Пресс-центр / новости / Наука /

Сотрудники ИБХ РАН провели первую биологическую смену для школьников в «Сириусе»

Молодые ученые из Института биоорганической химии им. М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова и РНИМУ им. Н.И. Пирогова под руководством академика Сергея Анатольевича Лукьянова организовали и провели биологическую смену в образовательном центре «Сириус» (Сочи) с 1 по 24 октября. Ее посетили 160 победителей и призеров Всероссийской олимпиады по биологии, химии и экологии из 20 регионов России, познакомившись в теории и на практике с молекулярной биологией, биотехнологиями, генетикой, иммунологией и биоинформатикой.

обучение, преподаватели, сириус

Пользователь

Фото: Юлия Шуляк.

Обучение проходило на территории Образовательного центра «Сириус» – круглогодичной площадки для школьников, увлеченных наукой, искусством и спортом. Прежде научное направление было представлено математикой и физикой; в октябре этого года в «Сириусе» прошла первая биологическая смена, инициированная Центром, ИБХ РАН, РНИМУ и МГУ. На смену приехали 55 ученых страны, которые прочитали десятки лекций и провели более 35 практических спецкурсов для талантливых школьников со всей страны.

«Главная цель смены состояла в том, чтобы показать, что такое современная биология и как проводятся современные биологические исследования, – говорит Александр Василевский, заместитель куратора смены, кандидат химических наук, сотрудник ИБХ РАН. – Поэтому для нас, организаторов, принципиальными были три момента: выступление в качестве пленарных лекторов ведущих ученых, работы которых знают не только в России, но во всем мире, приезд на смену в качестве преподавателей сотрудников ведущих научных центров страны и возможность проведения практических занятий в лабораториях Научного парка  «Сириуса», оборудованных в соответствии с сегодняшними нормами».


Фото: Алексей Пахомов.

Ученые читали лекции о науке и жизни

Биологическая смена в «Сириусе» состояла из лекций и спецкурсов. Лекции для всех участников смены каждое утро читали сотрудники ведущих научных институтов страны: Всеволод Вадимович Белоусов, Александр Габибович Габибов, Михаил Сергеевич Гельфанд, Вадим Маркович Говорун, Станислав Владимирович Дробышевский, Роман Гербертович Ефремов, Вадим Тихонович Иванов, Вячеслав Адамович Колб, Сергей Анатольевич Лукьянов, Денис Владимирович Ребриков, Дмитрий Михайлович Чудаков, Илья Викторович Ямпольский и другие, а также лауреат Нобелевской премии по химии 2013 года Арье Варшель (Arieh Warshel), посетивший Россию по приглашению А.Г. Габибова. Лекторы поднимали современные проблемы биологии, биомедицины, биотехнологии, химии и биохимии.

Лекции Вадима Марковича Говоруна, Ариех Варшала и Александра Габибовича Габибова.

По словам участников смены, каждая лекция открывала для них новые знания о науке, несмотря на то, что за их плечами был многолетний опыт чтения научной литературы вузовского уровня.

«Я впервые познакомилась с трансляционной медициной, очертила для себя понятие синтетической биологии, то есть того, чем я хочу заниматься в первую очередь, – вспоминает занятия Алина Лиманская, ученица 11 класса города Щелково Московской области. – Помимо этого, я систематизировала всё то, что знала по антропологии и палеонтологии, узнала о незаменимой методике молекулярного баркодирования и наконец разобралась в интересовавших меня ранее механизмах действия нейротоксинов».

Выступающие перед школьниками ученые давали не только сухую информацию о сфере своей компетенции, но и живо делились опытом, рассказывали о том, почему любят свою работу, как не потерять себя в погоне за результатом и не сломаться под гнетом провалов и неудач, какие цели нужно ставить перед собой и как анализировать результаты.

«Есть такое мнение: чтобы стать ученым, нужно очень мало – хороший университет, где всему тебя обучат. Это неправильная позиция, на мой взгляд, – считает Егор Алимпиев, ученик 11 класса из Тулы. – Важно общаться с людьми, смотреть, чем они занимаются, и быть социализированным. Я сейчас понял, что книжки не дают полную информацию, многое выходит из твоей социальной активности, поэтому я рад, что смог познакомиться с лучшими умами страны и узнать, чем они занимаются, даже если эти знания не понадобятся мне напрямую в вузе».


Фото: Юлия Шуляк.

