академии участвуют в распределении финансирования научных исследований научных и образовательных организаций, давая Правительству свои рекомендации. По мнению ученых, научные гранты – это наиболее адекватная система поддержки фундаментальной науки.

«Прекрасным примером являются гранты РНФ, но в идеале они должны быть менее требовательны в пунктуальном выполнении плана – научная работа часто непредсказуема и не может быть четко расписана на несколько лет, а иногда даже и на один год вперед, – считает Константин Анатольевич. – Главным критерием успешности фундаментального проекта должны быть публикации в уважаемых журналах, а не полное совпадение запланированных и полученных результатов. Очень не хватает специальных грантов на покупку крупного оборудования – даже выиграв большой грант на выполнения проекта, мы оказываемся не в состоянии купить современное оборудование, например, микроскопы могут стоить несколько сот тысяч и даже более миллиона долларов».

Выборы в Академию породили множество дискуссий, в частности, обсуждали чистоту процесса отбора кандидатов.

«После каждых выборов мы наблюдаем ситуацию, когда кто-то остается недоволен результатами выборов, – говорит Вадим Говорун, доктор биологических наук, академик, заведующий Лаборатории протеомики ИБХ. – Я считаю, что нельзя линейно подходить к этому вопросу при отборе кандидатов, отбор является здесь многофакторным, поскольку члены РАН выполняют широкий круг функций – общественные задачи, преподавательская деятельности, научная и организационная работа».

 «С 36 лет я заведую лабораторией, сначала в Институте молекулярной биологии, а потом в ИБХ, и, конечно, «ведение» лаборатории – крайне важная обязанность члена Академии. Несмотря на мои административные обязанности, приоритетной я считают свою научную деятельность, поэтому и в Академии я хотел бы выступать, прежде всего, в роли учёного, – говорит Александр Габибов. – Если в РАН будут стараться выбирать ученых, сделавших что-то значительное в науке, а не в организационно-хозяйственной сфере, тогда мы можем ждать положительных изменений. Например, вы же не станете выдвигать в народные артисты балерину, которая хорошо организует гастроли театра? Люди идут в театр смотреть на прима-балерину, потому что она обладает особым талантом и признана в мире искусств именно за это. В науке то же самое».

 

Поздравляем Александра Габибович Габибова, Вадима Марковича Говоруна и Константина Анатольевича Лукьянова с победой в выборах в Академию наук и желаем успешно реализовать свои научные и творческие проекты!

 

Списки выбранных академиков можно посмотреть здесь, членов-корреспондентов – здесь, иностранных членов – здесь.

7 ноября 2016 года