Практические занятия помогли определиться с профессией

Во второй половине дня, после занятий по школьной программе и лекций, участники биологической смены расходились по аудиториям и лабораториям, где для них было организовано 35 спецкурсов, из которых каждый участник мог посетить пять заранее выбранных. Практические спецкурсы были призваны помочь школьникам познакомиться с методикой научной работы и современным оборудованием. Институт биоорганической химии РАН представляли молодые сотрудники: Надежда Антипова, Иван Звягин, Марк Израельсон, Софья Касацкая, Денис Кудрявцев, Дмитрий Макаров, Даниил Павленко, Алексей Пахомов, Наталья Поварова, Михаил Погорелый, Рита Черткова и Антон Чугунов. Они совместно с коллегами из других институтов, вузов, образовательных центров и школ страны под руководством Александра Василевского (также сотрудника ИБХ РАН) учили школьников ПЦР и иммуноферментному анализу, получать флуоресцентные красители и анализировать физиологию и морфологию растений, строить трехмерные модели биомолекул и классифицировать обитателей местных рек и водоемов.


Фото: Алексей Пахомов.

«Я учусь в хорошем лицее на медико-биологическом отделении, планирую заниматься наукой, в частности, биоорганической химией», – без колебаний произносит Яна Коробкина, ученица 11 класса одной из школ Москвы. Несмотря на то, что Яна знакома с лабораторной деятельностью, поскольку совмещает учебу с работой в Институте биологии гена РАН, на смене она смогла познакомиться с другими биохимическими технологиями и в очередной раз убедиться, что не может представить свою жизнь без науки.

Екатерина Панарина из Смоленска, одна из участниц «Сириуса», после смены поняла, что работа научного сотрудника – это не ее призвание, хотя прежде она мечтала о профессии генетика или вирусолога.

«Учёные из ИБХ и МГУ читали нам интересные лекции о сложных биологических процессах, протекающих на молекулярном уровне. Конечно, это очень увлекательно, но лично мне все это было непонятно. На спецкурсах нам показали, как проводится ПЦР и электрофорез, и я поняла, что боюсь работать на современном оборудовании, – признается Екатерина. – Раньше мне хотелось быть генетиком и разрабатывать какие-то новые методы для лечения детей с различными генетическими заболеваниями. Я думала, что буду контактировать с больными напрямую и путём анамнеза подбирать какое-то лечение, и притом хотелось работать генетиком не в частной клинике или в лаборатории, а в государственной больнице, чтобы оказывать помощь любому, кто в ней нуждается. Сейчас я понимаю, что такой профессии у нас просто нет, и хочу выучиться на педиатра в одном из медицинских вузов города».

По мнению организаторов биологической смены, лекции и проекты могут помочь школьникам лучше понять себя и решить, готовы ли они посвятить себя биологии или медицине. Если они разочаровались в профессии, это не значит, что учебная программа и учителя были плохими, а напротив, означает, что они помогли человеку заранее рационально оценить на свои перспективы.


Фото: Юлия Шуляк.

Школьников научили защищаться

Общение с учеными позволило участникам смены познакомиться с настоящей наукой и приоткрыть ширму, которая обычно отгораживает специалиста от неспециалиста в любой области знаний. Причем за ширмой науки скрывались не только лаборатории, но и конференц-залы, где ученые выступают с докладами, рассказывая о своих достижениях научному сообществу.

«Мы считаем, что представление результатов своей работы на публике – важная часть в жизни любого научного сотрудника, поскольку это позволяет услышать мнение коллег, критику или одобрение в свой адрес и получить рабочие советы. Поэтому в «Сириусе» школьники учились защищать свои работы по результатам занятий», – комментирует Александр Василевский.


Фото: Рита Черткова.

После каждого из пяти обучающих циклов участники смены отчитывались о проделанной на спецкурсе работе, отвечали на вопросы преподавателей и коллег. «Я защищала проекты по трем спецкурсам и, благодаря своим преподавателям и компетентному жюри, научилась правильно готовить презентации и доклады», – говорит Виктория Пушкина из города Курска.

Завершающим мероприятием биологической смены стала защита лучших проектов. Победителями этой «битвы» стали Егор Алимпиев, Анна Редько и Дарья Старыгина, рассказавшие о своей работе на спецкурсе Антона Чугунова «Молекулярный конструктор».

«Мы освоили физико-химические методы моделирования структуры белков, узнали о компьютерных методах динамики биомолекул и сами собрали белок убиквитин из пластикового “конструктора”, – поясняет суть работы Егор Алимпиев. – В целом я получил более детальное представление о работе российских ученых, приобрел навыки биоинформатика и молекулярного биолога, и я очень рад этому опыту».

Биологическая смена прошла впервые в образовательном центре «Сириус». Центр создан Фондом «Талант и успех» на базе олимпийской инфраструктуры по инициативе президента Российской Федерации В.В. Путина, который стал председателем его Попечительского совета. Цель работы «Сириуса» – раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка одаренных детей, проявивших выдающиеся способности в области искусств, спорта, естественнонаучных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве.

28 ноября 2016 года